4 декабря в клубе «Валдай» состоялась экспертная дискуссия, посвященная эволюции политики в области кибербезопасности и управления киберпространством. В ходе обсуждения были рассмотрены основные подходы к проблеме безопасности киберпространства и перспективы государственной политики в данной области.
В качестве спикеров в дискуссии приняли участие: профессор международных отношений в Университете LUISS Guido Carli, (г. Рим, Италия) Раффаэле Маркетти, руководитель отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ», член Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член рабочей группы ПИР-Центра по международной информационной безопасности и глобальному управлению интернетом Елена Черненко, консультант по стратегии кибербезопасности ПИР-Центра Олег Демидов. Модератором дискуссии выступил руководитель аналитического агентства «Внешняя политика», программный директор Фонда клуба «Валдай» Андрей Сушенцов.
Участники дискуссии признали, что кибербезопасность стала центральной проблемой для правительств, бизнес-корпораций и рядовых граждан. На международном уровне она связана с двумя противоречивыми вопросами – глобальным регулированием и киберактивностью, осуществляемой через третьи страны. Здесь происходит столкновение двух точек зрения – тех, кто выступает за разработку новой конвенции, которая регулировала бы деятельность в киберпространстве, и сторонников идеи суверенитета в киберсфере. Что касается киберактивности с использованием иностранных серверов, то здесь споры в первую очередь возникают вокруг идентификации истинного автора тех или иных действий, а также по поводу легитимности такого рода государственно-частного партнёрства, преследующего агрессивные цели и направленного на вмешательство во внутренние дела других государств.
Как отметил Раффаэле Маркетти, самым уязвимым для сторонников первого подхода является отсутствие доверия между ключевыми странами, без которого никакое соглашение невозможно. Наоборот, сейчас мы наблюдаем поляризацию в международных отношениях.
Елена Черненко добавила ещё два фактора, которые, по её мнению, не позволят в ближайшие 10 лет увидеть всеобъемлющее соглашение по киберпространству. Это слишком большие возможности, которые киберпространство предоставляет государствам для достижения их целей, и отсутствие общественного давления.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин объяснил такое широкое использование государствами киберпространства отсутствием других возможностей обойти медийное доминирование и превосходящий военный потенциал США, а также стремлением использовать неофициальные формы воздействия на те или иные страны для достижения экономических и коммерческих целей.
Рассматривая сценарии кибервойны, эксперты назвали главные угрозы и последствия для человечества от возможного негативного развития событий в киберпространстве. По словам Олега Демидова, наиболее реалистичный негативный сценарий кибератаки – это нарушение работы объектов инфраструктуры, энергетических систем. Результатом станут масштабные отключения электроэнергии в крупных городах. Эксперт отметил, что атомные электростанции защищены лучше, чем гидроэлектростанции и ТЭЦ. Транспортные системы также могут быть подвержены серьёзным сбоям. При этом спецификой кибератак является то, что практически невозможно заранее оценить урон, который они нанесут в каждом отдельном случае.
Напряженные переговоры Хайко Мааса с Майком Помпео и Джоном Болтоном зафиксировали противоречия Вашингтона и Берлина по иранской ядерной сделке и торговым вопросам. США подтвердили намерение выйти из соглашения и ввести пошлины на европейские сталь и алюминий. Ориентированный на укрепление евроатлантических связей Маас выглядел разочарованным и неуверенным. Гораздо лучше чувствовала себя Ангела Меркель, совершившая визит в Китай.
США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.
Предвыборная платформа Моди опиралась на приоритет восстановления высоких темпов экономического роста и укрепление оборонного потенциала Индии. Моди не раз акцентировал внимание на том, что именно экономические императивы развития страны будут формировать внешнеполитическую линию государства и подходы к двусторонним отношениям с теми или иными странами.
Украинские власти - по сути, единственная сторона, кому выгодно немедленное изгнание или добровольный исход наблюдателей из зоны конфликта. В отличие от Москвы и Брюсселя, Петру Порошенко необходимо возобновление боевых действий - только на фоне «отражения российской агрессии» он может просить у уставшего от него Запада деньги, а также военную и политическую поддержку. В этом плане Миссия ОБСЕ ему мешает.