Ольга Ребро
Выступая на международной конференции по вопросам безопасности «Шангри-ла диалог» глава Пентагона подчеркнул, что США «никуда не уйдут» из АТР. Дорожная карта по Манбиджу, поддержанная в понедельник министрами иностранных дел США и Турции, практически полностью удовлетворяет требования Анкары. Введение тарифов против ближайших союзников стало последней каплей в чаше терпения республиканцев.
ПРЕМИУМ
8 июня 2018 | 08:28

Дайджест внешней политики США (1-7 июня)

1. Выступая на международной конференции по вопросам безопасности «Шангри-ла диалог» глава Пентагона подчеркнул, что США «никуда не уйдут» из АТР и сосредоточат свои усилия на недопущении появления в регионе «единственного центра силы».

2. Дорожная карта по Манбиджу, поддержанная в понедельник министрами иностранных дел США и Турции, практически полностью удовлетворяет требования Анкары. Такая политическая победа, однако, нивелируется расплывчатостью формулировок Вашингтона относительно перспектив ее реализации.

3. Введение тарифов против ближайших союзников стало последней каплей в чаше терпения республиканцев, наиболее отважные из которых на этой неделе выступили с законопроектом, ограничивающим право исполнительной власти вводить тарифы под предлогом защиты национальной безопасности. Впрочем, даже инициаторы законопроекта сомневаются в его успехе, поскольку многие республиканцы опасаются выступать против президента, сохраняющего уверенные позиции среди электората партии.

Выступление главы Пентагона на конференции «Шангри-ла диалог»

Глава Пентагона Джим Мэттис провел прошедшие выходные в Сингапуре, где состоялась 17-я конференция по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе «Шангри-ла диалог». Как заметил сам Мэттис, если в прошлом году его главная задача заключалась в том, чтобы слушать, то теперь, после того как администрация выпустила ряд доктринальных документов, он приехал в Сингапур, чтобы донести одну главную мысль: «Никто не должен сомневаться, мы никуда не уйдем из Индо-тихоокеанского региона». Такие заверения звучат особенно актуально в свете спекуляций на тему «сделки» с КНДР, налаживание отношений с которой приведет к исчезновению формального обоснования необходимости американского военного присутствия в регионе.

Сквозной темой выступления Мэттиса и последующих ответов на вопросы стала необходимость противостояния росту влияния Китая. Так, перечисляя аспекты американской политики в регионе, на первое место глава Пентагона поставил важность обеспечения принципа свободы судоходства. В подтверждение этих слов, в последний день конференции американские корабли совершили проплыв вблизи спорных Парасельских островов. При этом Мэттис отмел претензии представителя китайской делегации, относительно того, что появление американских военных кораблей в Южно-Китайском море является милитаризацией региона (против чего выступают США) и подрывает безопасность Китая. «Мы считаем, что в этом регионе судоходство не запрещено, - ответил глава Пентагона. – Мы совершаем операции для поддержания свободы судоходства не ради интересов Америки, а во имя других стран. Мы не считаем, что проплыв в традиционно международных водах является шагом по пути к милитаризации. Мы видим в этом меры по укреплению мирового порядка, основанного на международных нормах».

Приводя длинный список союзников США в регионе, а также меры по укреплению этих отношений, Мэттис отдельно подтвердил незыблемость гарантий безопасности Тайваню и предостерег от «любых попыток по изменению статус-кво». Примечательно, что именно в подрыве статус-кво в этом вопросе Пекин обвиняет Вашингтон. Данная тема обострилась в последнее время, после того как в США был принят закон, положивший конец негласному запрету на посещение Тайваня американскими официальными лицами (Taiwan Travel Act). Несмотря на нескрываемое недовольство Пекина, который назвал действия США «подрывающими сами основы американо-китайских отношений», Вашингтон продолжил данную политику, объявив о расширении своего де-факто посольства в Тайбэе.

Наконец, Джим Мэттис, отмечая, что он считает неправильным заставлять страны региона «выбирать» между Китаем и США, неоднократно противопоставлял политику Пекина, дающего «пустые обещания в обмен на экономический суверенитет», сотрудничеству с Вашингтоном, который «никогда не просит отказаться от суверенитета или интеллектуальной собственности». Это, однако, не помешало главе Пентагона призвать страны региона к наращиванию «оперативной совместимости» с американскими военными, в связи с чем Мэттис отметил готовность США продавать «передовые вооружения» и предоставлять кредиты для их приобретения.

В заключение своего выступления Джим Мэттис предупредил, что Китаю в ближайшее время предстоит принять ряд судьбоносных решений, от которых будет зависеть будущее американо-китайских отношений: «Конечно, Китай имеет право влиять на формирование международной системы, - подытожил Мэттис, - но и его соседи имеют право на определение роли Китая. США готовы выстраивать конструктивные отношения с Китаем, но также готовы жестко отстаивать свои интересы, если дело дойдет до противостояния».

Дорожная карта по Манбиджу

4 июня госсекретарь Майк Помпео и министр иностранных дел Турции Мелют Чавушоглу сообщили о своей поддержке дорожной карты по стабилизации ситуации в сирийском городе Манбидж, что символизировало положительные сдвиги в американо-турецких отношениях.

Копившиеся последние годы противоречия достигли кульминации в январе, когда Турция начала операцию «Оливковая ветвь», целью которой называлось освобождение от «террористов» приграничных районов на севере Сирии. К таким террористам Анкара причисляет партию сирийских курдов «Демократический союз» (PYD) и ее боевое крыло «Отряды народной самообороны» (YPG), которые составляют основу Демократических сил Сирии (SDF), ведущих при поддержке США борьбу с ИГ. Летом 2016 года SDF начали операцию по освобождению Манбиджа. Отвечая на звучавшие тогда протесты Анкары, Вашингтон заверил, что с курдами заключено соглашение, согласно которому, они обязуются покинут город после его освобождения. Тем не менее, хотя SDF формально передала управление освобожденным городом гражданскому совету, его основу составили PYD, а сам Манбидж превратился в форпост американской коалиции по борьбе с ИГ. В феврале 2018 года, когда Турция заявила о намерении «очистить» Манбидж и потребовала от США вывести оттуда своих «советников», Вашингтон заговорил о серьезном кризисе в отношениях. Призванная спасти ситуацию поездка Рекса Тиллерсона в Анкару завершилась договоренностью о создании ряда рабочих групп по различным направлениям двусторонних отношений. Одна из таких рабочих групп – по сотрудничеству в Сирии – разработала дорожную карту, которая и была подержана Помпео и Чавушоглу в понедельник.

В основе достигнутого соглашения (детали которого еще уточняются) лежат обязательства США гарантировать отступление курдских формирований из Манбиджа, допустить турецких военных для совместного патрулирования демаркационной линии между отрядами курдов и сирийской вооруженной оппозицией и сформировать новый гражданский совет Манбиджа, члены которого будут одобряться совместно США и Турцией. Хотя в таком виде дорожная карта является явной уступкой требованиям Анкары (что особенно важно в свете предстоящих президентских выборов в Турции), сделанные в последние дни заявления официальных лиц демонстрируют различные ожидания относительно ее реализации.

В частности, в то время как Чавушоглу заявил, что курды покинут город уже через «несколько месяцев», Госдепартамент категорически отказался говорить о сроках, заметив, что реализация будет зависеть от ситуации на земле и от выполнения определенных условий (каких именно, Вашингтон не уточнил). Более того, Чавушоглу не исключил распространения договоренностей по Манбиджу на другие регионы в Сирии, где присутствуют курдские отряды, однако Вашингтон подчеркнул, что речь идет только об отступлении курдских отрядов к востоку от Евфрата. Наконец, непонятна реакция на такую дорожную карту Пентагона. Пока пресс-секретарь Госдепартамента на следующий день сообщала, что США уже приступили к выполнению обязательств и YPG уже начали отступление, находящийся в Багдаде пресс-секретарь американской коалиции по борьбе с ИГ заметил, что «не уверен в подлинности» таких сообщений, «пока не видел официальных распоряжений на этот счет» и что «еще надо посмотреть, произойдет ли это на самом деле».

Попытки сенаторов отменить протекционистские тарифы

После того как администрация Трампа развязала торговую войну на два фронта (к напряженным переговорам с Китаем 1 июня добавились тарифы против ближайших союзников США), на прошедшей неделе открылся третий фронт – между президентом и законодателями. В среду группа сенаторов под руководством главы комитета по международным делам Боба Коркера (респ., Теннеси) выступила с законопроектом, призванным ограничить полномочия президента во внешнеэкономической деятельности.

Своей главной целью законодатели сделали Акт о расширении полномочий в области торговли от 1962 года (Trade Expansion Act 1962), позволяющий исполнительной власти вводить или отменять тарифы без согласования с Конгрессом, если речь идет о национальной безопасности. Введенный с целью укрепления позиций американского президента во время торговых переговоров по ГАТТ, он практически не применялся со времен Рональда Рейгана. Администрация Трампа вернула закон к жизни и под предлогом защиты интересов национальной безопасности начала вводить импортные пошлины в отдельных отраслях экономики, в том числе против ближайших союзников.

Хотя президент воспользовался данным механизмом именно для того, чтобы избежать проволочек с Конгрессом, сама формулировка оказалась оскорбительной для ближайших партнеров США. Например, премьер-министр Канады Джастин Трудо в воскресенье заметил:

«Сама мысль о том, что мы каким-то образом являемся угрозой национальной безопасности США, является оскорбительной и неприемлемой. Вы только подумайте, наши солдаты вместе воевали и умирали во время второй мировой войны и в горах Афганистана, мы всегда приходили по первому зову. Это просто обидно».

Боб Коркер, объявивший об окончании своей карьеры, пошел на данный шаг после продолжительного «задушевного» разговора с Дональдом Трампом, в котором президент настоятельно просил отказаться от инициативы. Когда убедить Коркера не удалось, Трамп провел закрытую встречу с руководством республиканской партии, после чего публично критиковавшие введение тарифов  лидер большинства в сенате Митч Макконнелл и спикер Палаты представителей Пол Райан, выразили сомнение в том, что данный законопроект может быть принят. При этом Макконнелл, поддерживая саму идею, заметил, что «необходимо продолжать убеждать президента прекратить (тарифы) как можно скорее», а также предложил «прикрепить» законопроект в качестве поправки к «проходному» закону об оборонных расходах.

Сам Коркер признал, что законодатели – особенно республиканцы – опасаются вступать в преддверие выборов в открытую конфронтацию с Трампом, который по-прежнему пользуется поддержкой порядка 80% республиканского электората. «Заложенная в законопроект идея пользуется уверенной поддержкой законодателей, - отметил сенатор. – Многие просто обеспокоены политическими последствиями». При этом он подчеркнул, что, являясь сенатором, просто не мог не выступить в защиту используемых не по назначению американских законов.

Как бы то ни было, развернувшаяся на этой неделе борьба с протекционистскими тарифами стала первой со времен Закона о санкциях (CAATSA) значительной попыткой «запуганных» Трампом (по словам Коркера) республиканцев внести коррективы в проводимую президентом внешнюю политику.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

12 апреля 2016 | 15:05

Обстановка в Республиканской и Демократической партиях США накануне президентских выборов

США довольно богатая и прочная страна, чтобы позволить себе даже такого президента как Трамп. Правда, будут отложенные последствия на следующих выборах. На победу Трампа могут посмотреть как на эксперимент, адаптировать свои платформы, выставить новых кандидатов, которые смогут ситуацию повернуть в русло истеблишмента, но и партия же сама тоже может начать меняться.

15 сентября 2014 | 23:00

Томас Фридман о статье Миршаймера

Важна не столько сама статья, так как с выводами  Миршаймера можно соглашаться или нет: важен ресурс, на котором эта статья была опубликована. «Foreign Affairs» – престижный журнал, который издается «Советом по международным отношениям», и до этой статьи Миршаймера, в нем не появлялись материалы, которые бы так или иначе оправдывали российскую политику и осуждали политику Барака Обамы.

2 сентября 2015 | 16:00

Ближневосточное досье: проблемы сирийского урегулирования в августе 2015

Россия прикладывает огромные усилия для урегулирования кризиса в Сирии, опираясь на два главных принципа: решение конфликта должно быть реализовано мирным путем и определение будущего страны это дело исключительно сирийского народа. С этим принципиально не согласны другие международные и региональные игроки, вовлеченные в сирийский конфликт. В первую очередь, это касается монархий Залива (Саудовской Аравии и Катара), Турции и США. Несмотря на то, что все они формально согласны с необходимостью мирного урегулирования, сохранение у власти Асада для них категорически неприемлемо.

19 апреля 2015 | 23:00

Международные итоги недели: Торжество прагматизма

Москва объявила о намерении завершить сделку по продаже Ирану ракетных комплексов С-300. В то же время Россия не стала ветировать в Совбезе ООН резолюцию, призванную осложнить жизнь поддерживаемых Ираном шиитских мятежников хоуситов в Йемене. Тем самым она дала понять, что действует исходя из сугубо прагматических соображений и не готова привносить лишний раздражитель в отношения с арабскими монархиями, если этого можно избежать.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова