Бишкек, Кыргызстан. - Кыргызстан находится в начале включения в экономическое пространство ЕАЭС. Интеграция в состав организации дает хороший шанс на развитие нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства Кыргызстана через открытие рынков других стран ЕАЭС (в первую очередь, России и Казахстана), упрощает трудовую миграцию и создание различных совместных бизнес-проектов, может помочь республике в улучшении логистики, инфраструктуры и государственного управления. Все это может привести к экономической и социальной стабилизации и модернизации в Кыргызской Республике. Это отвечает интересам и других стран ЕАЭС.
Необходимо понимать, что существующая модель экономики Кыргызстана кардинально отличается от модели, которая была в Киргизской ССР на момент распада Союза. Полностью или частично были утрачены многие отрасли производства.
Существующая модель экономики, сильно зависящая от реэкспорта китайских товаров и сферы сервиса, не имеет перспектив и нуждается в постепенной трансформации в аграрно-промышленную.
В рамках ЕАЭС Кыргызстан может развивать ряд перспективных отраслей, способных конкурировать с другими странами Евразийского союза. В первую очередь, это сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность. Кыргызская Республика может постепенно наладить поставки экологически чистых и недорогих продуктов сельского хозяйства (молоко, мясо, овощи, фрукты, орехи, лечебные травы, мед и продукты пчеловодства) и их же в переработанном виде, а также недорогих и качественных изделий швейной индустрии. Отдельно надо назвать различные виды туризма – он имеет хороший потенциал для развития и при благоприятных условиях может стать одной из ведущих отраслей экономики республики. Например, сейчас на берегу озера Иссык-Куль функционирует около 160 пансионатов разного уровня комфортабельности, есть еще горные базы и курорты. При создании благоприятных условий для инвесторов возможно развитие горнорудного сектора, так как республика обладает запасами драгоценных и редкоземельных металлов и других полезных ископаемых.
Для более быстрой и успешной интеграции экономики республики в общее пространство стратегическое значение имеют хорошие отношения с Казахстаном, через территорию которого Кыргызстан ведет торговлю с Россией и Беларусью.
Кроме того, для большего выигрыша от интеграции Кыргызстану необходимо улучшать отношения с Узбекистаном и Таджикистаном. Сложные отношения с Узбекистаном негативно влияют на экономическую ситуацию в трех южных областях Кыргызской Республики (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская), из-за них уже давно не осуществляются железнодорожные перевозки через узбекистанскую территорию в города Ош и Джалал-Абад. Развитие отношений с Таджикистаном с учетом его вероятного присоединения к ЕАЭС может увеличить объем транзита через территорию Кыргызстана.
Китай заранее просчитал последствия вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Китайские предприниматели активно вкладывают ресурсы в создание перерабатывающих и сборочных производств, что может привести к конкуренции их продукции с производителями из других стран ЕАЭС в рамках общего рынка. В Чуйской области Кыргызстана, граничащей с Казахстаном, построены 2 китайских нефтеперерабатывающих завода (возле городов Кара-Балта и Токмака), их работа будет зависеть от поставок сырья из Казахстана и России. В городе Бишкек работает компания, в которой осуществляют сборку из китайских деталей кыргызско-китайских тракторов «Топоз», продают навесное китайское оборудование для мини тракторов (до 40 л.с.) и навесное японское оборудование для тракторов (свыше 40 л.с.). В городе Ош работает небольшая фабрика, в которой собирают стиральные машины и телевизоры (значительная часть продукции поставляется на рынок соседнего Узбекистана). Также Китай участвует в финансировании и реализации горнодобывающих, транспортных и энергетических проектов на территории республики.
Банки в Кыргызстане в основном выдают краткосрочные кредиты под высокие проценты, что отсекает от их получения местных аграриев и промышленников. Названную проблему может решить Кыргызско-Российский фонд развития, который недавно начал работу на территории республики. Ускорить процесс развития банковской системы и расширения доступности кредитов для сельского хозяйства и производства может появление филиалов крупных российских и казахстанских банков. Кстати, на территории республики уже работают 2 российских банка (банк, принадлежащий на 90% российскому инвестору, и совместный российско-кыргызстанский банк) и местные филиалы 4 казахстанских банков или банков с участием казахстанского капитала.
Правительство республики сможет провести адаптацию экономики и бизнеса к условиям рынка ЕАЭС, если сумеет грамотно и эффективно распорядиться предоставленными Кыргызстану при вступлении в ЕАЭС тарифными льготами по 166 наименованиям, срок действия большинства которых закончится в 2020 году.
Существуют серьезные проблемы, которые необходимо разрешить. Это плохой инвестиционный климат, защита границ от потоков контрабанды (границы с Китаем и Таджикистаном достаточно прозрачны), возможный всплеск трудовой миграции сразу после вступления республики в ЕАЭС (из-за высокой безработицы и низкого уровня зарплат в Кыргызстане по сравнению с Россией и Казахстаном), серьезное экономическое и технологическое отставание Кыргызской Республики от других стран ЕАЭС, нерешенные приграничные вопросы (границы Кыргызстана с Узбекистаном и Таджикистаном теперь становятся внешними границами ЕАЭС), слабые и малоэффективные государственные институты и плохо исполняемые законы, высокий уровень преступности и коррупции, низкий уровень квалификации рабочей силы, утрата многих ранее существовавших промышленных, инженерных и научных технологий и навыков, проблемы с санитарно-эпидемиологическим контролем и логистикой, деградация инфраструктуры, нехватка электроэнергии.
На скорость включения Кыргызстана может негативно повлиять текущая сложная экономическая ситуация в России и Казахстане, которая ограничивает количество возможных инвестиций, столь необходимых республике.
К существующим в настоящее время конкурентным преимуществам Кыргызстана можно отнести быстро растущее и молодое население, более низкую по сравнению с другими членами ЕАЭС стоимость электроэнергии для коммерческих потребителей, значительный объем разнообразных природных ресурсов, благоприятные климатические условия для развития ряда отраслей сельского хозяйства и разных видов туризма.
В силу маленького объема экономики республика при стечении благоприятных обстоятельств может достаточно быстро адаптироваться к общему экономическому пространству ЕАЭС. С течением времени Кыргызстан может стать аграрно-промышленной экономикой и будет для ЕАЭС поставщиком переработанной и сырой сельскохозяйственной продукции, швейной продукции и полезных ископаемых, транзитным коридором в направлении Китая и Таджикистана, а также горным курортом.
Польская политика станет более проамериканской, но нужно помнить, что и раньше при любом правительстве направления и лимиты сотрудничества задавали в Вашингтоне, а не в Варшаве. Разница была лишь в том, насколько польские политики были готовы торговаться, отстаивая национальные интересы страны.
Россия заинтересована в том, чтобы президентские выборы в Украине состоялись. Москва хочет получить легитимных переговорных партнеров в Киеве, которых временно нет. В противном случае все коммуникации украинских властей окажутся замкнуты на Запад и именно там будет писаться украинская история.
7 апреля США нанесли ракетный удар по базе сирийских правительственных ВВС. Акция стала ответом на химическую атаку в провинции Идлиб, ответственность за которую США возложили на Дамаск. Руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов представил экспертный комментарий о причинах и последствиях американского удара по Сирии.
Грузия совсем не является потерянным для России государством, как это часто представляется после августовской войны 2008 года. С одной стороны, очевидно, что для грузинского общества наше государство – «враг номер один», а Евроатлантический вектор внешней политики – нерушимый пакт между властями и населением. С другой стороны, подавляющее большинство грузинского населения считает, что Россия влияет на внутригрузинские события.