Коалиционные переговоры в Берлине остаются главным политическим событием Германии, определяя снижение активности ФРГ на международной арене. Саммит ЕС в Брюсселе не отметился принятием важных решений, проработав скорее в режиме дискуссионной площадки. Впрочем, это не помешало Ангеле Меркель посетовать на скромные результаты переговоров по "Брекзиту" и признать невозможным переход к их следующему этапу ранее декабря. На саммите лидеры ФРГ, Франции и Великобритании смогли еще раз сверить свои взгляды на ситуацию вокруг иранской ядерной сделки и подтвердить свою приверженность достигнутым договоренностям с Тегераном. Иран стал главной темой встречи Зигмара Габриэля с главой МИД Омана, выполняющего посреднические функции между Тегераном и Вашингтоном. Сами коалиционные переговоры рискуют продлиться до Рождества, и их результат пока не берутся предсказать даже лидеры договаривающихся партий.
Участие Ангелы Меркель в саммите ЕС в Брюсселе
19-20 октября в Брюсселе прошел очередной саммит ЕС. По общему признанию участников и наблюдателей, он не отметился принятием важных решений. Однако это не помешало мероприятию стать площадкой для дискуссий по актуальным вопросам европейской повестки. В первую очередь, это касается «Брекзита» и перспектив вступления Турции в ЕС.
Значительная ответственность за скромные результаты саммита лежит на Германии, без одобрения и участия которой невозможны любые перемены внутри ЕС. Берлин дал понять, что до тех пор, пока не завершатся коалиционные переговоры и не будет сформировано новое правительство, он не намерен предпринимать никаких активных действий. И «Брекзит», и предложения французского президента Эммануэля Макрона по реформированию ЕС получили свое ограниченное обсуждение европейскими лидерами без новых прорывов.
Значительная часть пресс-конференции Ангелы Меркель была посвящена Турции и Великобритании. Несмотря на критику в адрес Анкары в ходе своей предвыборной кампании и со стороны отдельных европейских лидеров (в частности, нового канцлера Австрии Себастиана Курца), Меркель придерживалась подчеркнуто дипломатического тона. Она призвала стремиться говорить не о Турции, а вместе с ней, возлагая надежды на новые переговоры с Анкарой. Канцлер выразила озабоченность ситуацией с правами человека в стране, однако отметила огромный вклад Анкары в решение вопроса сирийских беженцев.
Рассказывая о ходе переговоров по «Брекзиту», Меркель заявила, что текущий прогресс недостаточен для перехода к новому этапу переговоров, даже несмотря на некоторое продвижение. Ситуация может измениться не ранее декабря. Меркель выделила три важных для обсуждения темы: права граждан ЕС в Великобритании и граждан Великобритании в ЕС, финансовые обязательства Лондона и будущее внешней границы ЕС в Северной Ирландии.
На полях саммита обсуждалась и проблема иранской ядерной сделки, которая оказалась под угрозой из-за позиции Дональда Трампа. Лидеры ФРГ, Франции и Великобритании обсудили ситуацию на закрытых переговорах и, по словам Меркель, подтвердили свою готовность придерживаться здесь единой позиции и оказывать друг другу поддержку.
Встреча Зигмара Габриэля с главой МИД Омана
17 октября в Берлине состоялась встреча главы германского МИД Зигмара Габриэля с оманским коллегой Юсефом бен Алауи бен Абдаллой. В ходе переговоров обсуждались проблемы нестабильности в Ираке, угрозы иранской ядерной сделки, вооруженный конфликт в Йемене. Немецкая сторона отметила, что оманский министр является самым опытным дипломатом высшего ранга среди представителей ближневосточных государств, и способен выступать в качестве проводника и посредника в регионе.
Обсуждая гуманитарный кризис в Йемене, глава МИД ФРГ заявил, что Германия предоставит 125 млн. евро гуманитарной помощи в регион. Габриэль вместе со своим оманским коллегой призвал стороны прекратить вооруженное противостояние и обеспечить доступ гуманитарных организаций к населению. Решение конфликта стороны видят в переговорах под эгидой ООН, где Оман может выступить в качестве посредника.
Можно предположить, что переговоры ФРГ и Омана на уровне глав МИД в значительной степени были связаны с кризисом вокруг иранской ядерной сделки. С начала октября Маскат выполняет посреднические функции между Вашингтоном и Тегераном. Ранее Оман выступил посредником во время катарского кризиса. На фоне резких высказываний Дональда Трампа о намерении США выйти из сделки, Берлину важно донести до его окружения консолидированную позицию европейских участников сделки: ФРГ, Франции и Великобритании.
Коалиционные переговоры в Берлине
18 октября в Берлине начались первые коалиционные переговоры между ХДС, ХСС, СвДП и «Зелеными». Переговоры продлились до пятницы и состояли из нескольких раундов, в ходе которых сначала состоялась встреча ХДС, ХСС и СвДП, затем СвДП с «Зелеными» и, наконец, общая дискуссия о составе нового правительства. До конца месяца запланировано, по меньшей мере, четыре встречи. В партии Меркель надеются, что переговоры продлятся несколько недель, тогда как другие партии сомневаются, что кабинет удастся согласовать до Рождества.
Переговоры проходят за закрытыми дверями, и делать выводы об их характере можно только отталкиваясь от предвыборных программ партий или отдельных заявлений в СМИ. Очевидно, что серьезные противоречия существуют практически между всеми участниками переговоров, в том числе и идеологически близкими ХДС и ХСС. Они касаются проблемы мигрантов, внешней политики, экономики и др. Особенно заметны отличия в программах между СвДП и «Зелеными», которые представляют диаметрально противоположные интересы. Сложно представить, каким образом можно соединить требования «Зеленых» поднять налоги для богатых и отказаться от автомобилей с ДВС к 2030 году с интересами крупной германской промышленности, позицию которой представляет СвДП.
Не обещает быть легким и распределение министерских портфелей. В СвДП заявили, что рассчитывают получить пост министра финансов и рассматривают это условие как ключевое для вхождения в коалицию. «Зеленые» надеются оставить за собой пост главы МИД, несмотря на то, что по традиции он должен достаться «Свободным демократам». Для координации работы правительства в партии предложили ввести две должности вице-канцлера, которые контролировались бы СвДП и «Зелеными».
СвДП выглядят на переговорах наиболее амбициозной силой, едва ли не шантажирующей партию Меркель выходом из переговоров. Со стороны ушедшей в оппозицию СДПГ уже прозвучала критика, что «Свободные демократы» ведут себя так, будто являются второй политической силой в стране. Лидер партии Кристиан Линднер заявил в четверг на презентации своей книги, что конечный результат переговоров остается открытым, очевидно, не исключая и их провал.
Активность «Свободных демократов» - следствие их негативного опыта от участия в коалиционном правительстве в 2009-2013 годах, после которого партия не прошла в состав нового Бундестага. Теперь в СвДП опасаются «размыть» свою повестку перед ХДС и другими участниками коалиционных переговоров и действуют подчеркнуто ультимативно. Наряду с АдГ, «Свободные демократы» стали сюрпризом электоральной кампании 2017 года, вернув себе ранее утраченные голоса избирателей. Желание не растерять их, как 8 лет назад, вполне объяснимо.
У украинской гражданской войны нет военного решения. Сторонам придется решать свои проблемы за столом переговоров. Главная проблема в том, какова будет повестка дня этих переговоров.
29 марта на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Международные угрозы 2016», подготовленного агентством «Внешняя политика». Основные темы доклада: рост противоречий в американо-российских отношениях, сирий конфликт, междунароный терроризм и кризис с беженцами.
Судя по словам Столтенберга, был выработан некий механизм диалога между российскими и американскими военными, особенно в случае если такая провокация приведет к трагическим последствиям. Возможно, России и США придется вырабатывать некий аналог договора периода 70-х годов, в котором стороны распишут разрешенные и запрещенные виды провокаций и демонстраций.
Никакой стратегии в классическом ее понимании у России на Украине просто нет. В регионе слишком много переменных, отнюдь не детерминированных и зачастую подчиненных логике еще более турбулентных внутриукраинских процессов. Любое следование стратегическому долгосрочному плану с конструированием реальности ведет к его постоянному переосмыслению в свете новых обстоятельств и, соответственно, серьезным задержкам в процессе принятия решений.