Армянский вопрос является одним из самых сложных для внешнеполитической стратегии Турции. Во внутренней политике вопрос о геноциде армян является главным раздражителем для турецких правых. Интерпретация событий 1910-х годов является крупной проблемой в отношениях Анкары не только с Арменией, но и с Европейским союзом. В конечном счете он сказывается на реализации турецкой концепции «ноль проблем с соседями». Проблема гибели армян сто лет назад становится предметом дискуссии далеко за пределами турецко-армянского взаимодействия и проецируется на региональный и глобальный контекст.
Проблема армянского геноцида важна для армянского народа, который стремится восстановить историческую справедливость и надеется на возмещение с турецкой стороны за массовую гибель армян в Османской империи в 1914-1915 годах. Трактуя события как геноцид, Армения и мировое армянское сообщество вкладывает в это понятие ценностный подтекст, а не юридический, поскольку международная конвенция о геноциде была принята только в 1949 году. При этом Ереван надеется на финансовые компенсации или даже возвращение Турцией утраченных Арменией в в 1920-м году земель.
Армянские круги активно воздействуют на европейских и американских политиков, многие из которых настроены по вопросу о геноциде безразлично и потому готовы использовать его в своих интересах. В глазах руководства Франции и Германии отрицание Анкарой геноцида является важным символическим препятствием для вступления Турции в ЕС. В ряде стран мира геноцид армян был признан законодательно, а во Франции даже пытались ввести уголовное наказание за его отрицание.
Правящая в Турции c 2002 года “Партия справедливости и развития” стремится способствовать улучшению отношений с соседями. В 2008-2009 годах Анкара и Ереван впервые были близки к установлению и нормализации дипломатических отношений. Но подписанные в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений» не были ратифицированы парламентами двух стран, где резко против высказалась оппозиция. Один из важных элементом договоренности было создание совместной комиссии из историков для изучения вопроса о геноциде армян 1915 года.
Турция до сих пор выступала категорически против признания геноцида, избегала самого слова «геноцид» как в официальных речах, так и в прессе. В этом контексте заявление премьер-министра Турции Рэджепа Тайипа Эрдогана о массовой гибели армян от 23 апреля 2014 года, можно рассматривать как шаг навстречу армянским коллегам и именно так его позиционируют в Анкаре. Вместе с тем, если внимательно рассмотреть контекст заявления, то станет очевидно: Турция не извиняется за действия Османской империи, но говорит об общем прошлом всех ее народов, которые все вместе и пострадали. Иными словами, Эрдоган утверждает, что все народы империи столкнулись с одинаковыми сложностями со стороны государства, которое прекратило существование - об этом нужно помнить, но при этом искать пути мирного развития вместе во имя будущего.
Слова Эрдогана были сказаны в памятные для армян дни, когда по всему миру вновь поднимается вопрос геноцида. Это приводит к ущербу внешнеполитической репутации Турции, которая по мнению многих не достаточно дистанцируется от Османской империи. Особенно некстати для Анкары памятные даты геноцида совпали с событиями в населенном армянами сирийском городе Кесабе, где в результате действий турецких экстремистов погибло значительное количество мирных жителей.
Рэджеп Эрдоган своими словами стремится не столько извиниться перед армянами, сколько отправить сигнал о том, что Турция, как и Османская империя, терпима ко всем соседним народам, с которыми ее связывает общее прошлое и главное – общее будущее.
Становление американо-израильских отношений происходило во второй половине ХХ века в контексте «холодной войны» и арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что США и Израиль никогда не заключали оборонного союза, американское руководство при обсуждении региональных вопросов неоднократно давало гарантии по обеспечению безопасности Израиля.
Назначение бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили главой областной администрации Одессы вновь заставило Россию обратить внимание на своего южного соседа — Грузию. Может показаться странным, что грузинские власти комментировали это решение Петра Порошенко с плохо скрываемым раздражением. А все потому, что сложный, но крайне важный процесс нормализации российско-грузинских отношений идет вот уже несколько лет.
Решение Администрации Обамы не блокировать «антиизраильскую» резолюцию СБ ООН вызвало в Вашингтоне волну недовольства, направленную в адрес Белого Дома и самой ООН. Предпринятый администрацией Обамы комплекс карательных мер в адрес России вызвал в США смешанную реакцию. С официальным открытием новой сессии Конгресса демократическое меньшинство в обеих палатах начало строить планы по противодействию республиканцам.
В совокупности представленные аргументы не выдерживают критики информированного читателя. Задача этого «катехизиса» — дать указания самим членам НАТО относительно генеральной линии в полемике с Россией.