1. Несмотря на жесткую предвыборную риторику в адрес Эр-Рияда, визит саудовской делегации в Вашингтон продемонстрировал готовность президента восстановить двусторонние отношения, омраченные действиями предыдущей администрации.
2. На прошедшей неделе госсекретарь поддержал сокращение бюджета своего министерства, объяснив его, с одной стороны намерением Вашингтона снизить свое участие в военных конфликтах, с другой – более активным привлечением других государств к финансированию решения глобальных гуманитарных вызовов.
3. Одобряя потенциальное назначение Джона Хантсмана на должность посла в Москве (и отчасти удивляясь этому), американские эксперты заметили, что отсутствие у него глубоких знаний региона, а также высокий уровень антироссийских настроений в Вашингтоне заметно усложнят его задачу.
Новый курс США в отношении Саудовской Аравии
14 марта американский президент принял в Белом доме высокопоставленную делегацию из Саудовской Аравии, возглавляемую министром обороны, заместителем наследного принца Мухаммадом ибн Салманом аль-Саудом. Вопреки предвыборной риторике Дональда Трампа, встреча продемонстрировала новый курс Вашингтона, намеренного восстановить отношения, испорченные предыдущей администрацией.
«Эта встреча расценивается нами как исторический поворотный момент в отношениях между нашими странами, которые пережили период разногласий по многим вопросам, - гласило официальное заявление Эр-Рияда. – Встреча позволила расставить все по своим местам и ознаменовала большие изменения в отношениях в политической, военной, экономической областях, а также в вопросах безопасности».
Эндрю Боуэн, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, в опубликованном на этой неделе исследовании перспектив американо-саудовских отношений отметил, что первоначальная настороженность Эр-Рияда по поводу избрания Дональда Трампа сменилась нескрываемым оптимизмом.
Во-первых, стороны подтвердили единство взглядов на роль Ирана в регионе. Если Барак Обама был отягощен необходимостью относиться к Саудовской Аравии как к союзнику и призывал ее «разделить» Ближний Восток с Ираном, то теперь, по словам Белого дома, «президент и заместитель наследного принца отметили готовность противостоять подрывным действиям Ирана в регионе, а также продолжать оценку Совместного комплексного плана действий и строгий надзор за его исполнением».
Во-вторых, согласно заявлению Белого дома, будет разработана взаимовыгодная программа по стимулированию инвестиций в области энергетики, промышленности, инфраструктуры и высоких технологий, которые за следующие четыре года могут превысить 200 млрд. долл. С одной стороны, американские инвестиции в Саудовскую Аравию будут способствовать реализации планов по диверсификации экономики, которыми занимается лично принц Мухаммад. С другой, как сообщает газета «Файненшл Таймз», и Саудовская Аравия разрабатывает планы по инвестированию в экономику США с расчетом на получение долгосрочной прибыли, при этом помогая Трампу выполнить обязательство по созданию рабочих мест.
В-третьих, как подчеркивает Боуэн, новая администрация не намерена продолжать ставить сотрудничество в зависимость от ситуации с правами человека.
«Руководство Саудовской Аравии ожидало победы Клинтон, а следовательно увеличения давления со стороны США в области прав человека. Нежелание Трампа вмешиваться во внутренние дела других государств, а также его жесткий прагматичный подход к борьбе с ИГ и Ираном являлось для них как бальзам на душу».
«Они просто рады, что Обама ушел, - поддерживает данный тезис старший научный сотрудник Брукингского института Брюс Ридел. – Трамп дал понять, что его не беспокоит поддержка прав человека и свободы, что все вопросы из разряда равенства полов следующие четыре года будут убраны с повестки дня».
В подтверждение такого подхода на прошедшей неделе появились сообщения, что Трамп может пересмотреть решение Обамы, который приостановил продажу вооружений в ответ на многочисленные жертвы среди гражданского населения во время саудовской операции в Йемене.
Официальный пресс-релиз скупо характеризует договоренности в области региональной безопасности, где, США рассчитывают на поддержку Саудовской Аравии. Это обстоятельство позволило газете «Вашингтон пост» заявить, что «саудовцы в этом раунде одержали верх». Корреспондент «Нью-Йорк Таймз», однако, не поддержала данный вывод, указывая, что значительная часть встречи была посвящена обсуждению участия Саудовской Аравии в палестино-израильском урегулировании, а также в создании зон безопасности в Сирии. Кроме этого, саудовская делегация протянула руку помощи Трампу во внутриполитических баталиях по поводу миграционной политики. Так, во время встречи принц Мухаммад поделился «положительным опытом строительства стены» на границе с Ираком, а позже Эр-Рияд официально заявил, что не считает миграционный запрет Трампа «антимусульманским».
Сокращение бюджета Госдепартамента
Опубликованный в четверг проект бюджета администрации подтвердил озвученные ранее ожидания: президент планирует сокращение финансирования Госдепартамента на 28% при увеличении расходов на оборону на 54 млрд. долл. «Ни у кого не должно возникать сомнений, это будет бюджет жесткой силы, - прокомментировал в среду планируемые изменения директор административно-бюджетного управления Мик Малвейни. – Это не будет бюджетом мягкой силы. И мы сделали так специально. Президент хочет направить четкий сигнал нашим союзникам и нашим потенциальным противникам, что им предстоит иметь дело с администрацией, предпочитающей жесткую силу. Поэтому вы видите перераспределение средств в пользу программ жесткой силы при сокращении программ мягкой силы, таких как международная помощь».
Такой подход администрации был поддержан госсекретарем Рексом Тиллерсоном. В четверг на совместной пресс-конференции со своим японским коллегой он отметил:
«Что касается предложенного проекта бюджета, мне кажется, необходимо сначала описать контекст: Госдепартамент в бюджете на 2017 год получил исторически высокое финансирование, что объясняется отчасти конфликтами, в которые США были вовлечены по всему миру, а также необходимостью оказывать помощь в стихийных бедствиях. Совершенно очевидно, что уровень расходов Госдепартамента, установившийся в последнее время – и особенно в прошлом году, – является настоящим расточительством. Поэтому просьба президента, обращенная к Госдепартаменту, отражает два обстоятельства. Во-первых, с течением времени США будут вовлечены напрямую в меньшее число военных конфликтов. Во-вторых, мы планирует увеличить эффективность наших программ международной помощи, а именно, привлекать ресурсы большего количества стран, в том числе союзников».
При этом, по сообщениям новостного агентства «Си-Эн-Эн», сославшегося на неназванных высокопоставленных источников, в результате «обмена мнениями (с Миком Малвейни), прошедшего на повышенных тонах», Тиллерсон отстоял право самостоятельно решать, в каких областях проводить сокращения.
С этой целью Госдепартамент уже начал проводить «очень тщательный» (по словам Тиллерсона) анализ структуры министерства и эффективности программ. Как ожидается, самые большие сокращения придутся на Бюро по делам международных организаций. В частности, по информации аналитического агентства «Форейн Полиси», сотрудники получили указание найти способ урезать на 50% финансирование ООН и программ, проводимых под эгидой ООН. На прошедшей неделе стало известно о возможности выхода США из Совета ООН по правам человека, а также сокращения на 1 млрд. взносов США (составляющих 2,5 млрд. долл.) в бюджет миротворческих операций.
Угрозы сокращения американского финансирования ООН являются не новым инструментом Вашингтона для продвижения политической повестки дня. Однако серьезность намерений Дональда Трампа пугает многих. Правозащитные организации предупредили, что подобные действия (вместе с аналогичными планами Великобритании), приведут к гуманитарным катастрофам, особенно в свете надвигающегося голода в четырех странах (Нигерия, Сомали, Южный Судан и Йемен). Представитель организации «Международная амнистия» Адотей Аквей добавил, что помимо нехватки средств, «весь мир обеспокоен сокращением роли Соединенных Штатов в качестве главного защитника прав человека».
Американские законодатели, в целом благосклонно относящиеся к финансовому «наказанию» ООН за анти-израильскую позицию, крайне негативно отнеслись к сокращению бюджета Госдепартамента. Лидер сенатского большинства Митч Макконнелл (респ., Кентукки) заметил, что подобные «драконовские» сокращения «не пройдут» в Сенате. Впрочем, некоторые эксперты призывают не волноваться раньше времени. Профессор кафедры государственного управления Гарвардского университета Дастин Тингли подчеркнул:
«Мы сейчас наблюдаем типичный маневр Дональда Трампа: он начинает с больших требований, которые, по мере выяснения деталей, станут куда более скромными».
Джон Хантсман – кандидат на пост посла в Москве
В конце прошлой недели ряд американских СМИ сообщилио предполагаемом назначении Джона Хантсмана на должность американского посла в Россию. По сообщениям «Политико» и «Си-Эн-Эн» Хантсман принял предложение Дональда Трампа и сейчас занят подготовкой необходимых документов.
Рожденный в семье крупного бизнесмена и политического деятеля, Хантсман с детства начал бывать в Белом доме. Хорошо владея китайским языком (который он выучил, работая в мормонской миссии в Тайване в 1980-х), Хантсман неоднократно возвращался в регион: в качестве заместителя министра торговли по АТР в 1990-91, посла в Сингапуре в 1992 и посла в Китае в 2009-2011. Помимо работы в правительстве на назначаемых должностях, Хантсман дважды одержал победу на губернаторских выборах (2004 и 2008) штата Юта. Несмотря на высокие оценки его деятельности на этом посту, его третья попытка поучаствовать в выборах, на этот раз президентских, в 2012 году провалилась, и он довольно рано снял свою кандидатуру, поддержав другого мормона из штата Юта Митта Ромни.
Как отмечает журнал «Политико», со ссылкой на документальный фильм, посвященный работе Хантсмана в Китае, он сумел соблюсти баланс между отстаиванием либеральных ценностей в авторитарной стране и стремлением избежать конфликтов с властями. Его появление на антиправительственных протестах во время «жасминовой революции» в 2011 году американское посольство быстро списало на случайное совпадение. «Он, конечно, не станет вести себя как Виктория Нуланд на Майдане, - прокомментировала те события директор китайского направления правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч» Софи Ричардсон, - но он предпринял символический шаг, поддержав право людей на мирные демонстрации».
Стивен Коэн, профессор Принстонского и Нью-йоркского университетов, выступающий за налаживание отношений с Россией, похвалил выбор Трампа и заметил, что таким образом президент и заручается поддержкой Конгресса (что крайне важно накануне начала серии слушаний по влиянию России на американские выборы), и посылает положительный сигнал Москве: «В отличие от последних послов, (Хантсман) является одной из крупнейших политических фигур в США, а следовательно, символизирует уважение Трампа и серьезность намерений». Также, добавляет эксперт, назначение Хантсмана говорит о возможном акценте текущей администрации на комплексе отношений в треугольнике США-Россия-Китай.
В целом позитивно (хоть и с долей удивления) отозвавшись о кандидатуре Хантсмана, американские СМИ сосредоточились на обсуждении проблем, с которыми ему предстоит столкнуться. Во-первых, Хантсман не владеет русским языком и имеет крайне мало знаний о регионе. На это обратил внимание бывший американский посол в Москве Майкл Макфол, добавив, что незнание языка станет в его работе большим минусом. Во-вторых, эксперты отмечают, что характер американо-российских отношений качественно отличается от американо-китайских, к чему Хантсману еще предстоит привыкнуть. «Китайское направление (американской внешней политики) намного более спокойное и вялотекущее по сравнению с российским, - подчеркивает специалист по России и Евразии в Совете по международным отношениям Стивен Сестанович. – Уровень враждебности здесь намного выше, к тому же на кону стоит политический авторитет президента. Пекин и Сингапур не могли подготовить Хантсмана к такому».
Наконец, Хантсману предстоит выстраивать отношения в отсутствие единой политической стратегии Вашингтона. Макс Бергманн, старший научный сотрудник Центра за американский прогресс, отмечает: «Это невыполнимая задача. В случае с Россией, у Госдепартамента своя позиция, у Министерства обороны – своя, близко к нему находится Никки Хейли, постпред в ООН. И от них всех сильно отличается президент, у которого, очевидно, совершенно иные планы на Россию».
В апреле состоялось пять знаковых для Эр-Рияда событий: пятидневный визит короля Сальмана бин Абдельазиза в Египет, затем его визит в Турцию – для встречи с президентом Реджепом Эрдоганом и участия в саммите ОИС, а также визит Барака Обамы в Королевство для проведения переговоров с саудовским монархом и участия в саммите ССАГПЗ-США. Их все объединяет саудовское устремление переосмыслить и по-новому закрепить роль Королевства в регионе и исламском мире в эру «после ядерной сделки».
Попытка вытеснить из переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может создать в Баку ощущение, что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу.
На прошедшей неделе первые лица ФРГ практически одновременно находились с официальными визитами в ближневосточном регионе. Вслед за президентом Штаймайером, завершавшим свой визит в Ливан, краткую поездку в Израиль и Палестину совершил Зигмар Габриэль. Несмотря на холодный прием со стороны Нетаньяху, глава МИД ФРГ подчеркнул особый характер отношений между Германией и Израилем, стараясь не останавливаться на проблемных вопросах.
Основное внимание Вашингтона на этой неделе – как и всего международного сообщества – было приковано к соглашению с Ираном о его ядерной программе, которое было достигнуто по итогам почти двух лет переговоров. Параллельно с этим в США состоялся американо-украинский бизнес-форум при участии прибывшей делегации из Украины во главе с премьер-министром страны и американских инвесторов, а также политического руководства США, включая президента Обаму. Не стихают в Вашингтоне дебаты касательно позиции США в отношении России, выявляя все больше раскол между госдепартаментом и Пентагоном.