Противостояние исламскому радикализму в лице ИГ в последние дни является одной из главных тем региональной и международной повестки дня. В ходе саммита НАТО в Уэльсе 5 сентября Барак Обама заявил о намерении сформировать коалицию "союзников и партнеров Альянса" с целью уничтожить ИГИЛ. Параллельно с этим, Госсекретарь Джон Керри отправился в Каир, где 6 сентября провел переговоры с председателем ЛАГ Набилем аль-Араби. В результате встречи было достигнуто согласие о том, чтобы государства-члены Лиги присоединились к международной коалиции в борьбе с ИГ. Министры иностранных дел арабских стран 7 сентября в рамках заседания ЛАГ пришли к единодушному выводу о сотрудничестве и необходимости участия во всех региональных и нерегиональных инициативах по противостоянию радикальному исламизму и принятия всех политических и военных мер в этой связи. Аль-Араби также призвал к возрождению Договора об арабской коллективной безопасности в целях реализации возможных совместных военных действий против ИГ под эгидой ЛАГ.
Между тем, арабские и западные экспертные круги продолжают искать виноватых. Так, бывший Госсекретарь Генри Киссинджер заявил:
«Хотя ИГИЛ является крайне агрессивной группировкой, проблема с ней более решаема, чем проблема противостояния Ирану».
По мнению главного редактора международной пан-арабской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» Айада Абу Шакры:
«Угроза ИГ является подарком для Тегерана, пытающегося взять на себя роль главного союзника Запада в борьбе с "суннитским терроризмом"».
И если для представителя саудовского экспертного сообщества обвинение Ирана в региональных кризисах является ожидаемым, то для американского – такое заявление вызывает недоумение. Сколь объективными бы ни были оценки амбиций Тегерана на Ближнем Востоке, говорить о том, что государство в большей степени подрывает безопасность в регионе в сравнении с пребывающими вне международного права и моральных норм исламистскими террористами – неуместно.
Пока экспертные элиты занимаются поиском виноватых, а региональные и внерегиональные силы пытаются максимально воспользоваться кризисом, связанным с ИГ, влияние исламистов растет. Ряд пакистанских и афганских террористических группировок объявили о признании лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади своим халифом.
Египетские власти также сообщают о координации между ливийскими исламистами, угрожающими Египту с западных границ, боевиками Ансар Бейт аль-Макдис, наступающими с Синая, и Исламским государством. Характерно, что борьба с ИГ для Запада не является жизненным интересом. Однако для отдельных региональных сил, кровно заинтересованных в победе над исламистами – эта борьба осложнена внутренними проблемами (как в случае с Египтом) или военной слабостью (как для Саудовской Аравии). Способные противостоять этой угрозе Тегеран и Дамаск находятся под напором критики и обвинений в попытке извлечь политическую выгоду.
В июне 2013 года к власти в Египте пришли военные. В результате ожесточенной борьбы с представителями и сторонниками движения “Братьев мусульман” им удалось укрепить свое влияние и стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Однако положение в Египте далеко от устойчивого.
Почти регулярными стали массовые протестные демонстрации. Причем выходят на них не только представители оппозиции, но и простые граждане, возмущенные антидемократическими тенденциями в политике правящей партии «Право и справедливость». Предварительные работы по реформированию государственной системы уже вызвали яростное сопротивление, а продолжение этой линии неминуемо спровоцирует настоящий общественный раскол. К счастью для Качиньского, в то время как его партия монолитна, оппозиция находится в кризисе.
Если исходить из того, что российско-американские отношения при новом президенте США как минимум не станут лучше, а Евразийский экономический союз в новой администрации по-прежнему будет восприниматься как «креатура Москвы», существование оппозиции интеграционным проектам на евразийском пространстве не должно быть неожиданностью.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.