Планируемая Вашингтоном "операция по свободе судоходства" в Южно-Китайском море неизбежно вызовет ответные действия со стороны Китая. И пока руководство США настаивает на том, что действует в рамках международного права, китайские СМИ предупреждают о контрмерах. Сенатский Комитет по международным делам заслушал два отчета о процессе реформ на Украине, по итогам чего самым популярным выводом среди американских законодателей стало утверждение о необходимости продолжать реформы, чтобы ослабить влияние России. Параллельно с этим, в связи с начатой Россией военной операцией в Сирии, которая застала руководство США врасплох, встал вопрос о компетентности американских спецслужб.
ПРЕМИУМ
16 октября 2015 | 09:56

Дайджест внешней политики США за неделю (9 - 15 октября)

1. Вашингтон готовится провести «операцию по свободе судоходства» в Южно-Китайском море и впервые с 2012 года отдать приказ своим кораблям приблизиться к спорным китайским островам ближе, чем на 12 водных миль. Тогда как американское руководство считает это необходимым для защиты своих интересов, Пекин называет данный шаг необдуманной провокацией и готовит ответные меры.

2. 8 октября сенатский Комитет по международным делам выслушал два диаметрально противоположных доклада о состоянии украинских реформ. Если доклад Виктории Нуланд был полон оптимизма и антироссийской риторики, то Клиффорд Бонд, координирующий в Киеве программу американской помощи, нарисовал более мрачную картину.

3. По мере распространения версии о том, что начало российской операции в Сирии застало Вашингтон врасплох, американские законодатели начинают «задавать вопросы» о надежности работы разведслужб, защитники которых, в свою очередь, указывают на склонность Кремля к спонтанным решениям.

 

Эскалация в Южно-Китайском море

8 октября появились первые сообщения о том, что Вашингтон принял решение в рамках патрулирования Южно-Китайского моря приблизиться к китайским искусственным островам ближе, чем на 12 морских миль. В течение следующих нескольких дней данные сообщения были подтверждены из нескольких источников, включая старшего советника по вопросам Китая в Совете по национальной безопасности Даниэля Критенбринка. Наконец, в понедельник и вторник главы Пентагона и Госдепартамента встретились со своими австралийскими коллегами в Бостоне, чтобы обсудить детали патрулирования в регионе. На эту встречу также был приглашен глава Объединенного командования вооруженных сил США в зоне Тихого океана, которому несколько месяцев назад было поручено разработать планы по американскому ответу на действия Китая по строительству искусственных островов, однако данная работа была отложена в связи с визитом Си Цзиньпина.

Не делая конкретных заявлений, официальный Вашингтон, тем не менее, все чаще стал затрагивать вопрос о важности соблюдения принципа свободы судоходства. Во вторник Эш Картер заявил:

«Ни у кого не должно быть сомнений, что Соединенные Штаты будут летать, плавать и проводить операции везде, где это позволено международными законами; мы делаем это по всему миру, и Южно-Китайское море не будет исключением».

В среду в подобном ключе высказался и пресс-секретарь Госдепартамента:

«Мы обязаны защищать наши интересы, и наши военные делают это лучше всех в мире. И, как бывший морской офицер, я могу сказать, что наши военно-морские силы продолжат плавать и оперировать в соответствии с международным законодательством там, где это необходимо с точки зрения наших интересов, а также для защиты интересов наших союзников и партнеров. Это не какая-то бравада с нашей стороны, это необходимость. Именно для этого и нужен флот. Как я уже говорил ранее, свобода судоходства придумана не для китов и айсбергов. Это фундаментальный принцип, который мы продолжим защищаться».

Пресс-секретарь Белого дома, отказавшись комментировать конкретные планы, счел нужным напомнить:

«Министерство обороны проводит на регулярной основе по всему свету операции по поддержанию свободы судоходства, чтобы противостоять чрезмерным претензиям в рамках морского права. Только в прошлом году, например, Министерство обороны провело (такие операции) в отношении 18 стран. В их число вошли как Иран, с которым у нас довольно напряженные отношения, так и расположенные в непосредственной близости Никарагуа и Бразилия».

Несмотря на это, США, совершая патрулирование в Южно-Китайском море, с 2012 года обходили стороной спорные территории вокруг островов. Изменение данной политики не могло не вызвать реакции со стороны КНР. Официальный представитель китайского МИД Хуа Чуньин довольно сдержанно отметила, что Китай уважает принцип свободы судоходства и пролетов в данном регионе, однако «готов принять жесткие меры, если под данным предлогом будет нарушаться суверенитет».

Ассоциируемая с китайской коммунистической партией газета «Глобал Таймз» была более прямолинейна:

«Китай не должен терпеть откровенные нарушения Соединенными Штатами прилегающей к Китаю акватории и воздушного пространства. Военные силы должны быть готовы принять контрмеры, соразмерные масштабам вашингтонской провокации».

Подобный обмен угрозами вызвал опасения среди американских СМИ, одна из представителей которых на брифинге Госдепартамента заметила:

«Вы говорите об этом, как будто находитесь в вакууме – будто США будут плавать вокруг этих островов точно так же, как они плавают в любых международных водах. Вы хотя бы отдаете себе отчет в том, что за этим последуют как минимум дипломатические последствия, что это будет способствовать росту напряженности в отношениях с Китаем?»

Если Филиппины и Австралия полностью поддержали намерения США, то министр обороны Сингапура занял более осторожную позицию:

«Соединенные Штаты имеют право защищать свои интересы, однако любые инциденты могут плохо сказаться на развитии региона в целом».

Директор Центра американо-китайских отношений Орвилл Шелл отметил, что изменение позиции Вашингтона может говорить о том, что администрация теряет терпение.

«Какие будут последствия? Я не знаю. Я думаю, все согласны с тем, что нам необходимо найти способ поладить с Китаем. Но я также считаю, что Вашингтон начинает сомневаться в том, что он сможет чего-либо добиться, если продолжит подстраиваться и подходить (к выстраиванию отношений) с точки зрения здравого смысла».

Оценка украинских реформ

8 октября Комитет по международным отношениям Сената провел слушание, на котором представители Госдепартамента отчитались о ходе реформ на Украине. Такой контроль не случаен, ведь именно законодатели одобрили выделение Киеву для этих целей более 548 миллионов долларов помощи, а также двух пакетов кредитных гарантий, каждый на сумму 1 миллиард долларов.

Виктория Нуланд, заместитель Госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, хоть и заметила, что Украина находится еще в самом начале длинного пути, в целом, нарисовала довольно радужную картину, приведя длинный список достижений: создание бюро по борьбе с коррупцией, закрытие дыр в пенсионной системе, продвижение к рыночной системе в энергетической сфере, подготовка полиции, «которая теперь патрулирует улицы Киева, Одессы, Львова и Харькова», и т.д. При этом Нуланд многократно подчеркивала «щедрую помощь» и «непоколебимую поддержку» Соединенных Штатов. Кроме этого, как ни странно, основным аргументом для необходимости реформ Нуланд назвала не процветание Украины, а сокращение, таким образом, влияния России.

«Поскольку лучшим противоядием для российской агрессии и ее негативного влияния является успех Украины в качестве демократического, процветающего, европейского государства, украинское правительство должно и впредь выполнять обещания, которые оно дало населению, а также не подрывать доверие международного сообщества».

Диаметрально противоположным было выступление Клиффорда Бонда, координатора американской помощи Украине, только что вернувшегося после 17 месяцев пребывания в Киеве. В его послужной список входит работа в посольстве в Праге во время «бархатной революции» 1989 года, в Москве в 1996-98 годах, где он, по его собственным словам, «стал свидетелем провала преобразований», а также несколько лет участия в американской программе «Помощь восточно-европейским демократиям». В отличие от Нуланд, Бонду хватило одного предложения, чтобы перечислить успехи, а основное выступление он сосредоточил на существующих проблемах. При этом в качестве основной причины реформ он назвал переход к успешно функционирующей рыночной экономике, практически ни разу не упомянув Россию.

По мнению Бонда, недавно созданное Бюро по борьбе с коррупцией не может функционировать без сотрудничества с Генеральной прокуратурой, которая «разрывается между, с одной стороны, реформаторами, готовыми сотрудничать с ФБР и советниками из (американского) Министерства юстиции и, с другой – старой гвардией, которая стремится их запугать и подорвать всякие начинания». Министерство здравоохранения подвергается давлению местных производителей лекарств.

А киевское правительство до сих пор не может объяснить населению, «что такое рыночная экономика и как она функционирует».

Бонд перечислил ряд фундаментальных факторов, которые, по его мнению, подрывают осуществление реформ. Во-первых, необходимо введение должности координатора реформ:

«Премьер-министр и президент должны предоставить полномочия отдельному человеку с реальным опытом в области реформирования для выполнения данной функции, после чего – отойти в сторону и не мешать ему делать свое дело».

Во-вторых, он посетовал на то, что основной задачей Киева является не фундаментальное реформирование экономики, а выполнение требований МВФ и других доноров:

«Эти требования довольно жесткие и их выполнение необходимо для получения денег, чтобы платить по счетам. Как бы то ни было, они не могут заменить стратегию роста, которая шла бы дальше, чем требуемые МВФ реформы».

Наконец, Бонд подытожил, что реформы на Украине будут невозможны без разработки долгосрочной программы помощи, которая потребует значительных дополнительных ресурсов и многолетнего финансирования.

Также, он отдельно остановился гуманитарном аспекте, что нечасто звучит в выступлениях американских должностных лиц:

«Помимо конфликта на востоке и проведения реформ в Киеве, Украина столкнулась с гуманитарным кризисом, который отказываются замечать на Западе. Это подразумевает более полутора миллионов перемещенных лиц внутри страны, более миллиона беженцев за ее пределами и еще миллионы людей, попавших в ловушку в конфликтных регионах. Ни мы, ни европейцы не предлагаем адекватного ответа на улучшение ситуации этих людей, которым предстоит пережить уже вторую зиму в таких условиях».

Последовавшие за выступлениями вопросы законодателей показали, что им ближе позиция Нуланд – реформировать Украину, чтобы оторвать ее от России.

Практически проигнорировав выступление Бонда, они, главным образом, были обеспокоены перспективой снятия санкций с России, необходимостью потребовать от Москвы выплаты репараций, и тем, каким образом Москва может помешать осуществлению реформ.

Конгресс сомневается в работе спецслужб

На этой неделе сразу несколько американских СМИ сообщили о том, что комитеты по делам разведки Сената и Палаты представителей начали «задавать вопросы» о возможных упущениях со стороны американской разведки, которые привели к тому, что американское руководство было застигнуто врасплох действиями России в Сирии. Издание «Хилл» (The Hill) привело слова одного из советников в Палате представителей:

«Пока речь не идет о формальном расследовании, но комитет разговаривает с людьми и задает вопросы о проблемах с предоставлением своевременной информации по данному вопросу».

Информационное агентство «Рейтер» после общения с целым рядом действующих и бывших чиновников США пришло к выводу:

«Несмотря на то, что агентства по разведке после начала украинского кризиса попытались увеличить усилия по сбору информации в отношении России, они по-прежнему страдают от недостатка ресурсов, поскольку основные силы брошены на борьбу с терроризмом на Ближнем Востоке и в регионе Афганистан-Пакистан».

В часовом интервью телеканалу «Си-Би-Эс» американский президент опроверг подобные утверждения:

«Мы знали, что (Владимир Путин) планировал предоставить военную помощь, необходимую Асаду, поскольку (он) опасался надвигающегося скорого коллапса режима».

Тем не менее, Барак Обама ушел от прямого ответа на вопрос, было ли ему известно о планах России во время встречи с Владимиром Путиным, и лишь усмехнулся:

«У нас довольно хорошая разведка».

Как бы то ни было, основная неожиданность, как признались некоторые собеседники «Рейтер», заключалась не в том, что Россия перебрасывает войска, а в масштабе российской операции и ее скором начале:

«Американские эксперты изначально предполагали, что рост военного присутствия России будет больше похож на «внезапные учения» или кратковременную демонстрацию силы и не является подготовкой к длительной военной операции».

Адам Шифф, член комитета по разведке Палаты представителей, предположил, что неподготовленность Белого Дома может объясняться не провалами разведки, а поведением Кремля:

«Хотя мы и продолжим проверять своевременность и точность оценок, я не думаю, что стоит торопиться с обвинениями в адрес разведслужб в том, что они не смогли разобрать, что происходит в голове Путина. (Он) известен крайне узким кругом советников и целенаправленной стратегией, предполагающей импровизацию и непредсказуемость».

Майкл Макфол, оставивший пост посла США в Москве за считанные дни до присоединения Крыма (что в свое время также стало неожиданностью для американского руководства), отметил, что более своевременные и более точные разведданные вряд ли помогли повлиять на ход событий.

«Что бы изменилось, если бы мы получили информацию за двое суток? У нас в распоряжении все равно нет никаких инструментов, чтобы остановить Путина в Сирии».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

28 января 2015 | 13:25

Интрига президентских выборов в Нигерии

Нигерия – это флагман регионального интеграционного объединения ЭКОВАС и по большому счету претендент на лидерство на всем континенте. Множество этнических и религиозных конфликтов внутри страны и вокруг нее по мере возможностей сдерживаются сильной федеральной властью. Поэтому политическая нестабильность в Нигерии непредсказуема по последствиям в региональном масштабе.

7 ноября 2014 | 21:34

Приоритеты Киргизии в сближении с Евразийским экономическим союзом

В Киргизии есть общественная поддержка интеграции, есть полное понимание ее выгодности в парламенте, со стороны бизнеса. У Киргизии есть единственный путь – это вступление в Евразийский экономический союз, у нас нет другой альтернативы.

30 мая 2014 | 11:15

Американские оценки российско-китайской сделки

Российско-китайское соглашение о поставках газа уже окрестили сделкой века. По своему стратегическому значению оно сравнивается с соглашением «газ-трубы» 1970 года между СССР и ФРГ, которое положило начало европейской зависимости от российских энергоресурсов.

20 января 2015 | 15:00

«До дна еще очень далеко»

Большое значение для двусторонних отношений имеет традиция взаимодействия, унаследованная от времен холодной войны. В научной среде и дипломатическом корпусе обеих стран все еще хватает тех, кто хорошо помнит те времена. Это предельно ответственные люди, понимающие к чему может привести настоящий конфликт России и США. Вопрос в том, будут ли столь же ответственны те, кто придет им на смену.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
26 декабря 2014 | 09:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова