Предстоящие парламентские выборы на Украине не принесут радикальных перемен. Несмотря на привлечение в ряды политических сил гражданских активистов, журналистов и участников антитеррористической операции на востоке страны, основной костяк элиты сохранился. Более того, большинство партий в качестве политических программ представили набор популистских лозунгов. А это означает, во-первых, что у украинской элиты отсутствует стратегическое видение будущего страны, а, во-вторых, что сохранится практика сиюминутных компромиссов и квотного распределения должностей по всей вертикали власти.
Все-таки некоторая интрига у этих выборов есть. За последние месяцы популярность основных политических сил сократилась, а количество не определившихся с политическими симпатиями снижается крайне медленно, что отражает общее недоверие населения к политической элите страны. В таких условиях, политическая сила президента Петра Порошенко вряд ли сможет получить большинство в Верховной Раде. Большим достижением этой партии будет преодоление 30-процентного барьера в пропорциональном сегменте смешанной избирательной системы. Не менее важно, что наиболее идеологически оформившиеся политические силы ВО «Свобода» и Коммунистическая партия, вероятно, не преодолеют 5-процентный барьер. Правда, администрация президента Украины подстраховала ближайших политических союзников: Блок Петра Порошенко не стал выдвигать кандидатов по 11 одномандатным округам, где выдвигаются свободовцы. Наконец, на грани прохождения в Верховную Раду находятся партии, представляющие интересы крупного и среднего бизнеса восточных и южных областей страны, – Оппозиционный блок и «Сильная Украина». Эти политические силы не являются пророссийскими, но более других способны обеспечить адекватный диалог с Москвой.
С учетом того, что публикуемые рейтинги украинских партий стали элементом агитационной кампании и что по ряду одномандатных округов исход голосования непредсказуем, расклад сил в Верховной Раде 8 созыва будет приблизительно такой: Блок Петра Порошенко – 150-170 мест, Народный фронт Арсения Яценюка – 40-50 мест, ВО «Батькивщина» – 50-60 мест, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко и Радикальная партия Олега Ляшко – по 30-40 мест, ВО «Свобода» и «Сильная Украина» Сергея Тигипко – по 10-25 мест. Кроме того, значительная часть внефракционных депутатов, избранных по одномандатным округам, будет голосовать синхронно с пропрезидентской фракцией или фактически примкнет к ней. С учетом этого, президенту не хватает 10-30 голосов для получения относительного большинства в парламенте: формирование правительственной коалиции неизбежно.
Наиболее вероятен сценарий «БПП+1»: вступление Блока Порошенко в политический союз с небольшой фракцией ВО «Свобода» и переманивание недостающего числа депутатов из состава других фракций. Безусловно, сформированное таким образом большинство не будет устойчивым, а запросы «Свободы» сильно вырастут. Эта партия получила квоту на три малозначимых поста в нынешнем правительстве, но в новом кабинете министров соратники Олега Тягнибока могут потребовать квоты на ключевые, по их мнению, ведомства – внутренних дел или образования. Но именно такая коалиция позволяет президенту Петру Порошенко самостоятельно определить кандидатуру главы правительства, в том числе, действующего вице-премьера Владимира Гройсмана.
Менее вероятен сценарий «БПП+2», при котором в правительственную коалицию помимо пропрезидентской фракции, избранных по одномандатным округам депутатов и «Свободы» вступает еще одна политическая сила. Скорее всего, это будет Народный фронт действующего премьера Арсения Яценюка, так как у Порошенко крайне неприязненные отношения с Юлией Тимошенко (ВО «Батькивщина»). Кроме того, «леди Ю» во время прошлого пребывания на посту главы государства политически дискредитировала действовавшего главу государства, внесла ощутимый вклад в распад «оранжевой» коалиции. К слишком большим имиджевым уступкам для президента ведет возможный союз с бывшим министром обороны Анатолием Гриценко («Гражданская позиция»), поскольку последний заработал свой рейтинг на последовательной критике внешней и оборонной политики украинского лидера. Наконец, коалиция с Радикальной партией Олега Ляшко или «Сильной Украиной» Сергея Тигипко практически невозможна, поскольку этим политическим силам покровительствуют конкурирующие с Порошенко олигархи. А в случае коалиции с Народным фронтом президент сможет перенести на Яценюка ответственность за сложное экономическое положение и пробуксовку намечаемых реформ.
Наименее вероятный сценарий – формирование широкой коалиции всех так называемых «демократических» политических сил. В совокупности такая коалиция обладает более чем 300 депутатскими мандатами, что обеспечивает конституционное большинство и возможность сбалансировать Основной закон. Однако, уже первый шаг такой коалиции – согласование партийных квот и подбор пятью-шестью фракциями конкретных кандидатов на министерские посты – может привести к ее распаду. Кроме того, президенту сложнее будет добиться «удобного» премьера, поскольку Народный фронт и ВО «Батькивщина» станут продвигать своих лидеров на пост главы правительства. С другой стороны, такая коалиция может существовать в формате «матрешки»: 5-6 фракций формально создают общую платформу, но лишь Блок Порошенко и ВО «Свобода» голосуют синхронно и направляют своих представителей в кабинет министров.
Такой вариант приведет к постоянным разногласиям, но по большому счету всех устраивает. Большинство парламентских партий сохранит возможность критиковать действующую власть, в том числе правительство, политическая ответственность за которое ляжет на президента. В любом случае, сценарий широкой коалиции увеличивает вероятность повторения опыта 2007-2010 гг., когда часть проправительственной коалиции фактически вела работу против выдвинутого ею правительства. Кроме того, при объединении 5-6 из 7-8 фракций возникнет «вакуум оппозиции», явный дисбаланс в политической системе, что будет способствовать распаду коалиции. В результате, объединение всех «демократических» сил в парламенте не рассчитано даже на среднесрочную перспективу, может привести к их конфликту, размежеванию и политическому краху части из них.
В процесс формирования правительственной коалиции будут активно вмешиваться внешние силы – прежде всего, ЕС и международные финансовые институты. В их интересах привести в правительство лояльных экономистов, каковым считается Арсений Яценюк, и обеспечить сценарий широкой коалиции. Все же, внешнее воздействие не будет консолидированным, что даст украинскому лидеру свободу маневра. В зависимости от того, насколько Петр Порошенко поддастся давлению извне и как далеко он готов зайти, чтобы сформировать «удобное» правительство, вероятность различных сценариев существенно изменится.
Так или иначе, один из вариантов правительственной коалиции фактически не меняет текущего расклада сил (Порошенко – президент, Яценюк – премьер), другой – не позволит будущему созыву парламента проработать полный срок, а третий – приведет к повторному усилению института президента.
В украинском государстве крайне высокий спрос на квалифицированных управленцев, поскольку накопилось большое количество социально-экономических проблем. Но не один из этих сценариев не обеспечит соответствующее предложение на рынке труда, поскольку не предполагает постоянную социальную мобильности и де-факто консервирует элиту.
В условиях падения уровня жизни населения, кризиса банковского рынка, резкого сокращения промышленного производства вопросы «отражения агрессии» и «объединения нации» неизбежно потеряют актуальность для многих категорий населения. Однако представленные в парламенте фракции не смогут адекватно реагировать на эти вызовы, что создает определенные возможности для заинтересованных игроков.
С учетом возможных комбинаций партийных союзов в Верховной Раде, России не стоит ждать изменений атмосферы отношений с Киевом. Более того, чем шире будет правительственная коалиция, тем более вероятны недружественные шаги украинского руководства: отмена нормы о внеблоковости страны, выход из СНГ, завышенные требования по цене транзита газа, введение экономических санкций, различного рода безосновательные обвинения. Однако Москве следует не поддаваться на возможные провокации и ожидать быстрых результатов, а сосредоточиться на контрмерах. В стратегическом плане необходимо новое видение отношений с Украиной и, возможно, пересмотр планов по интеграционным проектам на постсоветском пространстве. В краткосрочной перспективе важно запустить взаимовыгодные проекты с большим и средним украинским бизнесом, расширить образовательные и культурные контакты, ослабить миграционные барьеры, обеспечить объективную подачу информации по актуальным историческим и политическим вопросам, чтобы развеять культивируемые украинскими медиа-ресурсами мифы и стереотипы.
Важно, что экономическое положение Украины продолжит ухудшаться и при новом раскладе сил в парламенте, поэтому Россия должна быть готова оказать помощь.
Поскольку уровень антироссийских настроений удастся снизить нескоро, то, по имиджевым соображениям, подобные меры должны проводиться по линии интеграционных и региональных объединений – ЕАС, ОДКБ, ШОС. Более того, до предоставления финансовой или иной помощи критически важно разработать критерии получения и механизмы поэтапного мониторинга их выполнения.
Опубликованное интервью Бена Родса обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности. Группа ведущих американских экспертов на этой неделе выступила с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Ближайшие задачи правительства в Киеве - обеспечить платежный баланс государства до начала 2015 года, когда ожидается поступление финансовой помощи от ЕС и США. Однако комплексное решение экономических проблем будет требовать возобновление торгового сотрудничества и индустриальной кооперации с Россией.
По мере приближения к праймериз, дебаты становятся более нюансированными, постепенно подходят к собственно обсуждению программ. Выкристаллизовываются также конкретные расхождения межу кандидатами однопартийцами и даже теми, кого еще недавно можно было считать тактическими союзниками.
Согласие Киева сесть за стол с лидерами с лидерами ДНР и ЛНР будет означать признание их Киевом как стороны конфликта. После чего украинским властям, соответственно, придется признавать гражданский характер этого конфликта, и отказываться от мантры «Украина противостоит террористам и российским интервентам». Что, в свою очередь, станет серьезнейшим ударом как по майданной мифологии, так и в целом по имиджевой и внешней политике нынешней власти.