Уже несколько недель на Украине тлеет коррупционный скандал, затрагивающий высшее руководство страны. Некоторые неформальные депутатские группы, а также фракции в Верховной Раде, все сильнее настаивают на отставке или хотя бы временном отстранении премьер-министра Арсения Яценюка. Большая часть парламентской коалиции на Украине интенсивно ищет способ снять напряжение, но не слишком удачно.
Почти месяц назад отстраненный председатель Государственной финансовой инспекции Николай Гордиенко публично озвучил обвинения в злоупотреблениях, часть из которых приходится на период пребывания у власти первого состава кабинета министров Арсения Яценюка. Близкие к украинскому премьеру лица сначала игнорировали эти заявления, чем дали повод другим политическим силам для полномасштабной медийной атаки. Первой возможность для политического пиара увидела Юлия Тимошенко, чья фракция стала публично критиковать законопроекты, разработанные правительством для повышения бюджетных доходов. Логика выступлений представителей «Батькивщины» была простой: «Как можно перекладывать финансовое бремя на население, когда в кабинете министров коррупция». В результате, партия Тимошенко стала выступать с откровенно популистскими заявлениями и ощутимо сдвинулась в условно левый идеологический спектр.
Позднее к антиправительственной кампании присоединилась ВО «Свобода», чья фракция в Верховной Раде насчитывает 6 человек, а также группа «Воля народа» и отдельные депутаты Блока Петра Порошенко, близкие к олигарху Дмитрию Фирташу. Если Тимошенко избрала сравнительно мягкую линию критики, то вторая волна оппонентов украинского премьера поставила вопрос об отставке ребром. По мнению свободовцев и депутата от БПП Сергея Каплина, отставка Яценюка была бы демонстрацией перехода к европейской политической традиции. Иными словами, премьер должен уйти не потому, что провинился, а потому, что на него легло подозрение.
Мотивы поведения критиков правительства очевидны. ВО «Батькивщина» стремится поднять популярность к осенним местным выборам, как и ВО «Свобода». Депутаты, связанные с Дмитрием Фирташем, преследовали более прозаичную цель: не допустить принятия закона о рынке газа, в котором заложены дополнительные расходы для энергетических предприятий Фирташа. Весьма показательно неучастие в антиправительственной кампании фракций «Самопомощи» и Радикальной партии. Поведение «Самопомощи» понятно: соратники Андрея Садового стремятся сохранить имидж конструктивной политической силы, несмотря на все сложности работы в коалиции. В то же время, молчание Олега Ляшко, работающего по принципу «любое упоминание в новостях (даже негативное) – это уже пиар», объясняется теми уступками, которых добились радикалы в намечаемом перераспределении квот на министерские посты. При этом, «Самопомощь» и Радикальная партия также озабочены осенними местными выборами, так что их терпения может не хватить надолго.
Избирательная кампания на местах осенью этого года станет определенным индикатором общественной поддержки каждой из украинских партий. Поэтому новые переговоры по политическим уступкам проводятся с оглядкой на то, что скоро легитимность любого из участников переговоров изменится.
Соответственно, местные выборы могут внести дополнительный разлад в нестройные ряды коалиции.
И если малые фракции парламентского большинства, ожидают этого с нетерпением, то «Народный фронт» и Блок Петра Порошенко пытаются отстрочить проведение выборов под благовидным предлогом. В этом состоит еще один предмет политического торга: сохранение Яценюка на посту премьера в обмен на гарантии проведения местных выборов осенью, а не через полгода или год.
На прошлой неделе команда главы украинского правительства осознала, что обвинения в коррупции могут зайти слишком далеко. Но реакция на критику в стиле «лучшая защита – это нападение» оказалась непродуманной и неубедительной. Николая Гордиенко, который впервые озвучил данные о нарушениях в финансовой отчетности, правительство уволило окончательно и обвинило в неисполнении многочисленных поручений. А с трибуны Верховной Рады фракция премьерского «Народного фронта» прямо обвинила «Батькивщину» и часть депутатов БПП в попытке расколоть коалицию в интересах Кремля. Близкий к министру внутренних дел Арсену Авакову, депутат Антон Геращенко озвучил предложение пересмотреть состав правящей коалиции и исключить из нее «Батькивщину»
«Ко мне подходят журналисты и спрашивают меня: «Будет ли наступление Путина в апреле или мае?» Я им говорю: «Нет, не будет. Оно не нужно». Путин понял, что украинский народ силой взять нельзя. Тогда он решил взять его хитростью […]. Уровень дискуссий, который поднят партией "Свобода" и "Батькивщиной", Юлией Владимировной лично, отдельными фриками из Блока Порошенко по имени Каплин, хуже, чем уровень одесского привоза. […] Это грязная циничная кампания, которая начата по заказу Путина Юлией Владимировной Тимошенко, партией «Свобода», которая обанкротилась на этих выборах… И всех прошу и призываю: объединитесь, пожалуйста, Блок Юлии Тимошенко и «Свобода» с оппозиционным правительством. Тимошенко это не в первый раз, в 2009 году уже чуть было не объединились с Януковичем и не создали коалицию».
На уровне высшего руководства страны есть понимание, что уход Яценюка из правительства равносилен распаду коалиции. Кроме того, премьер ясно дал понять оппонентам, что не будет уходить с поста без боя.
Поэтому лидеры Блока Петра Порошенко поспешили дезавуировать выступления отдельных депутатов фракции и фактически саботировали создание парламентской следственной комиссии по вопросам коррупции в правительстве. Но удерживать ситуацию в равновесном положении вряд ли удастся: нужно либо осуждение Гордиенко (за клевету или злоупотребления), либо отстранение Яценюка.
Даже если градус критики правительства понизится, «Батькивщина» и «Народный фронт» высказали друг другу слишком много публичных оскорблений, чтобы продолжать работать вместе, как ни в чем не бывало. Напряженность между фракциями в парламентской коалиции может и не привести к ее распаду, но, вероятно, будет способствовать ее дальнейшей фрагментации. Голосования по ключевым законопроектам и дальше будут ситуативными, малые фракции и далее будут требовать дополнительных уступок по квотам в высших органах исполнительной власти.
Важно, что в украинской политике постепенно снижается эффективность мифа о внешней (российской) угрозе.
Еще полгода назад обвинения в связи с Кремлем могли быть серьезным ударом по репутации, но в нынешних условиях, когда к проискам «внешнего врага» относят любую ошибку действующей власти, обвинения «Народного фронта» не сработали. О том, что предельная полезность мифа о российской угрозе будет со временем сокращаться, было известно давно, но именно команда Яценюка первой убедилась в этом на своем примере. То есть, постепенно ослабевает один из факторов легитимности всего постмайданного политического режима.
В целом, публичные скандалы в украинской политике вряд ли можно назвать редкостью. Однако зачастую скандальные ситуации являются результатом пиар-технологий и сложной стратегии по манипулированию общественным мнением. Нынешний коррупционный скандал – это скорее исключение из правила, поскольку в нем прослеживаются реальные противоречия основных политических игроков. В краткосрочной перспективе скандал вокруг правительства Яценюка приведет к дальнейшему расслоению внутри парламентских фракций и коалиции в целом, а в среднесрочной перспективе – закладывает основы для резкого изменения расклада сил в Верховной Раде.
Россия заинтересована в том, чтобы президентские выборы в Украине состоялись. Москва хочет получить легитимных переговорных партнеров в Киеве, которых временно нет. В противном случае все коммуникации украинских властей окажутся замкнуты на Запад и именно там будет писаться украинская история.
Брюссель и Вашингтон оказывают давление прежде всего на Болгарию как наиболее слабого и зависимого от европейских дотаций участника проекта – и прессинг дал временный результат.
Во вторник, 28 июля, глава Луганской республики Игорь Плотницкий выступил с неожиданным заявлением о переговорах по одному щепетильному вопросу — праве получения российских паспортов гражданами самоопределившихся частей Донбасса. Эта новость, несмотря на свою принципиальность, не вызвала сколько-нибудь значимой реакции со стороны официальных лиц Москвы, Киева и Брюсселя, что само по себе можно считать очень важным сигналом.
Международная гуманитарная операция на Востоке Украины становится необходимостью.