17 апреля Европарламент принял резолюцию по правам человека в Сирии. Этот документ отразил новые тенденции в подходе ЕС к сирийскому конфликту. Евродепутаты традиционно обращаются к теме нарушения прав человека, но на этот раз они приняли документ, осуждающий не правительство Башара Асада, а действия боевых группировок на территории Сирии и их спонсоров среди государств.
Резолюция касается прав этнических меньшинств в Сирии – курдов, армян, черкесов, друзов, туркменов и других. Такая ориентация итогового документа Европарламента по Сирии (он был принят на последней сессии в нынешнем составе) обусловлена двумя причинами. Во-первых, депутаты не могли не отреагировать на захват бойцами фронта «Ан-Нусра» армянского района Кесаб 21 марта. Во-вторых, на итоговые положения резолюции оказала влияние делегация курдской партии «Демократический союз», прибывшая в Брюссель 16 апреля для проведения переговоров с евродепутатами накануне сессии.
В результате документ получился достаточно объективным и взвешенным. Европарламентарии выразили глубокую озабоченность многочисленными нарушениями прав национальных меньшинств в Сирии и возложили вину в равной степени на всех участников конфликта: «режим Ассада», «вооруженные оппозиционные группировки» и «экстремистские организации». Армянский и курдский факторы, повлиявшие на итоговый текст документа, обусловили его антиисламистский и антитурецкий подтекст.
В тексте резолюции нет упоминания о фронте «Ан-Нусра» или негативном влиянии Турции на ситуацию - депутаты не смогли отойти от политического давления на режим Башара Асада. Но на этот раз это прессинг оказался минимальным: осудив атаку на Кесаб и поддержав курдов, европейские парламентарии тем самым осудили деятельность исламистских группировок и попустительство Турции в случае с Кесабом.
Турецкий фактор заслуживает отдельного внимания. Активность армянского и курдского лобби в Европе в сочетании с непродуманной политикой Анкары на сирийском направлении привели к снижению доверия Брюсселя к Анкаре. В ходе обсуждения проекта резолюции по Сирии часты были заявления о необходимости «надавить» на Турцию, чтобы она не препятствовала попыткам курдов создать безопасную зону на своей территории, на которой они могли бы принимать беженцев.
Помимо курдского вопроса обеспокоенность европейцев была также связана с действиями Турции при захвате исламистами Кесаба. По данным Human Rights Watch, турецкие силы оказывали поддержку боевикам при атаке на армянскую провинцию. Несмотря на то, что в итоге европейские парламентарии все же не решились включить пункты об осуждении Турции в резолюцию по Сирии, намечается тенденция на осложнение отношений Анкары и Брюсселя на сирийском направлении.
Последние события не оставляют европейцам возможности придерживаться излюбленной тактики и винить во всем режим Башара Асада. Некоторые депутаты продолжают оценивать сложившуюся ситуацию с точки зрения изначальной вины правительства Сирии, якобы развязавшего межэтническую войну для внесения вражды в ряды оппозиционных сил. Однако на данном этапе подобные заявления воспринимаются как оторванные от реальности. В результате у Брюсселя остается все меньше рычагов для политического давления на Асада.
Это происходит на фоне усиления позиций правительственных сил, которым удается установить контроль над всей центральной частью Сирии. Военные победы создают условия для политического маневра: 22 апреля была объявлена официальная дата проведения президентских выборов – 3 июня 2014 года. Режим Башара Асада постепенно возвращает утраченные позиции. Неумелая игра региональных держав - от Турции до монархий Персидского залива – приводит к жертвам среди мирного населения и усилению противоречий в рядах противников сирийского президента. Это лишает западных спонсоров оппозиции рычагов политического и информационного давления на правительство Сирии.
Исторический процесс самоопределения, запущенный с распадом СССР и сформированный самой советской моделью власти и управления, не закончился. До урегулирования этнополитических конфликтов на территории бывшего Советского Союза и признания новых границ легитимными его распад невозможно считать окончательно завершенным.
Ключевым вопросом остается кандидатура на пост премьер-министра. Аль-Малики, поддерживаемый Вашингтоном и Тегераном, не намерен уходить. Между тем, основные политические и духовные лица Ирака призывают его к отставке, обвиняя в связях с Ираном и неспособности справится с военно-политическим кризисом.
Борьба либерального истеблишмента против Трампа де-факто встраивает Россию в контекст американских «культурных войн». По мнению демократов, они проиграли выборы именно в результате «русского заговора», а не успехов команды Трампа. В этой ситуации России целесообразно выступить с программой нормализации двусторонних отношений на межпартийной основе.
Премьер-министр назвал это решение Петра Порошенко «продолжением шапито-шоу». Между тем, у этого шоу могут быть весьма серьезные последствия, если Порошенко даст Саакашвили указания продолжить размораживание Приднестровья и использовать для этого опыт грузинско-южноосетинских отношений в середине нулевых годов. Это, безусловно, вызовет крайне жесткий ответ России. Запад вынужден будет реагировать и пойдет на обострение отношений с Кремлем - чего, в общем-то, и желает сейчас Петр Порошенко.