Каир продолжает предпринимать попытки по стабилизации ситуации в стране в условиях нагнетающейся угрозы национальной безопасности, связанной с активной деятельностью исламистских экстремистов на Синае и на западных границах – в Ливии, а также обострением социальной напряженности в связи с исходом судебного процесса против бывшего президента Хосни Мубарака. Первоочередными задачами для Абдель Фаттаха ас-Сиси остаются привлечение частных египетских, а также иностранных инвестиций для поднятия экономики, стабилизация границ с Ливией и ситуации на Синае, консолидация общества посредством «кнута» жестких ограничений отдельных гражданских свобод и «пряника» сдержанной реализации демократического процесса.
Характерно, что новое египетское руководство осознает первостепенность решения внутренних проблем и не выдвигало приоритетным направлением своей политики нормализацию отношений с Западом, которые с момента свержения исламистского президента Мухаммеда Мурси в июле 2013 года были крайне натянутыми. Европейские лидеры критиковали Каир за репрессивные «недемократические» меры, а Вашингтон и вовсе заморозил часть ежегодной военной помощи.
Однако в современных реалиях – при продолжающемся кризисе в Сирии, новой волны ливийской нестабильности и, главное, деятельности ИГ – к Западу пришло осознание того, что нужен стабильный Египет, пусть даже не до конца «демократичный» или лояльный.
В свою очередь, египетское руководство также понимает, что для решения своих внутренних проблем одной финансовой помощи из Залива недостаточно и нужно искать новых партнеров, не только экономических, но и в сфере безопасности – в России, в США и Европе.
В рамках диверсификации внешнеполитических партнеров президент Сиси в последнюю неделю ноября отправился со своими первыми визитами в Европу – в Италию и Францию, где египетский лидер провел встречи с руководствами государств, а также с Папой Франциском. Европейские и арабские СМИ начали активно муссировать тему «признания» египетского президента Европой – несмотря на продолжающиеся «наставления» о необходимости продолжения демократического процесса в стране, - однако главной темой переговоров, с которой приехал президент Египта, стала Ливия. Сиси последовательно высказывается с критикой в адрес Запада в связи с тем, что после операции по свержению Муаммара Каддафи на территории страны в целях поддержания стабильности не были оставлены боевые отряды. Основной его посыл – «вы это начали, вам это и решать». Каир является активным сторонником идеи расширения начатой США в Ираке антитеррористической кампании, о чем было заявлено госсекретарю США Джону Керри еще в сентябре в ходе ближневосточного турне последнего по привлечению союзников к участию в борьбе с ИГ.
«Любая создаваемая контртеррористическая коалиция (…) не должна ограничиваться борьбой с отдельной группировкой или уничтожением какого-либо одного очага терроризма. Она должна действовать против всех существующих террористических угроз на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Одним из направлений такой террористической кампании должна стать ливийская территория».
Однако участвующие в ограниченном объеме (основные силы составляют США, Франция и Британия) в контртеррористической операции в Ираке и с трудом согласившиеся на расширение кампании на сирийскую территорию западные государства не проявляют желания втягиваться в борьбу еще и с ливийскими исламистами, несмотря на очевидную важность проблемы безопасности ливийских границ, в частности – для Европы. Тем временем, некоторые экстремистские группировки в Ливии объявили о своем признании Халифата Абу Бакра аль-Багдади и уже не первый год занимаются созданием эмирата на востоке страны – в Дерне.
В ходе своего европейского турне Сиси вновь повторил свой призыв в интервью «Франс24»:
«Международное сообщество – Европа и США – должны оказать содействие национальной ливийской армии в восстановлении своих позиций и борьбе с терроризмом в Ливии в целях восстановления безопасности и стабильности».
Париж и Рим подтвердили важность стабилизации ситуации в Ливии и сотрудничества с Каиром по этому вопросу. Итальянский премьер-министр Маттео Ренци отметил, что:
«Средиземноморье является сердцем Европы, и Египет следует рассматривать как стратегического партнера в решении проблем этого региона. Единственный способ предотвратить их разрастание – это тесное сотрудничество Европы и Египта».
В свою очередь, французский президент Франсуа Олланд подчеркнул, что усугубление ситуации в Ливии является его «главной озабоченностью», высказав опасения о превращении страны в «террористический очаг». Однако в отношении призыва Сиси вмешаться Париж высказался однозначно:
«Мы сомневаемся, что ливийский кризис может быть решен силовым путем».
Между тем, в ходе пребывания египетского президента во Франции были достигнуты договоренности по линии военно-технического сотрудничества. В частности, с французской государственной оборонной компанией DCNS был заключен контракт на сумму 1 млрд евро на поставку корветов египетскому ВМФ. Египетским вооруженным силам также были предложены боевые самолеты «Мираж 2000». Помимо этого, французская сторона выразила готовность в поставке необходимой техники и организации тренировочных баз для египетских сил безопасности в целях борьбы с экстремистскими группировками, в особенности – на Синае.
По мнению американского аналитика доктора Теодора Карасика, Египет, Франция и Италия, объединив усилия, смогут победить коалицию исламистов, сложившуюся вокруг триполитанского правительства при поддержке «братьев-мусульман», и связанный с ИГ исламский эмират в Дерне. Тем не менее, по-прежнему, реального содействия в борьбе с исламистами, помимо поставок вооружений, дипломатической поддержки и взаимодействия на уровне спецслужб, европейцы Египту предложить не готовы. С другой стороны, говорить о том, что западное непосредственное силовое вовлечение в урегулирование нынешнего ливийского кризиса способствовало бы разрешению конфликта, едва ли приходится: успехи контртеррористической операции в Ираке, продолжающейся с августа, крайне скромны.
Еще одной немаловажной для Сиси темой переговоров в Париже и Риме стало экономическое сотрудничество и привлечение европейских инвестиций в египетскую экономику. Итальянский и французский лидеры выразили готовность расширять контакты с Египтом и в этом направлении: Ренци заявил, что в скором времени в североафриканскую страну прибудет итальянская делегация по торговым вопросам, а Олланд подписал соглашения с Сиси о французском участии в проекте развития Суэцкого канала и заявил о запланированном на март следующего года заседании экономического комитета по обсуждению возможных путей оказания помощи египетской экономике.
Параллельно с этим, в последние месяцы начали активизироваться контакты Каира и с Вашингтоном. Основные две темы обсуждения – те же: возможность западного содействия в борьбе с исламистами и призыв инвестировать в египетскую экономику. Важным вопросом для Египта является размораживание ежегодной военной помощи в 1,5 млрд долл. и поставки военной техники, необходимой для борьбы с исламистскими экстремистами на Синае, в начале ноября объявившими о признании Халифата аль-Багдади и создании «Синайского вилайэта» (синайской провинции Исламского государства). Вашингтон продолжает обуславливать возобновление помощи необходимостью успехов «демократического строительства» в Египте. Однако наметились определенные подвижки в отношениях Каира с американским руководством.
Так, 25 сентября 2014 года на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась первая личная встреча Сиси с президентом Бараком Обамой. Лидеры договорились о необходимости начала постоянных консультаций по широкому спектру проблем и запуске стратегического диалога на уровне министров иностранных дел. В ходе встречи обсуждались также вопросы, связанные с ситуацией в Ливии, а также палестино-израильские переговоры и контртеррористическая операция против ИГ. Как утверждают некоторые источники, Вашингтон выражает готовность поставить 10 вертолетов «Апаче» взамен на вовлечение Египта в кампанию по борьбе с боевиками ИГ, а Сиси, в свою очередь, заявляет о намерении египетской армии содействовать в подготовке кадров для иракских вооруженных сил, подчеркивая, что «если США хотят больше, они должны разморозить военно-техническую помощь для Египта». О готовности поставить египтянам «Апаче» сообщил еще ранее Пентагон, а затем подтвердил Керри в ходе своего визита в Каир 13 октября. Следует отметить, что часть ежегодной американской помощи – 575 млн долл. – было разморожено еще в июне на цели реализации военных контрактов. Тем не менее, Конгресс все еще не принял решения о полном возобновлении этой помощи.
Параллельно развиваются контакты по линии инвестиций американских компаний в египетскую экономику. В частности, 10-11 ноября Каир посетила делегация из США в составе около 200 глав крупнейших американских компаний и банков, а посол США выразил надежду на то, чтобы компании его страны «стали катализатором роста египетской экономики».
Таким образом, несмотря на продолжающуюся критику в адрес Каира в связи с «недемократическими» действиями руководства (например, так называемый, «Закон о протестах», принятый в ноябре прошлого года и позволяющий силам безопасности применять жесткие меры для подавления даже мирных забастовок, а также огромное количество заключенных, в том числе – журналистов), вопрос безопасности для США и Европы встает все острее. В условиях критической необходимости наземной поддержки кампании против ИГ на фоне мало результативной военно-воздушной операции, а также стабилизации ситуации в Ливии с учетом не более результативных усилий ООН по урегулированию – Запад ясно осознает, что Египет с его значительным военным потенциалом может и должен стать главной опорой в международных усилиях по стабилизации региона. Так как на сегодня основные партнеры США на Ближнем Востоке: монархии Залива – хотят, но не могут оказать какое-либо значимое содействие силам контртеррористической коалиции, кроме как финансовое и политическое; Иордания – традиционно сдержанно участвует в подобных мероприятиях, опасаясь за свою внутреннюю стабильность; Израиль – не испытывает фактически давления со стороны ИГ; а Турция – преследует в борьбе с ИГ собственные цели.
Однако очевидно, что опорой Египет может стать только по мере собственной внутренней стабилизации. На сегодняшний момент страна представляет осаждаемую снаружи и изнутри крепость.
Нагнетанию внутриполитического конфликта способствовало решение египетского суда о завершении судебного процесса против Мубарака снятии ряда обвинений против него, что привело к новой волне критики и протестов со стороны разных социальных и политических групп, которые моментально поддержали «братья-мусульмане». Параллельно с этим, салафиты, которые еще год назад выступили на стороне Сиси и созданного им временного правительства, инициировали выступления под лозунгом «Революция мусульманской молодежи», чему также «братья» поспешили выразить поддержку. Высказываются предположения о том, что может произойти консолидация между «либералами» и салафитами против нынешнего руководства, причем с учетом их заметной неорганизованности, разрозненности и слабости как социальных сил, присоединиться к ним – и возглавить их – могут снова представители «братьев-мусульман», которых продолжают поддерживать Турция и, менее открыто, Катар.
Другими словами, силам, заинтересованным в стабильном Ближнем Востоке и ограничении распространения исламистского экстремизма, логичнее думать об укреплении нынешнего египетского режима – именно он сегодня является естественным, жизненно заинтересованным и сильным в военном плане союзником в борьбе с исламизмом. Режим Башара Асада, как представляется, следует ставить в этот же ряд.
Международная гуманитарная операция на Востоке Украины становится необходимостью.
И хотя российская внешняя политика в целом остается довольно осмотрительной, даже у самого искусного водителя существует «слепая зона» — участок дороги, который не видно в боковые зеркала. Украинский и турецкий кризисы произошли именно потому, что нарождающиеся угрозы попали в «слепую зону», — к ним можно было приготовиться, но водитель их не заметил. Нельзя исключить, что и сейчас назревают угрозы, которых Россия не замечает.
Турция не обладает значительными энергоресурсами, и потому их импорт из-за рубежа жизненно важен. Правительство премьер-министра Эрдогана стремится к заключению контрактов с зарубежными поставщиками с целью превращения Турции в главную страну-транзитера между Европой и Азией.
«Грузинская мечта» должна доказать, что ее успехи достигнуты не только благодаря деньгам и удачным имиджевым ходам ее создателя, но и ее собственной деятельности. Это будет сделать непросто с учетом растущего разочарования населения, проблем в экономике, а также «развода» с «Мечтой» ряда политических сил, некогда участвовавших в коалиции.