1. Новые испытания (предположительно) водородной бомбы КНДР не привели к существенным изменениям подхода Вашингтона, который продолжил политику увеличения давления на Пхеньян, пытаясь заставить СБ ООН принять новые санкции, а Южную Корею – отказаться от примирительного тона в отношении северного соседа.
2. Обмен выпадами в рамках процесса «достижения дипломатического паритета», в котором Москва ведет отсчет с декабря, а новая американская администрация – с 20 января, приобретает инерционный характер и грозит свести этот паритет до нуля.
3. Руководство республиканской партии, планировавшее воспользоваться необходимостью принятия серии законов для дальнейшего ослабления позиции демократов в Конгрессе, было застигнуто врасплох неожиданно проявившей себя способностью Трампа «заключать сделки» с политическими оппонентами.
Усиление давления на Северную Корею
2 сентября американский сейсмологический центр зафиксировал землетрясение магнитудой 6,3 с эпицентром вблизи ядерного полигона Северной Кореи, где проводились все предыдущие испытания. Правительство Северной Кореи сообщило об успешном испытании водородной бомбы для межконтинентальных боеголовок. Вашингтон пока воздерживается от официальных оценок, однако если данные подтвердятся, прошедшее испытание станет самым мощным из шести состоявшихся, а также первым испытанием ядерного оружия во время президентства Дональда Трампа.
Несмотря на значительность произошедшего, реакция Белого дома не выходила за рамки взятой на вооружение политики увеличения давления: заверение союзников, новые «твиттер-угрозы» Китаю, демонстрация силы в регионе, созыв экстренного совещания СБ ООН с возможностью дальнейшего усиления международных санкций. Согласно американскому проекту резолюции, голосование по которому должно состояться в следующий понедельник, США предлагают запретить поставки в КНДР сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа, экспорт северокорейского текстиля и наем северокорейских рабочих, а также заморозить активы Ким Чен Ына и ограничить его перемещение за пределами страны. На фоне неодобрительных сигналов со стороны России и КНР, в среду министр финансов Стивен Манучин заметил, что уже подготовлен президентский указ о введении вторичных санкций «против всех, кто торгует с Северной Кореей», который будет подписан в случае провала голосования в Совбезе.
Помимо усиления, таким образом, давления на Пекин, Вашингтон на этот раз оказал давление и на Южную Корею, новое руководство которой заняло более примирительную позицию в отношении Китая и КНДР. В частности, на фоне недовольства КНР, Сеул в июне решил заморозить установку новой американской системы ПРО (THAAD), что было негативно воспринято в Вашингтоне. В выходные Дональд Трамп сообщил, что обдумывает выход из двустороннего договора о свободной торговле с Южной Кореей, сославшись на значительный торговый дефицит, а после проведенного испытания обратился напрямую к Сеулу: «Южная Корея начинает осознавать, как я им всегда и говорил, что их политика умиротворения в отношении Северной Кореи не работает». Практические результаты такого «осознания» последовали незамедлительно: в понедельник американский президент сообщил, что США планируют продать Южной Корее и Японии «заметно увеличенные объемы» передовых вооружений (что поможет сократить торговый дефицит), а Сеул, несмотря на массовые протесты местного населения, возобновил разворачивание систем THAAD. Американская администрация, в свою очередь, дала понять, что, хоть возможность разрыва соглашения о двусторонней торговле остается, обсуждение конкретных планов отошло на второй план.
«Дипломатический паритет» в американо-российских отношениях
Выполняя данное ранее обещание ответить до 1 сентября на уравнивание дипломатического корпуса, вечером 31 августа Госдепартамент потребовал закрыть консульство России в Сан-Франциско, а также здания торгпредств в Вашингтоне и Нью-Йорке, дав на это Москве два дня. Позже на данных объектах были проведены «обыски» (по словам России) или «осмотры помещений» (по словам США).
В целом обмен дипломатическими ударами, происходящий вопреки желанию обеих сторон, приобретает инерционный характер, и не последнюю роль в этом сыграло полугодовое промедление с ответом на предновогодние действия Обамы (официальной причиной которых, вопреки распространенному мнению, было усиливающееся «притеснение американского дипломатического персонала» в России, а не вмешательство в выборы). Смена администрации обнулила счет в этом дипломатическом противостоянии, поэтому июльский ответ России текущее американское руководство восприняло как выпад в свой адрес и не могло не оставить без ответа.
При этом свой ответ Госдепартамент сопроводил примирительным жестом, подчеркнув, что, хоть и придерживается использованного Россией принципа паритета, все же сохраняет российское превосходство в количестве дипломатических объектов, что, по замыслу США, должно «остановить нисходящую спираль (двусторонних) отношений». Несмотря на такое проявление «духа доброй воли», Москва, ведущая отсчет с декабря, а не со дня инаугурации Трампа, видит действия Вашингтона не как «уравнивание» взаимных выпадов, а как дальнейший шаг по эскалации противостояния, и следовательно, требующий ответных мер.
Если некоторые в США (и в первую очередь, Майкл Макфол, испытавший на себе «притеснение», на которое ссылается Обама) посчитали ответ Вашингтона слишком мягким, другие отметили возможную опасность продолжения такой логики: стремление достичь дипломатического паритета, может привести к тому, что этот паритет будет равняться нулю. «Теперь надо посмотреть, что дальше предпримет Россия, - прокомментировал происходящее Стивен Пайфер, занимавшийся российским направлением в Госдепартаменте в течение 25 лет. – Хоть такая вероятность и мала, но все же возможно, что в результате мы останемся вообще без консульств в наших странах. Вероятно, в Москве найдется хоть кто-то, не желающий играть в эту игру».
«Искусство заключать сделки» в действии
Сентябрь в Вашингтоне обещал быть богатым на внутриполитические баталии. До конца месяца законодатели должны были принять бюджет на следующий год, решить вопрос с повышением госдолга, а также договориться о финансировании работ по устранению последствий урагана «Харви».
Логика жонглирования этим вопросами заключалась в следующем. Во-первых, законопроект о финансирование восстановления после «Харви» был однозначно проходным, а значит под его прикрытием законодатели могли провести какие-либо пункты «своей» повестки дня. Во-вторых, против повышения потолка госдолга выступает консервативное крыло республиканцев, поэтому для его принятия требуется поддержка демократов, а следовательно, это дает им хороший рычаг давления на республиканское большинство. Поэтому основная задача республиканцев на сентябрь заключалась в том, чтобы лишить демократов этого рычага, для чего планировалось воспользоваться «Харви», чтобы заставить демократов поддержать отмену потолка госдолга на 18 месяцев (т.е. до конца 2018, когда завершатся промежуточные выборы). В-третьих, разыгрывание законодательного гамбита республиканцев, наверняка, заняло бы все внимание законодателей, отложив обсуждение реформы налогообложения – самого главного пункта в повестке дня Дональда Трампа – на неопределенный срок.
Развязка наступила неожиданно. В среду на встрече с руководством обеих партий Дональд Трамп «заключил сделку» с демократами и поддержал предложение сенатора Чака Шумера (дем., Нью-Йорк) и члена палаты представителей Нэнси Пелоси (дем., Калифорния), согласившись объединить с вопросом о «Харви» продление текущего уровня финансирования и отмену потолка госдолга всего на три месяца (до 8 декабря). Таким образом, Трамп сохранил демократам их главный рычаг давления на самое «жаркое» (предвыборное) время политического цикла, пошел против республиканцев, лишив их возможности снять данный вопрос с повестки дня, и выкроил законодателям время для обсуждения «его» реформы налогообложения. На этом новый союз Трампа с «Чаком и Нэнси» (как их называет сам президент) не остановился. В среду же Дональд Трамп в самых теплых словах отозвался о сенаторе-демократе из Северной Дакоты, а также публично поддержал позицию демократов в предстоящих дебатах по миграционной реформе.
«Сделка» президента с демократическим истеблишментом, хоть и позволила вывести законодательный процесс из тупика, вызвала в стране бурю негодования. «Прогрессивное» крыло демократов обвинило руководство партии в предательстве идеи «противостояния» Трампу (т.н. «resistance»), республиканцы, пытаясь сохранять видимое спокойствие, затаили на президента обиду, а новостной портал «Брейтбарт», ассоциируемый с недавним союзником Трампа Стивом Бэнноном, сопроводил статью о произошедшей сделке фотографией Трампа с Шумером и Пелоси с подписью: «Познакомьтесь с болотом».
После того, как всеобщее голосование в СДПГ завершилось победой сторонников союза с ХДС-ХСС, путь к формированию нового правительства ФРГ был, наконец, открыт. Внешнеполитическое ведомство страны возглавит бывший министр юстиции Хайко Маас, не имеющий опыта дипломатической работы. Вероятно, это позволит Меркель чувствовать себя более свободно в международной риторике, меньше оглядываясь на партнеров по коалиции.
Самое дорогое в мире разведывательное сообщество США с ежегодным бюджетом более 50 млрд. долл. США в последнее десятилетие дает настолько малоубедительные выводы, от которых так много зависит в международных отношениях.
В действительности столь скорое возвращение не входило в планы Саркози. Он собирался исполнять роль почтенного государственного деятеля еще два года, а в 2017 заставить себя вернуться только по зову долга. Но когда разгорающийся финансовый скандал спровоцировал борьбу за лидерство в неспокойной и почти обанкротившейся партии, Саркози не смог остаться в стороне.
В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».