Для Турции Казахстан является одним из наиболее значимых тюркских государств. Казахстану уделяется особое внимание во всех официальных документах – предвыборных программах правящей Партии справедливости и развития, документах МИД, заявлениях лидеров страны. У курса на сближение с Астаной есть существенные экономические и политические причины.
После распада СССР Турция была первой страной, признавшей Казахстан. Возникновение новых независимых государств в Средней Азии стало историческим шансом по расширению поля влияния Анкары на все тюркские народы от Байкала до Восточной Европы. Подход Турции к возникшим тюркским государствам был основан на идее «старшего брата». Это не отвечало ожиданиям лидеров среднеазиатских государств, однако экономическая помощь Турции и идеология тюркского единства удовлетворяла идеологические и экономические потребности населения и позволяла власти укреплять свой авторитет. Осознав невозможность быстрой интеграции, Анкара перешла к долгосрочной стратегии воздействия на тюрок путем создания совместных учебных заведений, открытия гуманитарных фондов, активизации культурного и религиозного сотрудничества и оказания целевой экономической помощи.
Для Казахстана Турция была скорее конкурентом в центрально-азиатском регионе, в котором Астана сама претендовала на лидерство. Из-за низкой активности Москвы в отношении среднеазиатских государств и деятельной позиции Турции Казахстан медленно, но верно стал вовлекаться во все формы контактов с Анкарой. На его территории стали возникать турецкие фонды, школы, мечети и экономические пирамиды религиозного типа.
Благодаря усилиям президента Нурсултана Назарбаева в Казахстане удается сохранять баланс между «русским» севером страны и ее «казахским» югом. Во внешней политике Астана удерживает курс на экономическую интеграцию с Россией, с которой ее связывает общая производственная и хозяйственная система, созданная в СССР. Другим крупным полюсом тяготения для Казахстана является Китай, асимметрия отношений с которым пугает Астану. Поэтому Казахстан акцентирует наличие третьей альтернативы - тюркского единства и интересов Анкары. Со своей стороны, Турция предложила свою версию интеграционной инициативы - Тюркский Совет (объединяет Турцию, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан). Казахстанское руководство декларирует интерес в сочетании всех интеграционных проектов, мостом к которому станет Астана.
Это особенно актуально в контексте усиливающейся внутриполитической борьбы в Турции. Правящая “Партия справедливости и развития” (ПСР) была образована политическими группами, которые способствовали отстранению от власти военных. По мнению активистов ПСР, военные мешали демократическому развитию страны и ее продвижению на пути вступления в ЕС. Однако в правящей элите наметился раскол, последствиями которого может стать активизация тюркской идеи. В предвыборной декларации ПСР говорится: «Первостепенная задача нашей внешней политики – реализовать историческую ответственность Турции и покровительствовать тюркским родственным государствам и обществам». Сообществами турки часто называют этнические группы, компактно проживающие в той или иной стране, в том числе в России (башкиры, татары и др.).
Среди парламентских партий Турции “Партия справедливости и развития” является наиболее лояльной для России и Казахстана силой. Вторая по численности – Народно-республиканская партия – остается прозападной, а третья (Партия национального движения) придерживается националистических взглядов и выступает с радикальных позиций в отношении интеграции тюрок без учета интересов России.
В 2013 году Казахстан выступил с инициативой о приглашении Турции к участию в Таможенном союзе. У этого шага серьезные экономические основания. Ежегодный объем торговли между Турцией и Казахстаном составляет 4,5 млрд. долл., между Турцией и Россией - 34 млрд. Анкара планирует к 2020 году увеличить с торговлю Казахстаном до 10 млрд. и до 100 млрд. с Россией. Структура торговли России и Казахстана с Турцией схожи - в экспорте преобладают энергоносители и минеральные ресурсы, в импорте - товары легкой и химической промышленности. Россия является вторым торговым партнером Турции после Германии и первым по импорту. Основные товаропотоки из Турции в Казахстан идут по территории России. В совокупности это делает вектор на углубление сотрудничества между Казахстаном, Россией и Турцией привлекательным для сторон.
У Астаны есть и серьезный политический мотив для приглашения Анкары в Таможенный союз. Казахстан стремится избежать зависимости от Китая, которая грозит поглощением. Поэтому Казахстан выступает инициатиром и стремится к усилению Евразийского интеграционного формата. Одновременно Астана стремится к укреплению своей роли в будущем Евразийском экономическом союзе, лоббируя участие в нем других сильных игроков. Наконец, Астана подчеркивает свою дистанцию от России, усиливая тюркский компонент государственной идентичности. Так в 2014 году президент Назарбаев высказался за переименование страны в "Казак елі" (казахское отечество).
Экономическое сотрудничество с Турцией тем важнее для Казахстана, что в стране возникают угрозы экономической и социальной стабильности. Противоречия Юга и Севера страны, разное отношение к событиям на Украине и в связи с Крымом, ухудшающиеся экономические показатели привели к смене кабинета министров. Новый премьер Карим Масимов ранее уже занимал этот пост. Он имеет опыт сотрудничества с российскими, турецкими и китайскими партнерами и намерен сосредоточиться на привлечении инвестиций и углублении экономического сотрудничества.
Национальная оборонная стратегия, рассекреченную часть которой на прошедшей неделе опубликовал Пентагон, отмечает возвращение противостояния между национальными государствами. Военная операция Турции на севере Сирии стала, по словам пресс-секретаря Госдепартамента, главным пунктом повестки дня всех внешнеполитических ведомств США. Трехдневный бюджетный кризис «имени Чака Шумера» завершился полным поражением демократов.
Новая стратегия национальной безопасности США провозглашает возвращение «феномена противостояния великих держав», и прокладывает курс на подготовку страны к глобальной конкуренции. Администрация Трампа всерьез взялась за глобальную борьбу с коррупционерами и нарушителями прав человека. Первый визит Тиллерсона в Канаду в качестве госсекретаря был посвящен координации действий в вопросах Северной Кореи и поставки летальных вооружений Украине.
Немецкое правительство предпочло не участвовать в ракетных ударах по Сирии, ограничившись лишь словесной поддержкой США, Великобритании и Франции. Внутри Германии на Меркель посыпались упреки в безынициативности и пассивности. Еще недавно канцлерин призывала Европу брать на себя больше ответственности, а теперь уклоняется от решительных действий в духе евроатлантической солидарности.
События 2014 года в США, связанные с массовыми беспорядками и кибератаками, вновь поставили на повестку дня проблемы социального и информационного аспектов безопасности страны. И если в первом случае идет речь, в первую очередь, о процессах американской внутренней политики, то во втором – имеет место резонанс мирового масштаба с точки зрения изменения параметров международной безопасности.