Москва и Бразилиа углубляют сотрудничество во внешнеторговом и финансовом секторе, в области военного и научно-технического сотрудничества, а также в социальной сфере. Тем не менее, интересы и приоритеты сторон в двустороннем сотрудничестве не выводят его на уровень стратегического партнерства. Во многом потому, что у России и Бразилии различные цели внешней политики.
Для Бразилии важно военно-политическое сотрудничество с Москвой, поскольку целью Бразилиа в среднесрочной перспективе (5-7 лет) является достижение уровня региональной державы-гегемона в Латинской Америке, и, как максимум - во всем Южном полушарии. Приоритетным считается развитие аэрокосмической отрасли. Бразильско-российская программа «Крузейру-ду-Сул» включает в себя создание и запуск с космодрома в Алкантара пяти ракет-носителей с бразильскими спутниками. Проект станет альтернативой и конкурентом для французского космодрома в Гвиане (Куру).
Стороны также рассматривают партнерство в развитии глобальных навигационных систем. Российская система ГЛОНАСС использует в качестве точки управления и навигации в Западном полушарии наземную станцию дифференциальной коррекции и мониторинга в Национальном институте в Бразилиа. Сотрудничество между двумя странами будет углубляться - российская навигационная система имеет двойное назначение и может быть использована Россией и Бразилией по взаимному согласию.
Стороны также энергично сотрудничают в использовании технологий в области ядерной энергетики. Бразилия предполагает до 2017 года начать создание собственного атомного подводного флота. Пока ее ВМС располагают лишь 5 дизель-электрическими подлодками, и Бразилия не владеет собственными технологиями полного цикла создания и сборки атомных военных субмарин. Для повышения военного потенциала государства на фоне Аргентины и Чили Бразилии нужна помощь России. Не исключено, что условием сотрудничества в этом вопросе станет предоставление России морского плацдарма в южной части Атлантического региона.
Внешнеторговый оборот России и Бразилии составляет около 6 млрд. долларов (1% в структуре внешнеторгового оборота Бразилии). Его структура традиционна - Россия импортирует из Бразилии сельскохозяйственную продукцию и экспортирует сырьевые товары. Между тем, у сторон есть серьезный потенциал для развития. ОАО “РЖД” планирует участвовать в создании разветвленной сети бразильских железных дорог. Начинается партнерство российской «Роснефти» и бразильской нефтяной компании «Петробрас». Последняя, в частности, занимается освоением месторождения Тупи на шельфовом участка близ Рио-де-Жанейро. Его запасы составляют от 5 до 8 млрд. баррелей нефти.
Бразилия и Россия продолжают постепенный переход к расчетам в национальных валютах. Интересы сторон будут представлять «Внешэкономбанк» и бразильский Национальный банк развития. В силу того, что российские и бразильские банки пока не представлены в государстве-партнере, транзакции осуществляются через европейских и американских посредников.
Перспективы стратегического союза между Россией и Бразилией пока не просматриваются. Латинская Америка не является для России ключевым регионом мира. Бразилия рассматривает Россию лишь как одного из эффективных партнеров на международной арене в рамках «Группы двадцати» и СБ ООН. Однако Москва ощущает растущую поддержку со стороны Бразилии в международных делах и в ответ поддерживает претензии партнера на региональное лидерство. Сотрудничество в стратегических областях – военно-технической, энергетической, транспортной, коммуникационной – в перспективе выведет двусторонние отношения в разряд приоритетных.
18 ноября в Москву с официальным визитом прибудет Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Формат визита не предусматривает встреч с президентом России и другими высокопоставленными государственными деятелями, однако почти наверняка разговоры с участием Предстоятеля Грузинской Православной церкви будут выходить за рамки обсуждения сугубо религиозных проблем.
Киеву в целом безразлично, что Москва подталкивает ополченцев к диалогу на условиях сохранения территориальной целостности Украины (по состоянию на май 2014 года). Примирение с Новороссией — это признание права на политическое представительство в украинской политике неукраинских сил — прежде всего людей русской идентичности. Нынешнее правительство стремится к другому — к созданию «нового украинца европейского типа».
Правительство Черногории спонсирует масштабную кампанию, пропагандирующую присоединение страны к Альянсу: Подгорица переполнена плакатами, организуются телевизионные передачи, форумы и семинары на приморье, созданы НПО и интернет-порталы. И даже после всего этого большинство граждан Черногории не поддерживает вхождение в НАТО. С другой стороны, большинство политических партий в парламенте выступает за интеграцию в НАТО.
США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.