Гор Алексанян
Оценив все риски, Армения сделала выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него.
ПРЕМИУМ
5 апреля 2014 | 12:00

Крым во внешней политике Армении

Присоединение Крыма к России стало серьезным вызовом для внешней политики Армении, которая оказалась перед необходимостью обозначить свою позицию относительно происходящих событий. В ходе развития украинского кризиса официальный Ереван хранил молчание, несмотря на позитивно складывающиеся двухсторонние отношения с Украиной и большое число украинских армян, участвующих в акциях протеста.

Долгое молчание Армении можно объяснить несколькими обстоятельствами. Со дня независимости внешняя политика Армении строится исходя из существования непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Любой шаг Еревана напрямую влияет на судьбу НКР. В этом смысле, логика внешней политики Армении подразумевает приоритет права народов на самоопределение над принципом территориальной целостности государства. Из этого следует, что Ереван должен был поддержать самоопределение населения в Крыму. В аналогичной ситуации в 2008 году, когда албанцы в Косово отделились от Сербии, Армения вслед за Россией не поддержала Косово. 

Решение Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз сузило возможности Еревана по лавированию между Западом и Россией. Хотя ТС и считается экономической организацией, фактически страны-участницы ведут и согласованную внешнюю политику. В разных политических процессах Армения следует линии России, однако у Еревана есть специфические интересы, которые неудобны Москве. Ереван стремится  к созданию условий для международного признания НКР. Пока Армения не видит для этого возможностей и сама не признает республику. Армения находится на грани войны с Азербайджаном и в экономической блокаде со стороны Турции. Единственная твердая гарантия безопасности Армении и НКР – военный союз Еревана с Москвой. 

Россия так же является основным торговым партнером Армении и поставщиком жизненно важных товаров, включая энергоресурсы. Единственной реальной альтернативой для Еревана в этой ситуации остаются контакты с Ираном, который сам находится в непростом положении. В совокупности это определяет курс Армении на партнерство с Россией. В Ереване рассчитывают, что в случае осложнения отношений России с Азербайджаном, Москва вспомнит и про референдум 1991 года, проведенный в НКР. Однако это маловероятно, поскольку Россия заинтересована в сохранении статус-кво между Арменией и Азербайджаном, слом которого неизбежно приведет к самому крупному военному конфликту на российских границах, в который Москва будет вынуждена вовлечься.  

Политическая пауза, который взял официальный Ереван в связи с украинским кризисом, была нарушена концертом в столице НКР Степанакерте в честь самоопределения Крыма. За ним последовало заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что страна выступает за урегулирование украинского кризиса путем мирных переговоров. Кульминацией стал телефонный разговор между Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным, во время которого лидеры согласились, что референдум в Крыму является примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления.

В результате переговоров стороны опубликовали официальные сообщения, которые существенно отличались друг от друга. В российском сообщении не уточнялась позиция Армении, и говорилось только про обмен мнениями в связи с воссоединением Крыма и России. В сообщении армянской стороны обозначалась четкая поддержка политики России в крымском вопросе. Хотя Москва нуждалась в союзниках в связи с конфронтацией с Западом, Кремль не уточнил позицию Армении, давая шанс Еревану сохранить нейтралитет в сложной ситуации. Ереван, однако, предпочел публично поддержать Москву. 

Новые власти Украины выразили недовольство позицией Армении и отозвали своего посла для консультаций. С критикой оценки крымского референдума Ереваном выступили послы США и Великобритании в Армении. Отношение армянских оппозиционеров к позиции правительства, напротив, положительное.  Многие непримиримые противники президента и правящей партии поддержали эту позицию. 

Вряд ли лица принимающие решения, не смогли правильно сориентироваться в этой ситуации и не воспользоваться шансом, предоставленным Москвой. Исключен также вариант ситуационного реагирования на происходящее событие. 

Ереван отказался от сохранения нейтралитета и поддержал Москву в крымском вопросе. При этом Армения настроила против себя Украину и вызвала недоумение на Западе. Это станет для Еревана проблемой в случае, если его ставка на союз с Россией и курс на экономическую интеграцию с Таможенным союзом не даст скорого результата, который может быть зафиксирован в виде интенсивного роста экономики Армении или международного признания НКР. В Ереване опасаются, что западные страны будут оказывать на него давление и перейдут к поддержке Азербайджана. Оценив все риски, руководители Армении сделали выбор, который подтвердил курс на союз с Россией в критическое для нее время. В Ереване не без основания рассчитывают, что и Москва не забудет о своем союзнике во время, которое станет критическим для него. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

15 апреля 2015 | 22:53

Источники неопределенности в отношениях Москвы и Пекина

Совершенно очевидно одно – этот визит доказывает укрепление «всеобъемлющего стратегического партнерства» между нашими странами. При этом говорить о формировании некоего российско-китайского союза совершенно неуместно – сближение Москвы и Пекина определяется сонаправленными, но не совпадающими векторами развития.

3 марта 2016 | 14:04

Положение Южной Осетии и статус-кво на Кавказе

РФ показывает: к разным конфликтам у нее различные подходы. Другой вопрос, что югоосетинский аргумент руководство РФ не будет сдавать в архив. Время от времени он будет озвучиваться. И даже без какой-то прямой директивы из «Центра», в Южной Осетии для этого есть свои собственные резоны, которым Москва не будет мешать. Но активно помогать им она станет, скорее всего, лишь только при более сложных обстоятельствах, как в отношениях с Тбилиси, так и с Западом.

20 июля 2016 | 18:42

Как Россия должна вести дела с НАТО после Варшавского саммита

Ключевым для Варшавского саммита стала декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, в которой намечается углубление практического взаимодействия между двумя организациями. Тем самым де-факто закрепляется исключение России из системы европейской безопасности, строительство этой системы на блоковой основе и закрепление схемы «НАТО – буферные страны – Россия». Исключение России из системы европейской безопасности будет иметь большие долгосрочные последствия.

22 декабря 2015 | 22:00

Причины разногласий Армении с партнерами по ОДКБ

Строительство новых национальных государств еще не завершено, а значит, не оформились полностью не только их гражданские и политические идентичности, но и внешнеполитические приоритеты. И в этой ситуации на первый план выходит не интеграция, а национальный эгоизм. Интеграция же понимается, как ситуативное взаимодействие для решения своей задачи.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова