Москва и Бразилиа углубляют сотрудничество во внешнеторговом и финансовом секторе, в области военного и научно-технического сотрудничества, а также в социальной сфере. Тем не менее, интересы и приоритеты сторон в двустороннем сотрудничестве не выводят его на уровень стратегического партнерства. Во многом потому, что у России и Бразилии различные цели внешней политики.
Для Бразилии важно военно-политическое сотрудничество с Москвой, поскольку целью Бразилиа в среднесрочной перспективе (5-7 лет) является достижение уровня региональной державы-гегемона в Латинской Америке, и, как максимум - во всем Южном полушарии. Приоритетным считается развитие аэрокосмической отрасли. Бразильско-российская программа «Крузейру-ду-Сул» включает в себя создание и запуск с космодрома в Алкантара пяти ракет-носителей с бразильскими спутниками. Проект станет альтернативой и конкурентом для французского космодрома в Гвиане (Куру).
Стороны также рассматривают партнерство в развитии глобальных навигационных систем. Российская система ГЛОНАСС использует в качестве точки управления и навигации в Западном полушарии наземную станцию дифференциальной коррекции и мониторинга в Национальном институте в Бразилиа. Сотрудничество между двумя странами будет углубляться - российская навигационная система имеет двойное назначение и может быть использована Россией и Бразилией по взаимному согласию.
Стороны также энергично сотрудничают в использовании технологий в области ядерной энергетики. Бразилия предполагает до 2017 года начать создание собственного атомного подводного флота. Пока ее ВМС располагают лишь 5 дизель-электрическими подлодками, и Бразилия не владеет собственными технологиями полного цикла создания и сборки атомных военных субмарин. Для повышения военного потенциала государства на фоне Аргентины и Чили Бразилии нужна помощь России. Не исключено, что условием сотрудничества в этом вопросе станет предоставление России морского плацдарма в южной части Атлантического региона.
Внешнеторговый оборот России и Бразилии составляет около 6 млрд. долларов (1% в структуре внешнеторгового оборота Бразилии). Его структура традиционна - Россия импортирует из Бразилии сельскохозяйственную продукцию и экспортирует сырьевые товары. Между тем, у сторон есть серьезный потенциал для развития. ОАО “РЖД” планирует участвовать в создании разветвленной сети бразильских железных дорог. Начинается партнерство российской «Роснефти» и бразильской нефтяной компании «Петробрас». Последняя, в частности, занимается освоением месторождения Тупи на шельфовом участка близ Рио-де-Жанейро. Его запасы составляют от 5 до 8 млрд. баррелей нефти.
Бразилия и Россия продолжают постепенный переход к расчетам в национальных валютах. Интересы сторон будут представлять «Внешэкономбанк» и бразильский Национальный банк развития. В силу того, что российские и бразильские банки пока не представлены в государстве-партнере, транзакции осуществляются через европейских и американских посредников.
Перспективы стратегического союза между Россией и Бразилией пока не просматриваются. Латинская Америка не является для России ключевым регионом мира. Бразилия рассматривает Россию лишь как одного из эффективных партнеров на международной арене в рамках «Группы двадцати» и СБ ООН. Однако Москва ощущает растущую поддержку со стороны Бразилии в международных делах и в ответ поддерживает претензии партнера на региональное лидерство. Сотрудничество в стратегических областях – военно-технической, энергетической, транспортной, коммуникационной – в перспективе выведет двусторонние отношения в разряд приоритетных.
Протокольная встреча глав внешнеполитических ведомств государств - членов клуба G7 отметилась резкими антироссийскими высказываниями министра иностранных дел Германии Хайко Мааса. В Берлине Ангела Меркель и Эммануэль Макрон не смогли форсировать подготовку реформы ЕС, в основном оставшись на своих позициях по ряду спорных аспектов планируемых преобразований. Ясность в реформировании Евросоюза должна появиться не ранее июня.
Главным объектом спекуляций и обсуждений медийных и экспертных кругов США на прошедшей неделе стало сообщение о выводе части российских сил из Сирии. Не меньше внимания привлекли к себе непоследовательные высказывания Госдепартамента в отношении проведенных в Иране испытаний баллистических ракет. В ходе слушания сенатского Комитета по международным отношениям заместитель Госсекретаря отчиталась за политику США на Украине: большинство слушателей волновал вопрос недостаточного давления на Россию, которая препятствует проведению реформ Киева.
Проводить референдумы с различными формулировками, которые не оспаривают законности волеизъявления граждан Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года, можно хоть каждый год, однако результат будет один и тот же. Процесс интеграции полуострова в состав России идет полным ходом, население прекрасно видит, что творится на Украине, поэтому плебисцит мало что изменит. А вот сам факт таких обсуждений надо рассматривать только в одной плоскости — как попытку понять, готов ли Брюссель приступить к восстановлению отношений с Москвой.
Новый виток эскалации напряженности на Корейском полуострове заставил США ускорить размещение систем ПРО в Южной Корее. Администрация американского президента, проведя работу над ошибками, опубликовала новый миграционный указ. Публикация «Викиликс» документов ЦРУ стала третьим громким скандалом в разведсообществе США за последнее время.