Александр Стихин
Глобальная конкуренция идей и ценностей выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.
ПРЕМИУМ
26 марта 2014 | 11:58

Идеи и ценности как элемент суверенитета в 21 веке

Лидирующее положение в мире суждено занять тому, чьи идеи и ценности способны завоевать сердца как внешней, так и внутренней аудитории. Именно «мягкие» элементы силы способны побудить следовать интересам лидера по собственной воле и желанию. Это выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.

Идеи, ценности и их системы
Идеи и ценности формируют интеллектуальный и духовный потенциал общества. Они являются предметом его самоидентификации в национальном и политическом смысле. Система ценностей общества составляет его идеологию. В зависимости от иерархии ценностных приоритетов можно определить характер идеологии: высшая ценность принципа свободы - либерализм, главенство традиций - консерватизм, а первостепенность принципа всеобщего равенства - социализм. Применительно к географическому распространению, уместно говорить о либеральном Западе (США и ЕС), консервативном Востоке (страны исламского мира) и ряде социалистических стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Для сохранения суверенитета государству необходимо иметь свою идейно-ценностную структуру и уметь противостоять конкурирующим ценностным системам. Конкуренция ценностных систем стала естественной и нет причин утверждать о неизбежной победе какой-либо одной идеологии.

Технологии и конкуренция ценностных систем
Совершенствование способов воздействия на аудиторию привело к ситуации, в которой умы и сердца людей в первую очередь стала завоевывать форма, и уже потом содержание. На первый план вышли механизмы создания привлекательного образа ценностной системы. Эффективность информационно-культурной политики стала зависеть от способности задействовать инновационные творческие механизмы. 

Суверенитет страны зависит от уровня ее технологического развития. “Цифровой суверенитет” включает два компонента - электронный и информационный. Электронный компонент - это устойчивость и защищенность государства и его критически важной инфраструктуры от кибератак, вирусов, взломов, утечки данных и выведения из строя. Информационный компонент отражает способность государства противостоять информационной войне и защищать от искажения, подрыва и воздействия на информационное пространство страны и ее идейно-ценностную систему. 

Независимое государство способно контролировать свое информационное пространство, своевременно обнаруживать атаки и нейтрализовать их. Для обеспечения цифрового суверенитета государству необходимо обладать собственной аппаратной, программной и мобильной платформами (процессором, операционной системой, пакетом офисных программ, и т.д.), сетью прогосударственных СМИ. Главное же - идейно-ценностной концепцией развития общества, сопровождаемой законодательной базой.

На данный момент только США обладают полноценным цифровым суверенитетом, как электронным, так и информационным. Это достигнуто благодаря тонкой настройке идеологической структуры общества, не напрямую, а косвенными методами, позволяющими эффективно воспитывать аудиторию и формировать нужные ценности.

В перспективе мы прогнозируем усиление идейно-ценностного противостояния разных систем, его распространение на новые сферы и направления. Значение и роль информационных технологий в формировании идеологической архитектуры общества будет возрастать. Борьба за будущее переходит в цифровую плоскость.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Технологии»

28 марта 2014 | 11:48

Украинский кризис и стратегия США

Активизация политики США в отношении Украины не станет прологом полномасштабной кампании под лозунгами демократизации постсоветского пространства. Повышенный интерес Вашингтона к Киеву носит преимущественно конъюнктурный характер.

3 октября 2017 | 17:36

Транзитные перспективы Закавказья

Несколько факторов региональной и глобальной политической конъюнктуры могут в ближайшие годы поменять ход международной дискуссии о путях развития транспортной инфраструктуры в Закавказье. Снятие санкций с Ирана, инициатива «Экономического пояса шелкового пути», снижение цен на углеводороды и продолжающееся переустройство региональной транспортной системы создают условия для пересмотра транспортной политики региона.

30 января 2015 | 09:57

Первый шаг к перемирию легче сделать ЛНР и ДНР

В целом, стороны скоро придут к выводу, что краткосрочные цели решить не удалось: Киев не справился с операцией по созданию периметра у донецкого аэропорта, ДНР и ЛНР не смогут использовать поражения украинских войск для ликвидации стратегических плацдармов украинской армии. Как бы сильна не была ненависть воюющих сторон, число потерь отрезвляет.

15 сентября 2014 | 23:00

Томас Фридман о статье Миршаймера

Важна не столько сама статья, так как с выводами  Миршаймера можно соглашаться или нет: важен ресурс, на котором эта статья была опубликована. «Foreign Affairs» – престижный журнал, который издается «Советом по международным отношениям», и до этой статьи Миршаймера, в нем не появлялись материалы, которые бы так или иначе оправдывали российскую политику и осуждали политику Барака Обамы.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова