18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Как и в случае с недавним европейским турне, американскому лидеру, вместо церемониальных прощаний с коллегами и партнерами, пришлось вести активную переговорную деятельность, чтобы заверить союзников США в неизменности внешнеполитичеким приоритетов Вашингтона.
Наибольшее беспокойство американских партнеров по АТЭС было вызвано отказом избранного президента Дональда Трампа продолжать работу над проектом Транстихоокеанского партнерства (ТТП), призванного выполнять функцию сдерживания Китая в регионе. Маловероятно, что Трамп откажется от одного из центральных предвыборных обещаний, которое обеспечило ему поддержку избирателей т.н. «Ржавого пояса». Более того, миллиардер уже заявил о намерении выйти из ТТП в первый день после инаугурации, т.е. 21 января 2016 г. На саммите АТЭС Обама пытался успокоить партнеров, однако аргументов для этого было не так много. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«…сейчас ряд стран региона начали колебаться, и склоняться в сторону китайской Зоны свободной торговли в АТР, которая будет функционировать по китайским правилам и, как считают многие, под китайским экономическим началом. И, к сожалению для Обамы, тут он никаких гарантий союзникам относительно жизнеспособности американской альтернативы не дал — президент лишь призвал не хоронить ТТП раньше времени и дать Трампу время разобраться в ситуации».
Другой проблемой, явно волновавшей страны региона, стали неоизоляционистские высказывания Трампа, исходя из которых, США самоустранялись от обязанности обеспечивать безопасность своих партнеров. Здесь Барак Обама также не мог дать исчерпывающие ответы на обеспокоенность американских союзников в регионе. Впрочем, по мнению Геворга Мирзаяна, их скептицизм вызван не только громкими заявлениями Трампа, но и политикой уходящей американской администрации:
«Кроме того, никто сильнее не подорвал веру в альянсы с США, чем сам Барак Обама. Именно 44-й президент поставил рекорд по сдаче союзников, причем даже не в рамках выгодного для интересов США варианта обмена. Это Хосни Мубарак, Петр Порошенко, Михаил Саакашвили, отчасти Муаммар Каддафи, который имел гарантии безопасности от США, Реджеп Эрдоган, Беньямин Нетаньяху (чьи интересы Обама слил ради несостоявшейся попытки примирения с исламистами и состоявшейся сделки с Ираном) и короли Саудовской Аравии (вторые жертвы иранской сделки)».
Несмотря на успокаивающие заявления президента США, множество аспектов американского внешнеполитического курса в азиатско-тихоокеанском регионе остаются в состоянии значительной неопределенности. Страны регионы с гораздо бóльшим вниманием прислушиваются к сигналам от формирующейся команды избранного президента Трампа, чем к Бараку Обаме, находящемуся в статусе «хромой утки».
Успехи российской политики будут связаны с гибким отстаиванием национальных интересов, а не фронтальным столкновением с агрессивными и сильными державами, главной из которых являются сегодня Соединенные Штаты.
Руководитель миссии ОБСЕ на месте катастрофы Малазийского боинга под Донецком Майкл Бокиркив свидетельствует, что на месте крушения наблюдатели не нашли частей противо-воздушной ракеты. Но на фюзеляже самолета обнаружены многочисленные отверстия от снарядов авиационной пушки (multiple gun fire holes).
В результате визита Обамы в Саудовскую Аравию стороны «согласились не соглашаться» по целому ряду противоречий, возникших в последнее время. В рамках сокращения расходов на оборону Пентагон на этой неделе призвал законодателей разрешить закрытие незагруженных военных баз в стране, чем вызвал бурю недовольства законодателей. Казалось бы многообещающая стабилизация политической обстановки на Украине была с настороженностью воспринята в США, где официальные лица повторили свои предостережения о необходимости срочных реформ.
Уйдя в отставку, Серж Саргсян вернул политический кризис в Армении в русло конституционных процедур. Это усиливает правящие круги Армении и ослабляет оппозицию. Игра вернулась на то поле, где сильнее государственная бюрократия и связанные с ней элитные группы. Уличные протесты после отставки Саргсяна утратили свой напор и не могут служить средством давления на правительство.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.