Андрей Сушенцов
Ключевым для Варшавского саммита стала декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, в которой намечается углубление практического взаимодействия между двумя организациями. Тем самым де-факто закрепляется исключение России из системы европейской безопасности, строительство этой системы на блоковой основе и закрепление схемы «НАТО – буферные страны – Россия». Исключение России из системы европейской безопасности будет иметь большие долгосрочные последствия.
ПРЕМИУМ
20 июля 2016 | 18:42

Как Россия должна вести дела с НАТО после Варшавского саммита

Раз в два года саммит НАТО проводит инвентаризацию проблем, стоящих перед альянсом. Саммит в Варшаве не отметился новыми взглядами или подходами. Была подтверждена прежняя иерархия угроз для стран альянса, выдвинутая два года назад в Уэльсе: политика России, международный терроризм и нестабильность на Ближнем Востоке.

Ни одна из этих угроз не является жизненной, не угрожает существованию блока и не вынуждает страны НАТО использовать все силы и средства для борьбы с ней. И потому в противодействии НАТО этим угрозам много полумер, неисполненных намерений и двусмысленностей.

Недостает главного – готовности трезво посмотреть на новую, полную неопределённости международную ситуацию и предположить, куда текущая траектория выведет к 2030-му году. 

Россия для НАТО – комфортная главная угроза, борьба с которой имеет успешные прецеденты. По мысли натовцев, раз политика сдерживания работала в годы холодной войны, значит она сработает и сейчас. Рассуждения о «гибридной угрозе» так популярны на Западе потому, что они встраиваются в нарратив о сдерживании, которое нужно несколько адаптировать к российской «гибридности», и всё будет по-старому. Этот консервативный путь приведёт в тупик, поскольку не отвечает реальной ситуации и намерениям России, а также входит в противоречие с необходимостью российско-европейского сотрудничества по ключевым проблемам безопасности, которые Европа всё острее начинает чувствовать с каждым днём. Каждый новый теракт, каждый новый фургон с беженцами с Ближнего Востока укрепляют ощущение в ядре европейских стран НАТО, что иерархия угроз должна быть иной. 

Ключевым для Варшавского саммита стала декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, в которой намечается углубление практического взаимодействия между двумя организациями. Было подтверждено, что трансатлантическая солидарность между США и странами зарубежной Европы останется основной опорой существования НАТО. В России это вызывает тревогу в силу того, что в деятельности ЕС укрепляется тематика безопасности и союз постепенно дрейфует в сторону полной смычки с НАТО. Оснований полагать, что эти две организации смогут пойти независимыми путями, всё меньше. Тем самым де-факто закрепляется исключение России из системы европейской безопасности, строительство этой системы на блоковой основе и закрепление схемы «НАТО – буферные страны – Россия». Исключение России из системы европейской безопасности будет иметь большие долгосрочные последствия.

Вместе с тем, несмотря на это ключевое решение, в коммюнике саммита указывается на то, что НАТО привержено партнёрству с Россией и продолжает считать его стратегической ценностью. Косвенно это говорит о том, что НАТО не собирается делать своё противостояние с Москвой основой своей идентичности и судьбы на ближайшее будущее. В декларации указываются условия, при которых сотрудничество с Россией может быть восстановлено и намечается путь, по которому, согласно представлениям стран НАТО, этот диалог может быть возобновлён.

Такая формулировка показывает, что НАТО не намерена обострять противостояние с Россией и не находится на пути к войне с нашей страной. С другой стороны, она обнажает то обстоятельство, что внутри самой НАТО есть существенные разногласия по вопросу о том, как должны развиваться отношения с Россией. Показательна недавняя утечка в СМИ о том, что греческий премьер-министр Алексис Ципрас вступил в полемику с президентом США Бараком Обамой на заключительном обеде НАТО по поводу отношений с Россией. Внутри альянса есть группа стран, которая выступает против антироссийской позиции других членов этой организации и это становится проблемой единства альянса. Проблемой, которую НАТО не испытывала на протяжении долгого времени, может быть, за исключением периода острых греческо-турецких разногласий.

В Москве оценка результатов саммита НАТО должна быть смешанной. С одной стороны, могло быть существенно хуже. Натовцы могли выдвинуть проекты и решения, которые уже сейчас бесповоротно подрывали бы безопасность России. Например, было бы принято решение о принятии в НАТО Украины, предоставление ей вооружений или заключение, допустим, украинско-американского военного союза, размещение на её территории американских вооружений и баз. То же самое могло касаться и Грузии. Этого не происходит, поскольку натовцы не хотят провоцировать Россию.

С другой стороны, сохраняются и закрепляются глубокие разногласия между Россией и НАТО по проблеме европейской безопасности. Нет никакой перспективы, что российская озабоченность этой ситуацией будет учтена. А значит закрепляются неврозы уязвимости у стран, которые находятся между Россией и НАТО. Отсутствие чётких гарантий безопасности у нейтральных стран продлится как минимум ближайшее десятилетие, пока натовцы не будут способны выдвинуть более конструктивное предложение в адрес России. Или пока сама НАТО не изменится в сторону, которая снимет вопрос о том, что этот блок является консолидированным военным альянсом.

Однако должна измениться и российская реакция на действия стран НАТО. Нужно понимать, что страны альянса разобщены – среди них есть напуганные «российской угрозой», есть самодостаточные прагматики, есть безразличные.

Ключевое же различие в том, что одни страны НАТО дееспособны в военном отношении – провайдеры безопасности, а другие слабы и являются потребителями безопасности. Те из слабых, кто граничит с Россией на западе, испытывают страх перед нашей страной. В российских интересах, чтобы дееспособные продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий.

Линией России должно стать снижение неопределённости в отношении правил игры на континенте. Аргументы Москвы по проблеме европейской безопасности логичны и обоснованы. Но нужно искать новые пути взаимодействия с разными аудиториями в странах НАТО. Для элит и общества этих стран требуются разные сигналы. Пугать колеблющихся финнов перспективой военного удара по ним – плохая профилактика против вступления в НАТО. Общество, да и элиты Финляндии, давно не мыслят в категориях силовых отношений. Напротив, обращаясь к широкой аудитории, нужно говорить о том, как много преимуществ даёт сохранение дружбы и как мы ценим существующую определённость в двусторонних отношениях.

Давить на слабых, побуждая их отказываться от стремления обезопасить себя вступлением в НАТО – тернистый и полный неопределённостей путь. России продуктивнее говорить напрямую с провайдерами безопасности в НАТО – ключевыми странами Западной Европы и США, этой «коалицией дееспособных». Именно от них в конечном счете зависит, будет ли НАТО расширяться и где она будет применять силу. Содержание сигнала должно говорить о том, что Россия, как и НАТО, не собирается делать основой своей идентичности противостояние с Западом.

 

Впервые опубликовано на сайте Международного дискусионного клуба "Валдай"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

4 августа 2016 | 18:08

Оценивая эффект западных экономических санкций против России

Кремль все более склонен пойти на уступки и готов взаимодействовать с США и ЕС взамен на начало постепенного снятия санкций в финансовом секторе в 2017 году. Но если Москва столкнется – снова – с категорическим отказом, велика вероятность того, что Россия потеряет какую-либо надежду на нормальные отношения с Западом, займет более воинственную позицию и будет более активно развивать свои отношения с Китаем и другими азиатскими странами.

9 января 2016 | 17:00

Маркедонов: Нормализации отношений ЕС с Россией в 2016 году не будет

Минувший год запомнился продолжением и расширением кризиса в международных отношениях и новыми вызовами для безопасности в Европе. К уже существующим очагам напряжённости в Сирии и на Украине добавилась проблема беженцев в Европе, резкое усиление террористической угрозы и российско-турецкий конфликт. О вызовах международной безопасности на Украине, Южном Кавказе и Ближнем Востоке и возможностях их преодоления в 2016 году рассказал Сергей Маркедонов.

2 июня 2014 | 01:06

Нагорно-карабахское урегулирование: запрос на прагматизм

Новшество международных дискуссий о Карабахе - попытки представить Россию, как страну, эксклюзивно ответственную за дестабилизацию ситуации. 

30 мая 2016 | 14:24

Том Грэм: отношения РФ и США должны стать нормальными, как у великих держав

Нынешние отношения РФ и США всё больше напоминают нормальные отношения великих держав, в рамках которых конкуренция — нормальное явление, однако им нужно научиться избегать конфронтации, особенно в области геополитики. При этом главная угроза для Америки сейчас — это не Россия или Китай, и даже не радикальный ислам, а мировой беспорядок, поскольку США не имеют опыта существования в рамках многополярного мира и продолжают руководствоваться устаревшей парадигмой в своей внешней политике.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова