Денис Мосюков
В Европе не забыли уроков «газовых войн» между Россией и Украиной, и в преддверии зимы вопрос о надежности энергопоставок поставлен весьма остро. Страны ЕС импортируют 53% всей потребляемой энергии, а зависимость от поставок нефти и газа из России достигает 39% и 33% соответственно.
ПРЕМИУМ
19 ноября 2014 | 11:41

Итоги газового стресс-теста ЕС для энергетического рынка Прибалтики

Таллин, Эстония – Затянувшееся похолодание в отношениях между Россией и Западом уже ударило по экономике обеих сторон. В этом конфликте страны Прибалтики призывают рискнуть экономическим благосостоянием в угоду политическим интересам. Вместе с тем в Европе не забыли уроков «газовых войн» между Россией и Украиной, и в преддверии зимы вопрос о надежности энергопоставок поставлен весьма остро. Страны ЕС импортируют 53% всей потребляемой энергии, а зависимость от поставок нефти и газа из России достигает 39% и 33% соответственно.

В середине октября Европейская Комиссия опубликовала отчет по итогам стресс-теста европейской системы газоснабжения на случай прекращения поставок из России на полгода. В моделировании этого сценария участвовали 38 государств, включая страны Евросоюза и «Энергетического сообщества». Краткое заключение экспертов звучит следующим образом:

«Прекращение поставок газа на длительный срок приведет к серьезным последствиям для Европейского Союза, причем сильнее всего пострадают государства Восточной Европы. Финляндия, Эстония, Македония, Босния и Герцеговина и Сербия при таком сценарии не получат 60% необходимого им газа. Это означает, что домашние хозяйства могут остаться без тепла».

В этой оценке отчет исходит из «кооперативного сценария», при котором транзитные страны Евросоюза не будут отключаться от газотранспортной сети для обеспечения собственных потребностей. Если же отключение произойдет, последствия для Восточной Европы будут «гораздо серьезнее». Эксперты не возлагают больших надежд на буферные запасы в газовых хранилищах:

«Несмотря на высокий уровень заполнения хранилищ – свыше 90% – их не хватит в случае длительного кризиса или просто холодной зимы. … Ситуация будет еще более драматичной в Эстонии, где запасы природного газа будут исчерпаны за 4-5 дней».

В региональном разделе документа, посвященном странам Прибалтики и Финляндии, указывается, что альтернативы российскому природному газу у этих государств нет, как нет и доступа к газовому рынку Евросоюза, что вызывает беспокойство Брюсселя. «Голубое топливо» поступает в эти страны либо в ограниченных объемах напрямую из России, либо по магистрали Минск-Вильнюс и далее через Литву. Связь между берегами Финского залива на уровне энергетической инфраструктуры до сих пор обеспечивают только электрокабели «Эстлинк».

В декабре 2014 года ожидается запуск нового терминала СПГ в Клайпеде. По сути, это - судно-хранилище сжиженного природного газа, взятое в аренду у норвежской компании «Hoegh LNG» на десять лет. По заявлению президента Литвы Дали Грибаускайте, его мощности достаточно для покрытия до 90% региональной потребности в газе. Однако в соседних Эстонии, Латвии и Финляндии данную цифру считают завышенной и рассчитывают скорее на 70%. Следует учесть, что до конца 2014 года ожидается лишь начало пробных поставок из Литвы, а сроки выхода терминала в Клайпеде на проектную мощность пока достоверно неизвестны.

При этом Вильнюс не отказывается от долгосрочных контрактов с «Газпромом», используя фактор СПГ для «выбивания» скидок у российского монополиста. Таким образом Литва надеется компенсировать дороговизну жидкого «голубого топлива», которое обойдется почти в полтора раза дороже российского. Стратегическая выгода заключается в обретении альтернативы «политически ненадежному» российскому газу, а также захвате инициативы в соперничестве с Ригой и Таллином. В любом случае, грядущей зимой новый плавучий терминал принципиально не изменит расклад сил на прибалтийском энергетическом рынке.

В условиях острой конкуренции между самими странами Прибалтики в течение последних месяцев развивался спор между Таллином и Хельсинки о расположении регионального СПГ-терминала и строительстве газопровода «Балтикконнектор». Прорыв на этом направлении произошел через месяц после публикации итогов газового стресс-теста ЕС, и вряд ли это - совпадение.

17 ноября главы правительств Эстонии и Финляндии договорились о сооружении к 2019 году сразу двух терминалов СПГ – регионального вместимостью до 160 тыс. кубометров в Финляндии и вспомогательного – на территории Эстонии. Он необходим для «аварийного» распределения газа и технического обслуживания газопровода «Балтикконнектор» по дну Финского залива. Инфраструктурный комплекс призван решить задачу по объединению газовых рынков Финляндии и стран Прибалтики, а в перспективе – создать возможности для соединения газовой сети с терминалами Польши и Литвы. Ожидается, что 75% стоимости проекта возьмет на себя ЕС, а остальные 25% от 200 млн евро Таллин и Хельсинки обязуются поделить поровну.

В решении по региональному СПГ-терминалу важной стала позиция Евросоюза, который фактически вынудил Таллин отказаться от претензий на строительство этого объекта в Эстонии. Ряд парламентариев заявили, что этот вопрос даже не был должным образом согласован до отъезда премьера Таави Рыйваса в Хельсинки. Глава комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон призвал немедленно обнародовать все связанные с этим документы:

«Вопрос в том, на основании какого правительственного мандата или мнения премьер Рыйвас провел последние переговоры с главой правительства Финляндии? Эстония уже сегодня могла бы сделать следующие шаги по созданию крупного регионального терминала СПГ».

Сам премьер-министр в ответ заявил, что переговоры по проекту опасно затянулись, а для обеспечения энергетической безопасности страны хватит и вспомогательного SOS-терминала:

«Приоритетом правительства является строительство газопровода “Балтикконнектор”. Если мы сейчас не достигнем по нему договоренности, то у нас не будет ничего».

Если оставить за скобками имиджевые претензии, решение эстонского руководства – повлиял на него Брюссель или нет – имеет под собой вполне разумные основания. По мнению главы электросетевого оператора «Элеринг» Таави Вескимяги, условием для развития газового рынка Эстонии является объединение рынков стран Балтии и Финляндии для создания достаточного спроса, который оправдал бы крупные инвестиции.

«Потребление газа в Эстонии слишком мало для того, чтобы строить большой терминал только для потребностей страны. Если бы рыночные условия позволяли, это уже давно было бы сделано».

Угроза энергетической изоляции стран северо-восточного сегмента ЕС вызывает беспокойство Брюсселя: последние рекомендации предписывают поиск новых цепочек поставок, создание буферных мощностей и интеграцию субрегиона с европейской газовой инфраструктурой. Параллельно с этим Прибалтика продвигает исполнение положений «Третьего энергопакета». Эти меры ослабляют позиции российских компаний в Прибалтике – уже сегодня «Газпром» вынужден продавать Литве газ со скидкой около 20%. Условия текущего политического момента способствуют продолжению этого курса.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

16 марта 2015 | 23:00

«Турецкий поток» и его альтернативы: логика конкуренции за рынок ЕС

Сохранив за собой место второго, после Германии, покупателя российского природного газа, Турция в прошлом году обеспечила им почти 60% внутреннего потребления. Две трети импорта голубого топлива из России приходится на государственную компанию «Боташ», которая имеет право раз в несколько лет поднимать вопрос о пересмотре закупочной цены. Своим правом руководство турецкой компании и воспользовалось в начале 2015 года, но на сей раз на переговоры оно пришло не с пустыми руками.

24 марта 2014 | 18:33

Потенциал возобновляемой энергетики в России

Россия имеет значительный потенциал развития возобновляемой энергетики, который ограничивается структурой производства и потребления энергии. Однако государственная политика по стимулированию развития возобновляемой энергетики открывает для бизнеса перспективы реализации крупных программ.

16 мая 2014 | 22:59

Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана

Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.

26 апреля 2014 | 19:34

Экономика Италии и перпективы санкций ЕС против России

Интерес Италии в сотрудничестве с Россией имеет определяющее значение для ее внешней политики. Несмотря на фактическое исключение России из «восьмерки» в связи крымскими событиями, председательство Италии в Совете в июле-декабре 2014 года может способствовать улучшению отношений между Россией и ЕС.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
6 декабря 2014 | 14:33
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова