Иван Константинов
Условия для тактического сближения США и Ирана действительно сложились, однако они не меняют сущности отношений двух стран. Одноак даже постановка вопроса о пересмотре отношений двух стран отразится на развитии ситуации на Ближнем Востоке.
ПРЕМИУМ
21 июня 2014 | 06:12

Иракский кризис и препятствия на пути сближения США с Ираном

Внезапный реванш радикальных исламистов в северных районах Ирака в июне 2014 года дал толчок обсуждению возможности сотрудничества США и Ирана по иракскому вопросу. Учитывая, что режим Нури Аль-Малики поддерживается одновременно американцами и иранцами, а бойцы группировки Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) могут считаться противниками и тех и других, американские аналитики пришли к выводу, что между США и Ираном необходима «разрядка». Эксперты ведущих американских и британских изданий отмечают, что Иран остается «островком стабильности» на Ближнем Востоке и что Тегеран и Вашингтон имеют общие стратегические цели на Ближнем Востоке: подавление суннитского радикализма и стабилизация ситуации в регионе. 

Госсекретарь США Джон Керри, комментируя возможное сближение с Тегераном, описал условия такого сотрудничества: «Мы открыты для любых конструктивных процессов, которые могут свести к минимуму насилие, сохранить Ирак, его территориальную целостность, и выявить присутствие иноземных террористических сил, разрывающих страну». В схожем ключе мыслят и британские партнеры американцев, также ощущающие ответственность за происходящее в Ираке. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг подтвердил намерение вновь открыть британское посольство в Тегеране.  

Условия для тактического сближения США и Ирана действительно сложились, однако они не меняют сущности отношений двух стран. Кроме того,  стабильность шиитского правительства в Багдаде, территориальная целостность Ирака и борьба с ИГИЛ – все это по-настоящему интересует только Тегеран. Вашингтон может примириться с появлением на территории страны трех независимых государств (шиитского, суннитского и курдского), и даже с усилением ИГИЛ, воюющей против войск Башара Асада в Сирии. Поэтому заявления американцев о возможности привлечения к урегулированию в Ираке Тегерана свидетельствуют о готовности использовать иранское влияние в своих интересах.

Американская политика на Ближнем Востоке последнее время не знает успехов. Вашингтон нередко оказывается не готов к развитию событий или делает неверную ставку, которую позже приходится менять. Это ведет к стратегическому оппортунизму (как в кризисах в Египте и Сирии) и отсутствию результатов (посреднические усилия в палестино-израильском урегулировании). Поэтому попытка использовать ресурсы Ирана в Ираке нацелена на исправление в целом безрадостной картины и укрепление репутации США на Ближнем Востоке. 

Вашингтон рассчитывает, что возможный успех в переговорах по ядерной программе Ирана станет доказательством лидерской и миротворческой роли США в регионе, а урегулирование в Ираке при иранском участии должно стать подтверждением того, что США держат ситуацию под контролем. Лично для Барака Обамы и Джона Керри – это едва ли не последний шанс оправдать свою внешнюю политику на Ближнем Востоке и оставить важное для любого американского политика «наследие».

Несмотря на заинтересованность США в таком развитии событий, сближение в полной мере вряд ли возможно. По иракскому вопросу Иран будет стремиться действовать самостоятельно. Возможный американский авиаудар по позициям исламистов мог бы облегчить задачу, однако Багдада и Тегеран справятся и без него. Важно то, сотрудничество с Вашингтоном навредит имиджу Тегерана в регионе. В июне 2014 года заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Абдоллахиян заявил: «Мы не обсуждаем с американцами последние события в Ираке, и не нуждаемся в сотрудничестве с США в этом вопросе». В конечном счете, кризис в Ираке позволяет Тегерану укрепить свое влияние в этой стране, наладить контакты с представителями иракских курдов и ослабить ИГИЛ. 

Возможный поворот США в сторону Ирана вызывает озабоченность американских партнеров в регионе (в первую очередь Израиля и Саудовской Аравии) и сомнения в политических и экспертных кругах в Вашингтоне. Возможный кандидат на пост президента от Демократической партии Хилари Клинтон отметила, что в отношениях с Ираном нужно «четко понимать, во что мы ввязываемся». Аргументы против сближения с Ираном состоят в том, что это усилит позиции Тегерана в регионе и негативно отразится на репутации Вашингтона в регионе. Эксперты опасаются, что в результате США могут потерять рычаги давления на Тегеран по вопросу о ядерной программе и окончательно упустить инициативу в сирийском конфликте.

Несмотря на замечания политиков и экспертов, весьма вероятно американская администрация продолжит начавшееся еще до иракских событий сближение с Ираном. Политика Барака Обамы продолжает быть конъюнктурной: вместо реализации долгосрочной стратегии, США вынуждены реагировать и использовать текущие обстоятельства. «Разрядка» в отношениях с Ираном также носит инстинктивный и тактический характер. При этом такой шаг трудновыполним и не так выгоден, как представляется в Вашингтоне. Ввиду особого международного статуса США и регионального положения Ирана даже постановка вопроса о пересмотре отношений отразится на развитии ситуации на Ближнем Востоке.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

21 августа 2017 | 12:23

Трамп как отражение американской революции

Соединенные Штаты переживают в данный момент настоящую революцию, то есть «радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение в развитии общества». В центре этих сложных и болезненных процессов находится фигура президента Дональда Трампа. О непростой роли миллиардера в новой американской революции размышляет Андрей Безруков.

7 сентября 2014 | 18:49

Внешняя политика США в оценках президента Барака Обамы

По справедливому замечанию главы Белого Дома, единственной силой, которая сегодня может действительно ослабить США, являются они сами.

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

5 марта 2015 | 15:57

Внешнеполитические ресурсы Нагорно-Карабахской Республики

Де-факто государственность Нагорно-Карабахской Республики опирается на совокупность политических, социально-экономических и дипломатических ресурсов. Благодаря собственным дипломатическим усилиям и армянской диаспоре Нагорно-Карабахская Республика постепенно становится частью международного сообщества.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова