На прошедшей неделе завершилось "миротворческое турне" Джона Керри. Госсекретарь США посетил Саудовскую Аравию, представив новый план урегулирования кризиса в Йемене, и встретился в Женеве с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, обсудив ситуацию в Сирии. Министры обороны США Эш Картер и его индийский коллега Манохар Паррикар подписали Меморандум о согласии по логистическому обмену, сделав важный шаг в сторону углубления военно-технического сотрудничества между двумя странами. Лидеры латиноамериканских стран призвали Джона Керри принять меры в отношении миграционного кризиса, разразившегося на фоне улучшения отношений между США и Кубой.
ПРЕМИУМ
2 сентября 2016 | 13:10

Дайджест внешней политики США (26 августа – 1 сентября)

1. Вторая часть «миротворческого турне» Джона Керри была посвящена кризисам на Ближнем Востоке. Если переговоры в Саудовской Аравии увенчались конкретным планом действий в отношении мирного урегулирования ситуации в Йемене, то встреча с Сергеем Лавровым в Женеве по поводу сирийского кризиса стала лишь еще одним шагом «на пути сокращения взаимного недоверия».

2. На прошедшей неделе Индия пошла на углубление сотрудничества с США в области обороны (заключив соглашение по логистическому обмену) и региональной безопасности (поддержав американскую позицию по свободе судоходства в Южно-Китайском море), однако оставила решение экономических вопросов до следующей администрации.

3. США, стирая пережитки холодной войны в отношениях с Кубой, «забыли» о миграционных преференциях в отношении кубинских беженцев, что за последний год привело к обострению проблемы нелегальной миграции в ряде латиноамериканских стран и вынудило их на этой неделе призвать Госдепартамент предпринять срочные меры.

«Миротворческая миссия» Джона Керри на Ближнем Востоке

Обсудив проблемы урегулирования ситуации в Южном Судане и Сомали со своими африканскими коллегами, американский госсекретарь продолжил свое «миротворческое турне» в Саудовской Аравии (24-25 августа), где попытался согласовать новый подход к мирному урегулированию ситуации в Йемене, и, наконец, завершил его в Женеве (25-28 августа), где провел очередные многочасовые переговоры с российским министром иностранных дел.

Ситуация в Йемене, казалось, стабилизировавшаяся после заключения в апреле перемирия между хуситами и находящимся в Саудовской Аравии правительством, в начале августа вновь накалилась. В результате этого, 6-го августа специальный посланник ООН по Йемену объявил о приостановке мирных переговоров, до тех пор, пока не будет «найден устойчивый план по выходу из конфликта».

Встретившись со своим саудовским коллегой и королем Саудовской Аравии, а также проведя консультации с Советом сотрудничества государств Персидского залива, 25-го августа Керри предложил новый план:

«Итоговое соглашение будет включать скорое формирование нового правительства национального единства, власть в котором будет разделена между сторонами; вывод войск из Саны и других ключевых районов; передачу хуситами и их союзниками всех тяжелых вооружений, включая баллистические ракеты и пусковые установки, третьей стороне».

Описав всю тяжесть гуманитарной ситуации в Йемене, Керри возложил вину за срыв перемирия на хуситов, которых, по словам Саудовской Аравии, поддерживает Иран:

«Мы все думали, что окончательное соглашение уже было достигнуто. Но, к сожалению, в последний момент оказалось, что хуситы считают иначе».

Между тем, в Вашингтоне возвращающиеся из отпусков конгрессмены, в след за многочисленными правозащитными организациями, выразили обеспокоенность по поводу действий возглавляемой саудитами коалиции. На этой неделе межпартийная группа из 60 законодателей направила Бараку Обаме письмо с просьбой отложить продажу Эр-Риаду вооружений и военного оборудования на сумму 1,15 млрд. долл. до тех пор, пока Конгресс не возобновит работу и сможет как следует разобраться в деталях сделки, заключенной «за их спинами» 9 августа.

Пожалуй, наименее результативной стала последняя часть турне Джона Керри. Накануне переговоров с Сергеем Лавровым Госдепартамент, хоть и осторожно, но все же выражал оптимизм по поводу соглашения о сотрудничестве России и США в Сирии. Сам госсекретарь говорил, что «так или иначе обсуждение подходит к концу», а пресс-секретарь, отмечая сохранение некоторых разногласий, заявил, что Россия и США движутся в правильном направлении и соглашение может быть заключено в самые короткие сроки.

Между тем, встреча двух министров в Женеве 26-го августа опровергла эти ожидания. На совместной пресс-конференции Керри отметил, что «была достигнута ясность по поводу дальнейшего развития событий», и «в ближайшие несколько дней эксперты уладят технические детали, что позволит двигаться дальше на пути преодоления глубокого недоверия с обеих сторон». Лавров, в свою очередь, также подчеркнув необходимость снижения взаимного недоверия, в очередной раз указал на проблему размежевания террористов и умеренной сирийской оппозиции.

Тем не менее, неделю спустя Пентагон, в отличие от Госдепартамента не верящий в возможность сотрудничества с Россией, вступил в дискуссию с Москвой по поводу того, чей удар уничтожил одного из лидеров ИГ, Госдепартамент подтвердил, что проблема размежевания пока не разрешена, а Министерство финансов расширило санкционные списки.

Американо-индийское военное, стратегическое и экономическое сотрудничество

Прошедшая неделя оказалась плодотворной с точки зрения отношений между Индией и США. В то время как представители Госдепартамента и американского министерства экономики направились в Нью-Дели для участия во Втором американо-индийском стратегическом и коммерческом диалоге, в Вашингтоне глава Пентагона принимал индийского министра обороны. Оба события, состоявшиеся 29-31 августа, стали очередным этапом сближения позиций США, стремящихся создать сеть союзов в регионе, и Индии, до сих пор подобным формальным союзам относившейся довольно настороженно.

В Вашингтоне министры обороны Эш Картер и Манохар Паррикар 29 августа подписали Меморандум о согласии по логистическому обмену. Данный документ, позволяющий сторонам использовать военную инфраструктуру друг друга для ремонта и пополнения запасов, был согласован еще в апреле, однако индийское руководство, испытывая давление внутриполитической оппозиции, взяло дополнительное время для «обсуждения деталей». Основные опасения были связаны с тем, что подобный Меморандум позволит размещение американских войск на индийских военных базах и, в результате, подорвет традиционную автономию страны в области безопасности. Поэтому на совместной пресс-конференции в Пентагоне Паррикар заверил, что Меморандум «не имеет ничего общего с постоянным военным присутствием», а также, отвечая на вопрос о дальнейшем углублении военного сотрудничества, заявил:

«У нас ушло 12-13 лет, чтобы заключить это соглашение о логистике. И, как вы видите, его повсеместно ошибочно связывают с постоянным военным присутствием. Поэтому, позвольте мне сначала представить общественности (Меморандум)  и объяснить, как следует, все детали. Только после этого можно будет переходить к другим аспектам».

Как заметил Бенджамин Шварц, до прошлого года курировавший индийское направление в Пентагоне, Индия медленно, но верно превращается в военного союзника США:

«В течение нескольких лет в индийской прессе велась пропагандистская кампания против данного соглашения. Его подписание, в свою очередь, свидетельствует о том, что правительство Моди согласилось на некоторое время стать объектом критики со стороны политических оппонентов ради долгосрочной перспективы укрепления военного сотрудничества с Соединенными Штатами».

Тем временем переговоры в Нью-Дели дали смешанные результаты. По стратегическому треку стороны сделали шаг навстречу друг другу. Так, в заключительном коммюнике появилось прямое упоминание «важности поддержания свободы навигации, пролета и движения товаров в регионе, включая Южно-Китайское море». (Данный пункт отсутствовал в совместном заявлении президентов от 7 июня 2016 года.) США, в свою очередь, ужесточили риторику в отношении Пакистана, присоединившись к требованиям Индии ускорить «зачистку террористов, нашедших убежище» в западных районах страны.

Что касается экономических отношений, страны ограничились подтверждением «амбициозной и отдаленной» цели увеличить двусторонний торговый и инвестиционный оборот до 500 млрд. долл. в год (с примерно 100 млрд. долл. сегодня). Однако, как заметил представитель госдепартамента накануне мероприятия, «очевидно, что еще многое предстоит сделать для достижения данного уровня». Показательно, что первый шаг на пути к этому – заключение Двустороннего инвестиционного соглашения – даже не был упомянут министрами на открытии диалога. Помимо разногласий в области защиты интеллектуальных прав и условий доступа на рынок для американских компаний, министр торговли и промышленности Индии Нирмала Ситхараман дала понять, что Нью-Дели, в свете предстоящих выборов в некоторых европейских странах и в США, взяли паузу в обсуждении экономических вопросов как с Вашингтоном, так и с Брюсселем:

«Как вы правильно заметили, кандидаты в президенты США активно обсуждают вопросы (торговых соглашений). В настоящее время мы воздержимся от комментариев. Мы подождем выборов (в США), чтобы понять, что будет происходить с ТТП. Аналогично складывается ситуация с Европейским Союзом: мы пока не будем торопиться с началом диалога по свободной торговле».

«Кубинский» миграционный кризис

Латиноамериканские страны, еще недавно ликовавшие по поводу прорыва в американо-кубинских отношениях, в последнее время стали ощущать на себе и негативные последствия данного «потепления». В понедельник министры иностранных дел Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Мексики, Никарагуа, Панамы, Перу, Эквадора и Колумбии направили письмо госсекретарю Джону Керри с требованием организовать встречу на высшем уровне для обсуждения ситуации с миграционной политикой США в отношении кубинцев.

Дело в том, что согласно Закону об уточнении статуса кубинских беженцев 1966 года и запущенной в 1995 году на его основе политике «мокрые ноги-сухие ноги» (“wet-foot, dry-foot policy”) иммигранты из Кубы, достигшие территории США, имели право на социальное обеспечение, через год могли получить «гринкарту», а позже и американское гражданство. Кубинцы, задержанные по пути в США, возвращались на родину. Ранее для выезда с «Острова свободы» требовалось специальное разрешение, поэтому кубинские эмигранты чаще всего «бежали» самым коротким путем – на лодках во Флориду (отсюда – «мокрые ноги»). Однако на фоне потепления отношений с США Гавана в 2013 году отменила данное требование, что привело, с одной стороны, к переориентации потоков беженцев на сушу, через соседние страны, а с другой – увеличило их интенсивность. В 2015 году количество кубинских эмигрантов, которые теперь опасались, что миграционные преференции будут вскоре отменены, удвоилось и составило 43 тысячи человек (за прошедшие месяцы 2016 года это число уже превысило 46 тысяч).

Во-первых, такое положение дел, с точки зрения латиноамериканских «соседей», носит дискриминационный характер. Так, например, в 2014 году более сорока тысяч беженцев, спасающихся от необычайно высокого уровня преступности в этих странах, были задержаны в США, помещены под стражу, чтобы впоследствии быть депортированными обратно. Кубинцы же, автоматически приравниваемые к политически преследуемым беженцам, не только попадают под полную опеку американского правительства, но и могут стать полноправными американскими гражданами.

Во-вторых, как заметил на этой неделе министр иностранных дел Коста-Рики, такой поток кубинских беженцев способствует процветанию в этих странах бизнеса по «контрабанде людей», борьба с которым, как и содержание пойманных нелегальных мигрантов, является бременем для бюджетов этих стран:

«Это нам обходится в миллионы долларов, которые, знаете, на дороге не валяются. Наши граждане негодуют. В то время как мы не находим средств для инвестиций в собственное население, нам приходится тратить миллионы долларов на нелегальных иммигрантов».

В-третьих, это привело к тому, что страны региона стали ужесточать миграционные законодательства. В ноябре прошлого года визовый режим с Кубой ввел Эквадор. Вскоре свои границы для кубинских беженцев закрыли Никарагуа и Гватемала, что привело к гуманитарному кризису в Коста-Рике. Коста-Рика, в свою очередь, в январе 2016 года отправила задержанных беженцев в Мексику, после чего тоже закрыла границы. Ее примеру в мае последовала и Панама. На фоне этого не удивительно, что кандидат в президенты Дональд Трамп, обещающий заставить Мексику платить за стену на границе, и мексиканский президент Пенья Ньето в среду достигли взаимопонимания по поводу общей проблемы – нелегальной миграции и охраны границ.

И Белый дом, и Госдепартамент на этой неделе заявили, что в их планы не входит пересмотр миграционной политики в отношении Кубы, очевидно, перекладывая эту проблему на плечи следующего президента.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

26 февраля 2018 | 22:33

Дайджест внешней политики Германии 20-26 февраля

Состоявшийся в Берлине съезд ХДС подтвердил решимость партии Меркель сформировать коалиционное правительство с социал-демократами. Делегаты почти в полном составе проголосовали за GroKo и одобрили будущих министров «Большой коалиции». Никаких вопросов не вызвала даже кандидатура действующего министра обороны Урсулы фон дер Ляйен, учитывая, что в последнее время руководство бундесвера критикуется за провал военной реформы.

27 марта 2014 | 11:58

Правый сектор украинской политики

Группировка “Правый Сектор” возникла в конце 2013 года как конгломерат нескольких националистических организаций. У организации сложилась вертикальная структура управления, основой ее идеологии стал радикальный украинский национализм. "Правый сектор" зарекомендовал себя как наиболее радикальная и организованная оппозиционная сила в украинских протестах.

25 марта 2014 | 16:31

Польша, Литва и дестабилизация Украины

Наиболее выгодная для Польши и Литвы региональная ситуация состоит в сохранении Украины в качестве пограничного пространства с Россией - в той самой роли, какая была характерна для Украины на протяжении более чем двух десятилетий. 

12 января 2018 | 12:30

Дайджест внешней политики США (5-11 января)

Во время визита в США премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг продемонстрировала умение лавировать между американской «либеральной общественностью» и Дональдом Трампом. На первом раунде переговоров по пересмотру соглашения о свободной торговле между США и Южной Кореей Вашингтон занял более мягкую позицию по сравнению с НАФТА.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова