Дмитрий Офицеров-Бельский
Энергетический рынок Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - явно политизирован. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей, но сотрудничество с Россией, несмотря на выгоду, воспринимается как зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы заплатить.
ПРЕМИУМ
26 марта 2014 | 11:22

Энергетика Балтийских государств и влияние России

Ситуация на энергетическом рынке Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - имеет явный политический оттенок. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей. Это вынуждает балтийские столицы закупать электроэнергию на внешних рынках, а газ - в России. Сотрудничество с российскими кампаниями, несмотря на выгоду, воспринимается в регионе как односторонняя зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы за это заплатить. 

ЕС как препятствие
Чтобы покрыть энергодефицит Балтийские государства вынуждены импортировать электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты. Одновременно они вынуждены подчиняться директивам ЕС по ограничению выбросов парниковых газов, а также либерализации рынков электроэнергии и газа. Фактически Брюссель ограничивает возможности Прибалтики по самостоятельной выработке электроэнергии.  

Усугубляет ситуацию то, что Литва стала энергетически более зависимой от России после вступления в ЕС. Согласно выдвинутым европейской стороной условиям, в 2009 году Вильнюсу пришлось закрыть Игналинскую АЭС. В 2013 году Литва импортировала 70 % электроэнергии. Латвия, хотя и является импортером электроэнергии, имеет несколько гидроэлектростанций и возможность в перспективе расширить использование гидроэнергетики. В лучшем положении находится Эстония - единственная из Прибалтийских стран располагающая значимыми источниками энергоресурсов - горючими сланцами. Несмотря на установленные в ЕС квоты на выброс углекислого газа, эстонская энергетика поставляет часть энергии на экспорт. 

В отличие от Эстонии и Латвии, Литва лишена возможностей компенсировать дефицит энергии. Тепловая станция в Электренае может работать только на газе, который пока импортируется из России. Повышение цен на газ сделало собственное производство электроэнергии в Литве нерентабельным. Диверсификация импорта газа планируется, однако правительство следует пожеланиям ЕС и снижает производственную квоту крупнейшей в Литве ТЭС "Литовская электростанция". В 2014 году Литва сократит импорт природного газа. Но ситуация с выработкой электроэнергии не улучшится.

Перспективы рынка электроэнергии 
В электроэнергетике Прибалтийских стран наблюдаются две ключевые тенденции. Во-первых, это растущая конкуренция внутренних и внешних игроков. Во-вторых - консолидация отрасли, выражающаяся в поиске общих путей решения энергетических проблем. Импорт электроэнергии в регионе растет до 30% в год, а издержки производства выше стоимости импорта из Скандинавии или России.

С 2013 года в Литве, Латвии и Эстонии начал работу общий рынок электроэнергии. К 2015 году после завершения прокладки соединений NordBalt (Литва – Швеция) и Estlink 2 (Эстония – Финляндия) Прибалтика будет участвовать в рынке электроэнергии стран Северной Европы. Цену электричества формирует колебание спроса и предложения на энергетической бирже Nord Pool Spot. Судя по графику среднемесячных продаж, стоимость электроэнергии в Литве заметно выше, чем в других странах Балтии. Это вызвано несовершенной соединительной инфраструктурой на границе Эстонии и Латвии. В результате в Литву не может попасть достаточное количество энергии из Скандинавии.

Однако либерализация прибалтийского энергетического рынка - пока лозунг. Между странами действует договор, согласно которому они обязаны при наличии свободных мощностей покупать электроэнергию друг у друга. Следствием этого стал скандал, разгоревшийся в сентябре 2013 года, когда Литве пришлось покупать электроэнергию из Латвии и Эстонии, втрое дороже российской. Вновь встал вопрос о цене энергетической независимости. 

Прибалтика и энергетические проекты стран-соседей
Если Скандинавские страны предлагают вариант транспортировки дешевой электроэнергии от уже существующих генерирующих мощностей, то Россия, Польша, Белоруссия и Литва только собираются их создать. По существу между странами началась гонка на скорость, поскольку от этого зависит будущая логика формирования сетей и условий взаимодействия продавцов и покупателей. На завершающей стадии находится строительство Балтийской АЭС в Калининградской области, начатое в 2010 году. Ориентацию проекта на экспорт в Европу подчеркивает то, что это единственная в России АЭС, в которой возможно участие частного зарубежного капитала. Участие потребителя в капитале генерирующей компании является распространенной практикой уменьшения коммерческих рисков. Однако европейские представители, несмотря на очевидную целесообразность создания новых генерирующих мощностей в регионе подчеркивают свою незаинтересованность в проекте. 

В 2017 году, на год позже Балтийской АЭС, должна начать работу Белорусская АЭС, располагающаяся на границе с Литвой. Проект литовской Висагинской АЭС, в строительстве которой должны были участвовать также Польша, Латвия и Эстония провалился из-за противоречий сторон. В конце января 2014 года правительство Польши одобрило собственную программу развития атомной энергетики, предполагающую строительство двух новых АЭС. Это делает дальнейшее увеличение генерирующих мощностей в регионе лишенным целесообразности. Применительно к Прибалтийским государствам это значит, что в перспективе ближайших десятилетий они не станут обладателями новых собственных источников электроэнергии.  

Перспективы борьбы с “российским влиянием”
Существенно большую зависимость страны Прибалтики испытывают от поставок российского газа. Монополией владеют российские компании “Газпром” и “Итера”. Стремясь нейтрализовать “российскую угрозу” страны региона пытаются диверсифицировать импорт газа. По оптимистичным прогнозам в декабре 2014 года должен заработать терминал сжиженного природного газа в литовском порту Клайпеда. Строительство терминала с ревностью воспринимается в Латвии. В 2013 году Рига интересовалась возможностями приобретения у Клайпедского ТСПГ до полумиллиарда кубометров газа. Однако теперь Латвия всячески демонстрирует свою незаинтересованность в проекте. 

Проект газового терминала и трубопровода Balticconector между Финляндией и Эстонией также насыщен противоречиями. Этот проект созрел в недрах Еврокомиссии и предполагает европейское финансирование. Однако между Хельсинки и Таллином идут споры о месте расположения проектируемого терминала. Одновременно повышается цена на сжиженный газ, которая делает проект малорентабельным. Вместе с тем, перенос сроков реализации Balticconector не влияет на общую тенденцию - негативную для интересов России. 

Исходя из норм Третьей газовой директивы ЕС, российские компании больше не смогут в одном лице совмещать добычу, транспортировку и распределение газа. Вертикально-интегрированные компании Прибалтийских стран, в каждой из которых “Газпром” является крупным акционером, в скором времени будут разделены в соответствии со специализацией. В случае латвийского АО Latvijas gaze (LG) его акционер “Газпром” готов судиться из-за несоблюдения договора приватизации. LG обладает эксклюзивным правом на передачу, хранение, распределение и продажу природного газа и до 2017 года предприятие должно работать как единая компания. 

Борьба за либерализацию энергетического рынка Прибалтики имеет смешанную политико-экономическую природу. В перспективе ее результатом может стать укрепление переговорных возможностей Балтийских стран и понижение цен на российский газ. В этом процессе российские энергетические гиганты не смогут уклониться от исполнения общеевропейских законов. То же относится и к сфере электроэнергетики. Тем не менее, Россия в состоянии, используя противоречия Прибалтийских стран друг с другом и соседними странами, затормозить процессы создания необходимой для интеграции в европейский рынок инфраструктуры.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

21 ноября 2014 | 07:57

Перспективы компромисса по ядерной программе Ирана в оценках экспертов США

Несмотря на уступки с обеих сторон, заключение финального соглашения остается под вопросом. Отправляясь в Вену, один из членов американской делегации (госдепартамент старательно скрывает имена и детали переговоров, поскольку это может навредить хрупкому переговорному процессу), подчеркнул, что все самые ответственные решения будут приняты в последнюю минуту.

20 сентября 2014 | 20:41

Политические последствия референдума в Шотландии

Шотландцы действительно были в шаге от отделения. Однако именно позиция всей политической элиты Великобритании, ее отказ от жесткого запрета на обсуждение вопроса, позволила даже самым ярым сторонникам независимости признать свое поражение и закрыть данный вопрос на ближайшие годы, если не десятилетия.

5 июля 2014 | 17:14

Военный переворот сблизит Таиланд со странами АСЕАН

Вооруженные силы страны являются один из наиболее влиятельных институтов и наделены правом политического управления страной в периоды нестабильности. Со времени установления конституционной монархии в Таиланде в 1932 г. военные пользовались или пытались воспользоваться этим правом 19 раз.

11 августа 2015 | 13:04

А вас я попрошу остаться

Украинские власти - по сути, единственная сторона, кому выгодно немедленное изгнание или добровольный исход наблюдателей из зоны конфликта. В отличие от Москвы и Брюсселя, Петру Порошенко необходимо возобновление боевых действий - только на фоне «отражения российской агрессии» он может просить у уставшего от него Запада деньги, а также военную и политическую поддержку. В этом плане Миссия ОБСЕ ему мешает.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова