Ольга Ребро
Ближневосточная часть состоявшегося на этой неделе внешнеполитического марафона Тиллерсона была посвящена укреплению сотрудничества между Ираком и Саудовской Аравией. Посещение Тиллерсоном Афганистана, Пакистана и Индии было направлено на практическую реализацию новой американской стратегии в отношении Южной Азии. Инцидент в Нигере вызвал в США широкую дискуссию относительно незаметного роста американского военного присутствия в Африке.
ПРЕМИУМ
27 октября 2017 | 10:26

Дайджест внешней политики США (20-26 октября)

1. Ближневосточная часть состоявшегося на этой неделе внешнеполитического марафона Тиллерсона была посвящена укреплению сотрудничества между Ираком и Саудовской Аравией, которая, по замыслу США, должна помочь с экономическим восстановлением страны и не допустить, таким образом, усиления влияния Ирана.

2. Посещение Тиллерсоном Афганистана, Пакистана и Индии было направлено на практическую реализацию новой американской стратегии в отношении Южной Азии. В рамках нового «регионального подхода» США предполагают разрешить афганский вопрос посредством улучшения экономической ситуации в стране (где главная роль отводится Нью-Дели) и смещения сложившегося баланса сил между правительством и Талибаном (для чего госсекретарь предъявил список требований Исламабаду).

3. Инцидент в Нигере, в результате которого погибло четыре американских солдата, вызвал в США на этой неделе широкую дискуссию относительно незаметного роста американского военного присутствия в Африке без явной авторизации со стороны Конгресса.

Визит Тиллерсона на Ближний Восток и в Южную Азию

С 20 по 25 октября госсекретарь Рекс Тиллерсон совершил турне по Ближнему Востоку и Южной Азии, посетив Саудовскую Аравию, Катар, Афганистан (из соображений безопасности визит в эту страну не был объявлен заранее и ограничился аэропортом), Ирак, Пакистан и Индию. Данная поездка стала реализацией «регионального подхода», акцент на котором был сделан в новых стратегиях администрации по Южной Азии и Ирану.

Интересы США в Ираке после победы над ИГ

Отмечая, что постепенно военные действия против ИГ отходят на второй план, Тиллерсон в своих выступлениях во время «ближневосточной» части турне, выделил два приоритета внешней политики США: разделение бремени по восстановлению страны с региональными союзниками и сокращение влияния Тегерана.

Еще ранее Госдепартамент неоднократно подчеркивал, что США не планируют заниматься восстановлением территорий, ограничив свое участие операциями по разминированию. Поддержку местным силам, по замыслу Вашингтона, должны оказывать региональные державы. Опасаясь, что образовавшимся вакуумом может воспользоваться Иран, чтобы усилить свое влияние в регионе, США горячо приветствовали укрепление связей между Саудовской Аравией и Ираком, которые летом подписали меморандум о формировании Координационного совета. Участие в первой сессии Совета, которая состоялась 22 октября в Эр-Рияде, стало официальным поводом для визита Тиллерсона.

«Отношения между Королевством и Ираком играют ключевую роль в укреплении нашей коллективной безопасности и процветания, и мы в этом крайне заинтересованы, - заметил госсекретарь. – В то время как основные военные операции подходят к концу, очевидными становятся потребности Ирака в получении финансовой помощи для стабилизации и восстановления. Объединенный координационный совет не только приведет к более тесному сотрудничеству в борьбе с (ИГ), но и поможет поддержать восстановление зданий и инфраструктуры на освобожденных территориях». Чуть позже на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Саудовской Аравии Тиллерсон добавил:

«Предоставление Ираку возможности быть самостоятельным игроком (посредством экономической помощи в рамках Совета), по нашему мнению, позволит сократить деструктивное влияние Ирана внутри Ирака. Конечно, находящиеся в Ираке иранские отряды, теперь, когда борьба с ИГ подходит к концу, должны отправиться домой».

Планы Тиллерсона на будущее развитие Ирака Багдад, однако, встретил достаточно прохладно. Иракский премьер-министр Хайдер аль-Абади отметил, что «Силы народной мобилизации (в состав которых входят шиитские отряды, обеспечивающие, по мнению США, интересы Ирана) являются неотъемлемой частью иракских институтов», и они «должны получать поддержку, поскольку олицетворяют надежду для страны и региона». Позже Абади, беседуя с американскими журналистами, обратился с публичным призывом к Вашингтону не втягивать Ирак в нарастающее американо-иранское противостояние:

«Мы постоянно всем говорим, в том числе иранским соседям и США, которые стали нашими друзьями и оказали поддержку в борьбе с (ИГ), что мы приветствуем их помощь, что мы хотим работать со всеми, и с США, и с Ираном, но пожалуйста, не приносите ваши проблемы к нам в Ирак. Мы считаем совершенно неприемлемым попытки принудить нас выполнять чужие решения».

«Региональный подход» в отношении Афганистана

В урегулирование ситуации в Афганистане, как заметил Тиллерсон, США делают ставку на поиск «умеренных голосов в движении Талибан, которые не хотят вести борьбу бесконечно». Появлению таких «голосов», по мнению США, будет способствовать, с одной стороны, экономическое восстановление страны и повышение уровня жизни ее населения, с другой – ослабление позиций Талибана и смещение установившегося баланса на поле боя в пользу правительственных войск.

В реализации первой части Вашингтона отводит ключевую роль Индии, которой новая стратегия США в Южной Азии отводит роль «столпа индо-тихоокеанского региона». «Мы с благодарностью отмечаем щедрый вклад Индии в развитие Афганистана, включая строительство плотины Салма и здания афганского парламента, а также 3 млрд. долл., которые она уже предоставила в качестве помощи развитию», - отметил Тиллерсон во время пресс-конференции в Нью-Дели.

Успехи Талибана на поле боя Вашингтон объяснил их возможностью находить убежище в Пакистане. Поэтому, несмотря на недавнюю помощь Исламабада в освобождении американо-канадской семьи, находившейся в заложниках в течение нескольких лет, риторика Тилерсона в адрес Пакистана оказалась достаточно жесткой:

«Вчера в Исламабаде у меня состоялись очень откровенные беседы с пакистанским руководством, в ходе которых я озвучил обеспокоенность США и наших региональных партнеров, включая Индию и Афганистан, относительно того, что слишком много террористических организаций находят убежище в Пакистане, откуда они осуществляют нападения на другие страны. Мы предъявили Пакистану набор конкретных требований, который включает пресечение деятельности таких организаций, их лидеров, а также установление механизмов обмена информацией».

При этом Тиллерсон отчасти объяснил такое давление заботой о самом Пакистане: «Честно говоря, мы заботимся о стабильности и безопасности пакистанского правительства. Эти террористические организации, численность которых продолжает расти, увеличивают свое влияние на ситуацию внутри пакистанских границ, что может подорвать стабильность самого Пакистана».

Исламабад, в свою очередь, выразил готовность сотрудничать с США, отмечая, однако, что ресурсы Пакистана не бесконечны, что Талибан будет чувствовать себя достаточно уверенно и при закрытой афгано-пакистанской границе, и что США своими требованиями хотят переложить на Пакистан ответственность за свои провалы в Афганистане.

Американское военное присутствие в Африке

Инцидент 4 октября в Нигере, где нападение на разведывательный отряд привела к гибели четырех американских солдат, привлек внимание к военному присутствию США в Африке. В ходе развернувшейся на этой неделе дискуссии, отчасти спровоцированной «непрезидентским» общением Дональда Трампа с семьями погибших, выявились «неожиданные» факты о до сих пор остававшейся в тени деятельности Пентагона в этом регионе.

Главной причиной всеобщего удивления и негодования стали масштабы операций, рост которых в последние годы происходил в соответствии с точечными инициативами, без санкции Конгресса и широкого общественного обсуждения. Согласно исследованию, проведенному «Вайс Ньюз», результаты которого «не опроверг» Пентагон, на континенте американские военные ежегодно проводят 3500 «мероприятий» (военных учений, совместных программ и т.п.) и выполняют в среднем 10 миссий ежедневно. В 2008 году, когда в структуре министерства обороны было выделено отдельное подразделение, отвечающее за Африку, количество таких мероприятий составляло 172, в 2012 – 546. При этом все говорит о том, что военное присутствие США будет только расти. «Вы увидите больше операций в Африке. Вы увидите более агрессивные действия со стороны Соединенных Штатов в отношении наших врагов. Все больше решений будет приниматься не в Белом доме, а на полях сражений», - заметил сенатор Линдси Грэм (респ., Южная Каролина) после закрытого брифинга с участием главы Пентагона Джеймса Мэттиса.

В понедельник глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд объяснил такой рост американского присутствия в Африке во время администрации Обамы необходимостью не допустить повторения ситуации с распространением ИГ на Ближнем Востоке:

«Мы считаем, что мы имеем дело с глобальной угрозой в лице «Аль-Каиды», ИГ и других подобных групп. И главный смысл нашей стратегии заключается в том, чтобы оказывать на них давление, где бы они ни находились, а также, что не менее важно, предугадывать, где они могут возникнуть, и предпринимать действия с тем, чтобы, когда они туда доберутся, их встретили бы местные силы, располагающие возможностями противостоять соответствующим вызовам».

При этом генерал сделал акцент на том, что США добиваются значительных результатов относительно малыми средствами и разделяют бремя с европейскими союзниками. В частности, он привел пример Нигера, где 800 американских солдат и 4000 французских помогают 35000 «местных партнеров». Всего американский контингент в Африке, заметил Данфорд, насчитывает около 6000 солдат.

При этом Африканское командование Пентагона (AFRICOM) располагается в Штуттгарте, Германия, что, отмечает Джон Кэмпбелл, специализирующийся на Африке старший научный сотрудник Совета по международным отношениям, является частью политики Вашингтона, который стремится не привлекать к своим действиям чрезмерного внимания.

«Девиз операций США в Африке можно сформулировать как «африканские решения для африканских проблем». Это означает развитие возможностей местных властей для ответа на вызовы безопасности».

Положение дел в Африке вызвало возмущение среди законодателей, многие из которых на той неделе признались, что не были осведомлены об операциях в Нигере. При этом если «ястребы» обвинили в Министерство обороны в нежелании своевременно информировать Конгресс, то их политические оппоненты увидели проблему в раздутом американском военном присутствии по всему миру.

«Нам не сообщают о том, где в мире находятся наши войска и что они делают. Поэтому Джон Маккейн собирается создать новую систему, чтобы гарантировать, что мы сможем отвечать на такие вопросы в будущем», - отметил Грэм. «Вы знаете, что вы участвуете в слишком большом количестве войн в слишком большом количестве мест, когда даже такой ястреб как Линдси Грэм не может за ними уследить», - парировал сенатор Рэнд Пол (респ., Кентукки), который ранее в этом году в течение нескольких месяцев срывал ратификацию Сенатом членства Черногории в НАТО.

В четверг на Капитолийском холме состоялось закрытое заседание по инциденту в Нигере, на котором, как ожидалось, законодатели должны были не только узнать детали произошедшего от сотрудников Пентагона, но и поднять вопрос о необходимости авторизации Конгрессом дальнейшего увеличения американского контингента в регионе.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

28 сентября 2014 | 23:39

Американские эксперты о результатах визита Петра Порошенко в США

Посещение Петром Порошенко США и Канады стало первым государственным визитом главы Украины за океан. Результаты этой поездки, несмотря на положительную оценку украинских экспертов и самого украинского президента, можно считать лишь частично успешными.

19 ноября 2014 | 14:00

Документ дня: Соглашение о деволюции Британии и Уэльса

Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления.

2 марта 2015 | 09:00

И не друг, и не враг: Война и мир в российско-британских отношениях

Приближающиеся выборы сказываются и на политике Кэмерона в отношении России. В такой ситуации он не может не учитывать мнение британцев, 56 процентов которых, отвечая на вопрос «К какой стране вы относитесь крайне негативно?», называют Россию. В результате министр обороны Майкл Фэллон поставил Россию в один ряд с «Исламским государством» (ИГ), сообщив, что президент Владимир Путин «является не меньшей угрозой для Европы, чем ИГ».

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова