Европейский союз переживает тяжелый период. Ангела Меркель, канцлер Германии и лидер объединенной Европы, вынуждена справляться с тремя проблемами: экономической рецессией ЕС, конфликтом на Украине и кризисом беженцев. Первая проблема заставила ЕС принять меры жесткой экономии, отказавшись от модели государства всеобщего благосостояния (welfare state), вторая принудила ЕС пойти на конфликт с Россией, а третья может привести к закрытию границ государств ЕС и распаду Шенгенской зоны, что само по себе означает и провал «европейских ценностей». Этот кризис может разрушить весь немецкий проект современной объединенной Европы.
Кризис беженцев уже больше года сотрясает Европу. До настоящего момента стратегия Германии состояла в следовании политике открытых границ и в попытках распределить бремя кризиса по целой Европе в соответствии с принципом солидарности. Такой подход соответствовал идеологической позиции ЕС, но шел вразрез с национальными интересами стран-членов Союза, для которых мигранты представляют большую экономическую и политическую проблему.
В результате такой политики в самой Германии Меркель теряет популярность среди избирателей, а депутаты из Баварии, которые являются коллегами канцлера по партии, во всеуслышание осуждают её политику открытых границ. Серия терактов в Париже 13 ноября только обострила проблему беженцев. Шансы на то, что ЕС закроет границы, увеличились.
Вероятный сценарий закрытия границ Германией повлияет на безопасность и двусторонние отношения стран региона Западных Балкан. Именно через территорию этих государств проходят сотни тысяч беженцев на пути к Европе. На конференции своей партии (ЦДУ) в Дармштадте 3 ноября Ангела Меркель заявила:
«На Балканах может начаться война, если члены ЕС отгородятся заборами от проблем беженцев».
Канцлер могла иметь ввиду два возможных конфликта: сербо-хорватский и македоно-албанский. Новые войны на Балканах оказались бы в таком случае четвертой и, вероятнее всего, фатальной проблемой для ЕС.
Македония под угрозой распада
Разъединенная этнически и политически, Македония является одной из самых бедных стран в Европе с уровнем безработицы 27,6%. Хотя Македония уже 12 лет не продвигается по вопросу вступления в ЕС, 72% граждан поддерживают присоединения к Союзу. Текущий кризис мигрантов еще не успел отразиться на отношении граждан Македонии к ЕС, но виновника они видят в первую очередь в своем правительстве. Однако в случае обострения кризиса возможное закрытие своих границ Евросоюзом уменьшило бы эту поддержку. Македонские СМИ уже начали спекулировать на эту тему, заявляя, что ЕС хочет разместить на территории страны 20 000 беженцев.
В мае этого года в столице Македонии оппозиционный СДСМ (Социал-демократический союз Македонии) в коалиции с Демократической партией албанцев (ДПА) попытался сместить националистическую правящую партию ВМРО-ДПМНЕ (Демократическая партия за македонское национальное единство) Николы Груевского. Этому предшествовала волна агрессивных протестов македонских албанцев (составляют больше четверти населения страны), которые требуют федерализацию Македонии. Страна оказалась на пороге гражданской войны. Под давлением США Груевский согласился на очередные выборы в апреле следующего года. Эти события происходили на фоне желания правительства Македонии присоединиться к российскому проекту «Турецкий поток».
С июня 2015 года через Македонию прошло примерно 211 000 мигрантов, в то время как население самой Македонии составляет около 2 миллионов человек. Груевский решил воспользоваться возможностью для поднятия своего низкого рейтинга: в августе он на два дня закрыл южную границу с Грецией. Сразу же возникла угроза гуманитарной катастрофы: почти 7 000 мигрантов день и ночь проводило перед ограждением с колючей проволокой. Этот театр не только не добавил Груевскому избирателей, но и продемонстрировал всему миру слабость Македонии, которая не смогла контролировать свою границу дольше 48 часов.
Македония не была готова к кризису такого масштаба. Она не решилась закрыть границы, так как это шло вразрез с политикой Германии, и в тоже время не была способна ни обустроить беженцев, ни эффективно переправить их до Сербии. После терактов в Париже Македония начала строительство заграждений на границе с Грецией. Видимо, Македония готовится к изменению политики Германии по вопросу кризиса и очевидно, что ее первые решения будут приняты в отношении Греции.
Если Германия откажется от политики открытых границ, стратегия Македонии будет состоять в закрытии границы с Грецией, откуда мигранты прибывают, и в попытке перебросить как можно больше мигрантов в Сербию. В случае успеха Македония справится с данным кризисом, но это маловероятно. Граница с Грецией протяженная и горная, а, с другой стороны, действия Македонии принудят Сербию закрыть свои границы, что является наиболее вероятным развитием событий.
У Македонии нет возможности экономически и политически абсорбировать большое число мигрантов: сам факт повышенной нестабильности увеличит риск албанского сепаратизма.
Поскольку сама канцлер предупредила о возможных конфликтах в случае закрытия границ, Германии и ЕС следовало бы стать посредником в Македонии. В случае если Германия предложит реальную экономическую помощь Македонии и поддержит ее целостность, албанцы согласятся на большую автономию, и это будет наилучшим из возможных сценариев для Европы и Македонии. Другой сценарий бы означал лишь то, что ЕС фактически выступает посредником в мирном распаде Македонии. К сожалению, судя по опыту вмешательства ЕС на Балканах в случае Югославии и Косово, реальнее выглядит второй, негативный сценарий.
Сербия – надежный партнер Германии по вопросу мигрантов
Сербия, как и другие балканские страны, в тяжелом экономическом положении. Уровень безработицы достигает 17,9%, а прогнозируемый рост ВВП – лишь 0,5%. Поддержка ЕС последние годы постоянно падает. Как и в Македонии, кризис мигрантов не сильно отразился на популярности ЕС в Сербии. Сербские СМИ в основном представляют происходящее в положительном свете, а большинство граждан верят, что беженцы просто пройдут через территорию Сербии в более развитые страны Европы. В том случае, если развитые земли Европы закроют свои границы, эта картина быстро изменится не в пользу ЕС.
В Сербии стабильная политическая обстановка. У правительства Александра Вучича (Сербская прогрессивная партия – СНС) абсолютное большинство в сербском парламенте, и оно тесно сотрудничает с Германией по вопросу беженцев. До сих пор Сербия не закрывала границ в одностороннем порядке. Почти 80% граждан выступает против закрытия границ. Сербия регистрирует каждого беженца (этого не делают ни Греция, ни Македония), она строит для них комфортные лагеря. Один из причастных к теракту в Париже зарегистрирован именно в Сербии.
Когда Венгрия закрыла границу с Сербией, мигранты направились в сторону Хорватии, что вызвало серьезные проблемы. В сентябре Хорватия обвинила Сербию в намеренном транзите мигрантов на ее территорию. Было принято решение о полном закрытии границ, не только для беженцев, но и для граждан Сербии и ее товаров. Сербия предприняла ответные шаги. Через два дня Германия вмешалась и принудила обе стороны открыть границы.
Стоит отметить, что это первое подобное событие после окончания гражданской войны в Югославии 1995 года. В октябре Хорватия выступила с громким заявлением, что будет покупать новые артиллерийские установки из США, а в качестве причины назвала растущую опасность в регионе. В ответ государственные СМИ в Белграде объявили, что Сербия закупит оружие в России.
Из всего вышесказанного видно, что обе страны не способны справляться с кризисом беженцев, вместо этого они сводят проблему к двустороннему противостоянию.
Премьер Вучич уже несколько раз подчеркнул, что Сербия следует за Германией, другими словами, Сербия будет держать свои границы открытыми до тех пор, пока это будет делать Германия. В случае, если канцлер Ангела Меркель решит закрыть границы, возможно два сценария – позитивный и негативный. В случае негативного Сербия будет вынуждена закрыть южную границу с Македонией. Хорватия быстро закроет границу с Сербией и разместит там войска. Сербия сделает тоже самое. Положительный сценарий развития событий – закрытие границ без повышения напряжения − маловероятен, так как обеим странам необходимо отвлечь внимание от проблемы беженцев, а национальный популизм – самый легкий способ достичь этого.
Так как Ховатия – член НАТО и ЕС, и здесь Брюсселю придется выступить посредником. Военный конфликт между Сербией и Хорватией маловероятен, во-первых, поскольку Хорватия – член НАТО, во-вторых, у этих стран нет острых нерешенных вопросов (все они урегудированы в 1995 году). ЕС сможет быть посредником при смягчении напряжения между двумя странами, и здесь его шансы на успех велики. Если бы страны не пошли на компромисс, Загреб мог бы просить НАТО разместить свои силы, что испугало бы нейтральную Сербию и сблизило ее с Россией. Этот сценарий едва ли возможен, так как можно утверждать, что обе страны лишь прибегают к популизму, и намерения углублять конфликт у них нет.
В Сербии останется большое количество беженцев (с начала года через ее территорию прошло 416 000), и без того плохая экономическая ситуация еще ухудшится. В перспективе такое положение, вероятнее всего, приведет к полному удалению Сербии от ЕС.
Хорватия: национализм и мигранты
Несмотря на то, что Хорватия – член ЕС, у нее низкие экономические показатели. Уровень безработицы 15,9%, рост ВВП – 0,8%. У хорватов традиционно хорошие отношения с Германией, но население не поддерживает политику в отношении мигрантов, которую до настоящего момента проводила левая Социал-демократическая партия (СДП) Зорана Милановича. Лишь 19% граждан Хорватии не видят в мигрантах угрозу для безопасности их страны. Поэтому Зоран Миланович прибег к популистской мере временного закрытия границ.
В Хорватии недавно состоялись выборы. В данный момент правительство не сформировано, и это вряд ли случится в ближайшее время. Большинство голосов получило оппозиционное националистическое Хорватское демократическое содружество (ХДЗ), но ему не хватает мандатов, чтобы самостоятельно взять власть. Ключевым является появление новой малоизвестной партии МОСТ, от чьего выбора теперь всё зависит. Эта партия ближе левому СДП, но обещала своим избирателям, что не будет вступать ни с кем в коалиции. Поскольку объединение двух противников ХДЗ и СДП маловероятно, есть большие шансы, что состоятся новые выборы. Такая нестабильная ситуация усугубляет напряженность в регионе.
Хорватия показала, что может проводить более самостоятельную политику, чем Сербия, благодаря тому, что она уже является членом ЕС. Если Германия решит закрыть границы, Хорватия постарается быстро перенаправить мигрантов в Словению. Словения уже в одностороннем порядке успешно закрывала свою границу с Хорватией, так что успех такого сценария маловероятен. Поэтому Хорватия будет вынуждена разыграть приведенный выше сценарий с Сербией.
Заявление Ангелы Меркель о возможной войне на Балканах намного реальнее, чем кажется на первый взгляд. Из-за кризиса беженцев Сербия и Хорватия ближе, чем когда-либо, к конфликту, а Македония – на грани распада.
Если Германия закроет границы, она сделает это, чтобы защитить ядро ЕС, а в обмен она пожертвует благосостоянием членов на периферии. В результате можно ожидать, что ЕС в нынешнем формате не сохранится.
24 августа турецкие танки при поддержке американской авиации перешли границу с Сирией в районе населенного пункта Джараблус, начав операцию «Щит Евфрата». Анкара стремится утвердиться в статусе регионального лидера, одновременно ударив по боевикам ИГИЛ и курдам. В сирийский конфликт вступил еще один амбициозный игрок.
Очевидно, что российско-турецкие противоречия по сирийскому кризису оказались настолько серьезными, что достичь компромисса оказалось невозможно. Оправдывая свои действия необходимостью обеспечения безопасности своих границ, Турция отказывается приносить извинения – по крайне мере до тех пор, пока не будет проведено расследование инцидента специально сформированной комиссией при участии третьей стороны.
Действия Эр-Рияда получили смешанную реакцию международного и регионального сообщества: от поддержки до осуждения и обвинений в агрессии. Характерно, что единства мнений не наблюдается даже среди арабских государств. Как и ИГ, кризис власти в Йемене не стал общеарабской угрозой, которая могла бы сплотить регион: он не только в очередной раз высветил существующий раскол среди арабских государств, но и стал фактором, усиливающим этот раскол.
Вечером 17 декабря в столице Чеченской республики г. Грозном произошел ряд нападений на сотрудников полиции. Возвращение в столицу Чечни режима КТО ставит вопрос о том, насколько успешно реализуется политика «замирения» республики. Несмотря на отдельные всплески активности боевиков ситуация в Чечне демонстрирует скорее позитивную динамику, особенно по стандартам всего Северного Кавказа.