Лидирующее положение в мире суждено занять тому, чьи идеи и ценности способны завоевать сердца как внешней, так и внутренней аудитории. Именно «мягкие» элементы силы способны побудить следовать интересам лидера по собственной воле и желанию. Это выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.
Идеи, ценности и их системы
Идеи и ценности формируют интеллектуальный и духовный потенциал общества. Они являются предметом его самоидентификации в национальном и политическом смысле. Система ценностей общества составляет его идеологию. В зависимости от иерархии ценностных приоритетов можно определить характер идеологии: высшая ценность принципа свободы - либерализм, главенство традиций - консерватизм, а первостепенность принципа всеобщего равенства - социализм. Применительно к географическому распространению, уместно говорить о либеральном Западе (США и ЕС), консервативном Востоке (страны исламского мира) и ряде социалистических стран Восточной Азии и Латинской Америки.
Для сохранения суверенитета государству необходимо иметь свою идейно-ценностную структуру и уметь противостоять конкурирующим ценностным системам. Конкуренция ценностных систем стала естественной и нет причин утверждать о неизбежной победе какой-либо одной идеологии.
Технологии и конкуренция ценностных систем
Совершенствование способов воздействия на аудиторию привело к ситуации, в которой умы и сердца людей в первую очередь стала завоевывать форма, и уже потом содержание. На первый план вышли механизмы создания привлекательного образа ценностной системы. Эффективность информационно-культурной политики стала зависеть от способности задействовать инновационные творческие механизмы.
Суверенитет страны зависит от уровня ее технологического развития. “Цифровой суверенитет” включает два компонента - электронный и информационный. Электронный компонент - это устойчивость и защищенность государства и его критически важной инфраструктуры от кибератак, вирусов, взломов, утечки данных и выведения из строя. Информационный компонент отражает способность государства противостоять информационной войне и защищать от искажения, подрыва и воздействия на информационное пространство страны и ее идейно-ценностную систему.
Независимое государство способно контролировать свое информационное пространство, своевременно обнаруживать атаки и нейтрализовать их. Для обеспечения цифрового суверенитета государству необходимо обладать собственной аппаратной, программной и мобильной платформами (процессором, операционной системой, пакетом офисных программ, и т.д.), сетью прогосударственных СМИ. Главное же - идейно-ценностной концепцией развития общества, сопровождаемой законодательной базой.
На данный момент только США обладают полноценным цифровым суверенитетом, как электронным, так и информационным. Это достигнуто благодаря тонкой настройке идеологической структуры общества, не напрямую, а косвенными методами, позволяющими эффективно воспитывать аудиторию и формировать нужные ценности.
В перспективе мы прогнозируем усиление идейно-ценностного противостояния разных систем, его распространение на новые сферы и направления. Значение и роль информационных технологий в формировании идеологической архитектуры общества будет возрастать. Борьба за будущее переходит в цифровую плоскость.
Активизация политики США в отношении Украины не станет прологом полномасштабной кампании под лозунгами демократизации постсоветского пространства. Повышенный интерес Вашингтона к Киеву носит преимущественно конъюнктурный характер.
Несколько факторов региональной и глобальной политической конъюнктуры могут в ближайшие годы поменять ход международной дискуссии о путях развития транспортной инфраструктуры в Закавказье. Снятие санкций с Ирана, инициатива «Экономического пояса шелкового пути», снижение цен на углеводороды и продолжающееся переустройство региональной транспортной системы создают условия для пересмотра транспортной политики региона.
В целом, стороны скоро придут к выводу, что краткосрочные цели решить не удалось: Киев не справился с операцией по созданию периметра у донецкого аэропорта, ДНР и ЛНР не смогут использовать поражения украинских войск для ликвидации стратегических плацдармов украинской армии. Как бы сильна не была ненависть воюющих сторон, число потерь отрезвляет.
Важна не столько сама статья, так как с выводами Миршаймера можно соглашаться или нет: важен ресурс, на котором эта статья была опубликована. «Foreign Affairs» – престижный журнал, который издается «Советом по международным отношениям», и до этой статьи Миршаймера, в нем не появлялись материалы, которые бы так или иначе оправдывали российскую политику и осуждали политику Барака Обамы.