Геворг Мирзаян
Батька человек неглупый, и история Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака и Виктора Януковича его многому научила. Лукашенко прекрасно понимает, кто является надежным союзником, готовым ради защиты своего партнера даже пойти на войны, а кто готов слить этого партнера при первой удачной возможности. Поэтому он не раз говорил, что может с российскими властями ругаться и спорить, но в нужный момент всегда встанет с ними спина к спине.
ПРЕМИУМ
15 февраля 2016 | 21:00

Курс ЕС на восстановление отношений с Минском и российско-белорусские отношения

Евросоюз взял курс на нормализацию отношений с «последним диктатором Европы» - президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Первым шагом стало снятие с белорусской элиты части экономических санкций.

Отношение Евросоюза к президенту Лукашенко всегда было очень непростым. Белорусский лидер не являлся демократом в европейском понимании этого слова и выстраивал в стране умеренный авторитаризм с очень серьезной централизацией власти. К тому же он взял курс на союз с Россией и, несмотря на регулярные скандальные выяснения отношений с Москвой, не намеревался от него отходить. В результате против Минска еще в 90-е годы был введен ряд санкций, цели которых были понятны и очевидны.

«Запад пытался разговаривать с Беларусью на языке ультиматумов и нравоучений, а целью внешней политики была смена правящего режима в Минске, в том числе насильственным путем через уличный протест и экономическое давление. Запад отказывал в доверии белорусским властям и пытался выстраивать отношения с нашей страной через сеть подконтрольных политических группировок. Сама же Беларусь представлялась на Западе чуть ли не как аналог Северной Кореи», - говорит политолог, директор белорусского Центра "Актуальная Концепция" Александр Шпаковский.

Однако смены режима не произошло (население ценит своего Батьку, и в обиду его не дает), а демонизация Лукашенко оказалась напрасной.

«Руководство ЕС и Запада в целом убедилось, что Беларусь является предсказуемым партнером, который не несет никаких угроз, наоборот стремится поддерживать безопасность, а успешная миротворческая миссия относительно конфликта в Украине на практике показала это», - поясняет белорусский политолог Алексей Дзермант.

Более того, эти санкции, как и обвинения Батьки в авторитаризме, вызывали серьезные вопросы. Наконец, по словам доцента кафедры политической теории МГИМО Кирилла Коктыша, невозможно уже было утверждать, что в Белоруссии авторитарный режим, а на соседней Украине - демократия.

Процесс перевода отношений с Белоруссией на прагматичные рельсы проходил постепенно.

«Часть санкций (персональные ограничения на поездки и финансовую деятельность в странах ЕС 170 чиновников, включая президента Лукашенко) отменялась этапами, дабы не создавать никому не нужный резонанс. Сначала эти ограничения были приостановлены на 3 месяца, а теперь их просто не пролонгировали, - объясняет Кирилл Коктыш. - Причем важно то, что эти санкции были сняты на условиях Минска - ЕС выдвигал 10 условий для их отмены, включая требование общедемократической трансформации и изменения выборного законодательства, а по сути было выполнено лишь одно (освобождение политзаключенных)».

Да, часть ограничений осталась в силе.

«Под санкциями остаются четыре гражданина Беларуси (которых обвиняют в причастности к исчезновению ряда белорусских оппозиционеров в 1999-2000 годах), один из которых - Виктор Шейман - по прежнему является государственным чиновником весьма высокого уровня и возглавляет Управление делами Президента. Кроме того, под запретом остаются вопросы военного сотрудничества ЕС и Беларуси, особенно в части импорта вооружений либо технологий для нужд ВПК», - говорит Александр Шпаковский.

Однако, скорее всего, и они со временем будут сняты.

«Это можно было бы утверждать, если бы мы  могли четко прогнозировать европейскую политику. А мы не можем  - ЕС не продемонстрировал достаточного уровня субъектности для того, чтобы следовать своим интересам», - считает Кирилл Коктыш.

В Белоруссии, конечно, рады и частичному снятию санкций - они рассматривают этот шаг не только как часть безусловно позитивного для Минска тренда, но и как способ получить экономическую выгоду.

«Основные ожидания белорусских властей от отмены санкций лежат в плоскости экономики: наращивание торгово-инвестиционного сотрудничества, приток кредитов и технологий. Время покажет, насколько это реалистично, ведь Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена», - говорит экономический эксперт белорусского аналитического проекта «Цитадель» Александр Синкевич.

Тем не менее, по словам Кирилла Коктыша, вероятна «релокация на белорусскую территорию тех западных производителей, кто в силу санкций лишился возможности присутствовать на российском рынке, и вынужден без восторга наблюдать, как его долю забирает себе Китай».

В России же снятие санкций с Минска рассматривают не столько в контексте белорусско-европейских отношений, сколько с точки зрения российско-европейского конфликта. Вероятно, в скором времени некоторые эксперты будут говорить о том, что с Белоруссии специально сняли санкции для того, чтобы переманить Минск из российского лагеря в европейский.

Безусловно, некоторые силы в Европе на это и рассчитывают, однако говорить о реализации этих расчетов пока преждевременно. Во-первых, потому, что «восстановление нормального уровня взаимоотношений - это восстановление нормы. Если бы Беларусь получила односторонние преференции, можно было бы говорить о каких-то авансах, за которые нужно расплачиваться. А тут лишь восстанавливают законные права», - считает Кирилл Коктыш. Во-вторых - и это самое главное - Батька человек неглупый, и история Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака и Виктора Януковича его многому научила. Лукашенко прекрасно понимает, кто является надежным союзником, готовым ради защиты своего партнера даже пойти на войны, а кто готов слить этого партнера при первой удачной возможности. Поэтому он не раз говорил, что может с российскими властями ругаться и спорить, но в нужный момент всегда встанет с ними спина к спине. Ну, а с кем еще вставать?

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 мая 2014 | 22:22

Гюлен, Эрдоган и будущее “Партии справедливости и развития” в Турции

В Турции активизируются внутриполитические процессы и углубляются линии разлома между субъектами политики. Основная линия противоречий сместилась с традиционного идеологического противостояния сторонников светского пути развития - прежде всего, военных - и их оппонентов к конфликту внутри правящей элиты.

1 июня 2018 | 09:53

Дайджест внешней политики США (25-31 мая)

Объясняя письмо, содержащее отказ от участия в саммите в Сингапуре, необходимостью положить конец «двухмесячному флирту» с Северной Кореей, американская администрация на этой неделе возобновила подготовку, отметив появившуюся серьезность намерений Пхеньяна. Перемирие в торговой войне с Китаем завершилось новыми угрозами со стороны Вашингтона, призванными поднять ставки на предстоящем раунде переговоров.

5 июня 2014 | 21:31

Президентские выборы в Сирии и интересы России

Визит российской делегации укрепил позиции официального Дамаска внутри страны накануне президентских выборов. Правительственным войскам постепенно удается перехватить инициативу в гражданской войне, однако они по-прежнему не контролируют значительную часть страны. 

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова