Агентство "Внешняя политика"
Очередной раунд американо-китайского стратегического и экономического диалога продемонстрировал, что проблемы в двусторонних отношениях не обязательно должны мешать сотрудничеству, но и сотрудничество не всегда способствует улаживанию растущих противоречий. Визит Керри в Монголию продолжил тенденцию активизации двусторонних отношений. Выступление Моди в Конгрессе не только стало данью уважения индийскому премьер-министру, но и дало повод указать следующей администрации на важность сохранения темпов развития американо-индийского сотрудничества.
ПРЕМИУМ
10 июня 2016 | 17:45

Дайджест внешней политики США за неделю (3 - 9 июня)

1. Прошедший в Пекине очередной раунд американо-китайского стратегического и экономического диалога продемонстрировал, с одной стороны, что проблемы в двусторонних отношениях не обязательно должны мешать сотрудничеству, а с другой – что и сотрудничество не всегда способствует улаживанию растущих противоречий.

2. Визит Джона Керри в Монголию – «оазис демократии», - запертый между Россией и Китаем, продолжил тенденцию активизации двусторонних отношений, в которых США преследуют, помимо геополитического, вполне меркантильный интерес.

3. Выступление Нарендры Моди в Конгрессе не только стало данью уважения индийскому премьер-министру, но и дало повод указать следующей администрации на важность сохранения темпов развития американо-индийского сотрудничества.

 

Американо-китайский стратегический и экономический диалог

Восьмой ежегодный американо-китайский экономический и стратегический диалог, прошедший 6-7 июня в Пекине, хоть и не был отмечен прорывными соглашениями, в целом, выполнил свою основную функцию: позволил двум экономическим гигантам, армиям которых становится все теснее в АТР, сверить свои позиции. Накануне мероприятия МИДы обеих стран выразили готовность откровенно говорить о проблемах, но и не позволять им влиять на области, где возможен компромисс.

«(Диалог) позволяет нам обсуждать, а в некоторых вопросах сглаживать, противоречия, в частности, в том, что касается нашей обеспокоенности по поводу поведения Китая в Южно-Китайском море, закона о неправительственных организациях и других ограничений прав человека, дискриминационного регулирования в области бизнеса, а также использование киберпространства против наших компаний, - говорил 31 мая Даниэл Рассел, заместитель Госсекретаря по восточноазиатским и тихоокеанским делам. – Я считаю, что одним из достижений Администрации Барака Обамы в отношении Китая является выстраивание таких отношений, которые позволяют сочетать значительные трения с глобальным, если не сказать вселенского масштаба, сотрудничеством. И показателем качества отношений является тот факт, что эти два компонента практически не сказываются друг на друге. Между нами нет никакого джентльменского соглашения о том, что мы будем делать вид, что эти проблемы не существуют, как нет и непреодолимого препятствия для развития практического взаимодействия в вопросах, которые важны для наших стран и всего мира».

В области экономики основное противоречие прошлого года – манипулирование курсом юаня – уступило место проблеме излишних производственных мощностей в Китае, особенно в сталелитейной и алюминиевой промышленности. Масла в огонь подлили опубликованные 25 мая результаты расследования, проведенного Министерством торговли США, в результате чего Вашингтоном было принято решение ввести дополнительные пошлины на китайскую нержавеющую сталь. Если США считают, что демпинг цен на сталь и алюминий являются целенаправленной политикой Пекина, направленной на подрыв конкурентов, то Китай предпочитает рассматривать этот вопрос в контексте замедления темпов глобального экономического развития. Так, в итоговом заявлении американский министр финансов Джейкоб Лью, поприветствовал решение Пекина «принять дальнейшие шаги по переводу сталелитейной промышленности на рыночные механизмы», а китайский вице-премьер Ванг Кишан, в свою очередь, назвал проблему перепроизводства «результатом медленного восстановления мировой экономики и низкого уровня спроса», решение которой «потребует коллективных действий».

Кроме этого Китай пообещал улучшить доступ американских банкиров на финансовый рынок, увеличить транспарентность экономической статистики, не развязывать «девальвационные войны» - в целом, как отметил, Ванг, за два дня удалось достичь взаимопонимания по 60 вопросам. Это, тем не менее, не помешало китайскому министру финансов Лоу Цзивэю  назвать ожидания скорых перемен в стране нереалистичными, а его американскому коллеге заметить, что за два дня удалось решить далеко не все проблемы.

Похожая амбивалентность проявилась и на стратегическом треке диалога. Единодушие по таким вопросам, как изменение климата, ядерная программа Северной Кореи, политическое разрешение сирийского кризиса, выполнение договора по Ирану, шло рука об руку с категорическим несогласием в более «чувствительных» областях: ситуация в Южно-Китайском море (ЮКМ) и положение с правами человека. После довольно резких заявлений главы Пентагона Эша Картера о том, что Пекин может оказаться «за Великой китайской стеной в полной изоляции», и угроз со стороны КНР ввести в скором времени в ЮКМ зону идентификации ПВО, в заявлениях по этому вопросу по итогам диалога прямые обвинения были искусно завуалированы призывами к миру и безопасности. Так, Госсекретарь Джон Керри отметил «обеспокоенность США по поводу односторонних попыток какой-либо из сторон изменить статус-кво», а государственный советник Янг Цзечи мимоходом указал, что любые территориальные споры должны решаться их непосредственными участниками.

В области прав человека Керри выразил недовольство по поводу недавно принятого в Китае закона, ограничивающего деятельность иностранных неправительственных организаций, в ответ на что Янг отметил, что это необходимо для защиты интересов самих же НПО.

В целом, американо-китайский диалог продемонстрировал, что не только противоречия не мешают сотрудничеству, но и общность некоторых интересов не способствуют разрешению спорных вопросов.

Вот только если сотрудничество пока пробуксовывает, то количество разногласий растет день ото дня. Символическую точку диалога поставили новости об очередном опасном перехвате американского самолета китайской авиацией, достигшие Госсекретаря, когда его самолет в Пекине уже выезжал на взлетную полосу.

Визит Джона Керри в Монголию

По пути в Китай Джон Керри 5 июня посетил Монголию, где, помимо участия в национальном культурном фестивале, встретился с монгольским президентом и министром иностранных дел. После двадцатилетнего отсутствия этой страны на карте поездок американских официальных лиц члены администрации Обамы, можно сказать, «зачастили» с визитами. В 2011 страну посетил вице-президент Джо Байден. А в 2012 и 2014 году визиты нанесли главы Госдепартамента и Пентагона соответственно.

Несмотря на то, что доклад Госдепартамента о правах человека 2015 года выявил, что в Монголии «непрозрачность процессов в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти подрывает эффективность правительства и доверие населения, а также способствует распространению коррупции», накануне визита Вашингтон предпочел нарисовать несколько иную картину:

«Эта отважная демократия, с населением около трех миллионов человек, заперта внутри материка очень-очень непростыми соседями. Она зажата между Россией и Китаем. Она более чем на три четверти зависит от российской нефти, и около 90% ее торговли приходится на Китай. Как видите, в таких условиях трудно оперировать. В 19 веке ее аннексировал Китай, в 20 веке – Россия, а 25 лет назад Монголия отстояла свое право на свободу и независимость, выбрав демократический путь развития с мирной передачей власти».

Такая лестная характеристика, помимо все более настойчивого стремления США окружить Россию и Китай своими «друзьями», обусловлена и вполне меркантильными интересами. Визит четырехлетней давности Хиллари Клинтон, среди прочего, «совпал по времени» с участием американской добывающей компании «Пибоди» (Peabody) в тендере на разработку каменноугольного месторождения Таван-Толгой, доставшегося в итоге Китаю. На этот раз Керри приехал через месяц после того, как на улицы вышли жители Монголии, недовольные доминированием в сфере добычи полезных ископаемых иностранных инвесторов, крупнейшим из которых является американская компания «Рио Тинто» (Rio Tinto). Кроме этого, Госсекретарь анонсировал предстоящий визит американской делегации, состоящей из желающих наладить связи в области сельского хозяйства, а накануне визита отмечалась заинтересованность компании «Дженерал электрик» (GE) в развитии альтернативной энергетики, для чего очень располагают рельеф страны и солнечный климат на фоне низкой плотности населения.

Подобные планы США довольно органично вписываются в заявленный Монголией курс на поиск «третьего соседа», на роль которого претендуют сразу несколько стран.

В прошлом году страну посетили президент Германии, премьер-министр Японии, а в этом – председатель сената Италии. Отвечая на хвалебные речи Керри, монгольский министр иностранных дел Лундэг Пурэвсурэн назвал США пусть и «одним из», но все-таки «самых важных третьих соседей».

Визит премьер-министра Индии в США

В то время как Джон Керри и Джейкоб Лью вели «принудительные» и сложные переговоры с КНР, Вашингтон с «необязательным» и, скорее, символическим визитом посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Эта четвертая поездка в США и седьмая встреча с американским президентом отмечена, в первую очередь, не заключенными соглашениями, а выступлением в Конгрессе – привилегией, которой удостаиваются в год лишь несколько мировых лидеров.

В своей речи, как гласила позже передовица индийской газеты «Таймз оф Индиа» (Times of India), Моди «нажал на все нужные рычаги». Он в очередной раз обратился к американским инвесторам, заметив, что «Индия открыта для бизнеса». При этом напомнил, что Силиконовая долина была бы невозможна без «индийских мозгов». С юмором прошелся по своим внутриполитическим оппонентам:

«Мне говорили, что вы хорошо знаете, что такое межпартийные противоречия. Что же, вы не одиноки. Вновь и вновь мне приходится сталкиваться с подобными настроениями в индийском парламенте».

Поддержал «любимое дитя» администрации Обамы – борьбу с изменением климата, - не забыв намекнуть, что прогресс Индии на данном направлении будет зависеть от помощи США. Наконец, он не скупился на слова, критикуя мировой терроризм, «который, хоть и отбрасывает тень на всю планету, взращивается по соседству с  Индией» (упрек в адрес Пакистана).

Выступление индийского премьер-министра было важно и для самого Барака Обамы.

Нарендра Моди, которому во времена предыдущей администрации было отказано в американской визе, на этой неделе выступал перед Конгрессом, что продемонстрировало прогресс в двусторонних отношениях, который уходящий через несколько месяцев американский президент, без сомнения, занесет себе в копилку.

Так, освещая визит, все американские СМИ напомнили, что торговый оборот между двумя странами вырос с 60 млрд долл. в 2009 году до 107 млрд долл. в 2015, поставки вооружений возросли на 300 млн долл. и сегодня составляют 14 млрд долл., а совместные военные учения стали более масштабными и сложными.

«Этот визит должен был одновременно символизировать торжество дружбы и стать рекламной акцией, - отметил Майкл Кугельман, старший научный сотрудник центра Вудро Вильсона. – (Оба лидера) хотели похвастаться столь стремительным ростом двусторонних отношений в последние годы, а также показать важность сохранения этих темпов в условиях предстоящей смены руководства США».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

1 октября 2015 | 18:24

Внешнеполитические аспекты избирательной кампании в Беларуси

Внешнеполитическая проблематика стала важной частью избирательной кампании, хотя социальные и экономические проблемы для населения Беларуси приоритетнее. В ходе предвыборной гонки в обществе формируется консенсус по поводу постепенного сближения с ЕС и, в меньшей степени, с США. То есть внутриполитические ресурсы обеспечивают Беларуси шанс для внешнеполитического маневрирования, извлечения выгод из разногласий центров силы.

14 апреля 2014 | 15:30

Казахстан во внешней политике Турции

Политика Турции в Казахстане опирается на идею единства тюркских народов. В предвыборной декларации партии Рэджепа Эрдогана говорится: «Первостепенная задача нашей внешней политики – реализовать историческую ответственность Турции и покровительствовать тюркским родственным государствам и обществам».

23 декабря 2016 | 17:16

Конференция по проблемам прогнозирования международных процессов

22 декабря в МГИМО состоялась научно-практическая конференция по проблемам прогнозирования международных процессов «Международная неопределенность: угрозы и возможности». В рамках мероприятия выступили эксперты, которые поделились практикой стратегического прогнозирования на основе успешных кейсов, а также прошла презентация доклада «Международные угрозы 2017».

13 мая 2015 | 22:00

Грузия: приближение к НАТО или сближение с США?

11 мая 2015 года в Грузии стартовали совместные американо-грузинские военные учения «Достойный партнер». Они продлятся две недели. Учения в таком формате проводятся на грузинской территории впервые. Они нацелены на проверку боеготовности военнослужащих национальной армии Грузии, которым предстоит участвовать в силах быстрого реагирования Североатлантического альянса. Впрочем, любые учения выходят за рамки специальных военно-технических сюжетов. И нынешние совместные грузино-американские тренинги проходят во вполне определенных международных контекстах.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова