Татьяна Тюкаева
Лидеры ЕС сделали краткий обзор текущих проблем экономики ЕС и описали свое видение мер ее стимулирования. Их важный компонент — приоритет расширения доступа на внешние рынки, включая российский.
ПРЕМИУМ
17 ноября 2014 | 16:00

Документ дня: Лидеры ЕС о планах борьбы с рецессией

Первые лица Евросоюза на саммите G20 высказались об экономических трудностях и украинском кризисе

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

Прошедший 15-16 ноября в австралийском Брисбене саммит «Группы двадцати» был посвящен двум ключевым проблемам, объединившим его участников, — стимулированию экономического роста и борьбе с безработицей. Каждая страна-участница встречи представила свои предложения на этот счет. 15 ноября председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер провели совместную пресс-конференцию, ознакомив общественность с планами руководства ЕС по борьбе с возможной рецессией.

В своих комментариях ван Ромпей и Юнкер кратко изложили содержание подготовленной к саммиту «Стратегии роста ЕС». Это выступление важно тем, что проливает свет на самооценку европейскими лидерами текущего положения дел в экономике блока. Необходимо отметить, как ван Ромпей и Юнкер оценивают воздействие внешних факторов, включая взаимный санкционный режим с Россией и конъюнктуру мировых цен на энергоносители. Для России ЕС остается главным коллективным торговым партнером, отношения с которым будут носить стратегический характер на обозримую перспективу.

Лидеры ЕС сделали краткий обзор текущих проблем экономики ЕС. По их оценкам, она восстанавливается медленнее, чем ожидалось. Особенно болезненна безработица, которая, как и низкий экономический рост, распределена между странами блока неравномерно. Среди внешних причин низкого роста были названы падение интереса инвесторов к вложениям из-за геополитической напряженности на востоке и юге от Европы, а также замедление развивающихся экономик мира, что затормозило рост экспорта из ЕС. Важные внутренние причины — высокая задолженность частных компаний ЕС и незавершенность структурных реформ.

Лидеры ЕС описали свое видение мер стимулирования европейской экономики. Их важный компонент — приоритет расширения доступа на внешние рынки, включая российский. Вероятно, поэтому Жан-Клод Юнкер указал, что, несмотря на разногласия с Россией по вопросу о ситуации на Украине, на данном этапе он не видит необходимости расширения секторальных санкций.

Жан-Клод Юнкер: "Я бы хотел кратко обозначить три основных вопроса, о которых я и ван Ромпей будем сегодня говорить.

Во-первых, это инвестиционный вопрос. Наша встреча происходит на фоне очень скромных темпов экономического восстановления. Скорость роста мирового ВВП сегодня ниже, чем ожидалось, и европейский ВВП также увеличивается медленнее, чем мы предполагали. Надо лучше стимулировать восстановление экономики. Каждый из нас должен внести свой вклад. Хорошо, что в ходе июльского саммита «Группы двадцати» государства-члены смогли выработать стратегию развития. Мы поддерживаем брисбенский «План действий», предложенный Австралией, и активно выступаем за достижение соглашения о создании глобального инфраструктурного хаба для объединения инвесторов и потенциальных инвестиционных проектов на одной площадке. До конца года в Европейском союзе мы планируем создать инвестиционный фонд в размере 300 миллиардов евро в сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком и Европейской комиссией.

Второй вопрос, который я затрону, касается соглашения о создании трансатлантической зоны свободной торговли. Завтра состоится встреча премьер-министров Евросоюза с президентом Обамой, где мы обсудим этот вопрос и изложим европейскую позицию. Она заключается в том, что мы приветствуем соглашение, но не станем жертвовать продовольственной безопасностью Европы, нашими экологическими и здравоохранительными стандартами или культурным разнообразием ради свободной торговли. И мы хотели бы внести некоторую прозрачность в наши переговоры.

Третий вопрос затрагивает налоговую политику. Об этом сегодня в Европе с новой силой развернулись дискуссии. Мы хотим выступить с предложением к странам «Группы двадцати» присоединиться к усилиям европейцев для увеличения транспарентности в сфере налогов. Мы сделаем все возможное, чтобы реализовать план действий ОЭСР против размывания налоговой базы и вывода прибыли (BEPS — Base erosion and profit shifting). Мы также поддерживаем инициативу по автоматическому обмену информацией по вопросу налогового регулирования. Я обратился с просьбой к члену Европейской комиссии, ответственному за налоговую политику, подготовить директиву об автоматическом обмене данными в сфере налогов в Европе".

Херман ван Ромпей: "Я буду краток и сосредоточусь только на нескольких моментах, чтобы дополнить то, о чем только что говорил председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.

Во-первых, о глобальной экономике. Основное внимание саммита «Группы двадцати» будет сконцентрировано на вопросах экономического роста и занятости. Восстановление глобальной и европейской экономики идет медленнее, чем ожидалось, как уже отметил председатель Европейской комиссии. Более того, оно протекает неравномерно и не обеспечивает создание необходимого числа рабочих мест. Восстановление в еврозоне обусловлено внутренними и внешними факторами. Геополитическая напряженность на наших восточных и южных границах препятствует возрождению уверенности в себе. Экономический спад некоторых развивающихся экономик сократил рост нашего экспорта. В то же время серьезным внутренним фактором, препятствующим инвестициям, является большая задолженность частного сектора. И даже несмотря на достаточно благоприятную кредитно-денежную и нейтральную бюджетную политику в 2014-2015 годах, восстановление происходит незначительными темпами. Нам необходимо преодолеть наши структурные проблемы, и мы этим занимаемся. Я уверен, что следующее десятилетие не станет кризисным для Европы, в том числе и с экономической точки зрения. Европа выполнит свою часть работы.

За последние несколько лет кризиса Европа, и в особенности страны еврозоны, провели много реформ, как на национальном, так и на уровне Евросоюза. Их целью было укрепление структуры нашего экономического и валютного союза. Из последних и наиболее важных таких реформ — создание банковского союза и осуществление стресс-тестов банков, что будет способствовать укреплению финансового сектора в Европе. В свою очередь, это стимулирует частные инвестиции в малые и средние предприятия ЕС. Между тем необходимо делать больше для экономического восстановления и создания рабочих мест. Нам нужно работать для удовлетворения как спроса, так и предложения. И поэтому мы должны серьезно увеличить инвестирование в Европе. И в этом контексте я приветствую инвестиционную инициативу в объеме 300 миллиардов евро Жан-Клода Юнкера, о которой он только что говорил. Мы верим, что инвестиционные инициативы «Группы двадцати» и ЕС будут работать на взаимное усиление.

Предоставленные государствами «Группы двадцати» стратегии развития станут важным инструментом реализации тех обязательств, которые мы здесь даем. Экономическое развитие, помимо финансового, включает и другие вопросы. ЕС должен воспользоваться своим самым главным преимуществом — единым рынком. Мы должны работать над продвижением идеи создания энергетического союза, о чем договорились лидеры европейских государств на заседании Европейского совета в октябре этого года. Нам следует также проработать идею формирования киберсоюза и исследовательского и инновационного пространства. Позвольте мне напомнить вам об исследовательской программе ЕС «Горизонт 2020» стоимостью 80 миллиардов евро, являющейся крупнейшей исследовательской программой в мире. Помимо этого на внутреннем уровне нам необходимо продолжать реформировать наши рынки труда, а на внешнем — развивать международную торговлю. Европейский союз остается очень открытой экономикой без склонности к протекционизму.

Напротив, с одними странами, например с Канадой, мы заключаем соглашения о свободной торговле, а с другими, например с США и Японией, ведем переговоры об этом. Кроме того, хотел бы объявить «Группе двадцати» о серьезном позитивном решении, касающемся международных переговоров по вопросу изменения климата, которые состоятся в Париже в декабре следующего года. В ходе последнего заседания Европейского совета, состоявшегося менее месяца назад, государства ЕС пришли к согласию в отношении достаточно амбициозных целей по проблеме изменения климата и энергетики на период 2020-2030 годов. В частности, по вопросам юридически обязывающего сокращения выбросов СО2 минимум на 40 процентов, увеличения энергоэффективности и доли возобновляемых источников энергии в общем объеме до минимум 27 процентов и развития европейского энергетического рынка.

Это не только очень положительно скажется на климате, но и будет хорошо для европейских экономических акторов, так как они смогут действовать в условиях предсказуемости в долгосрочной перспективе. На сегодня Европейский союз уже лидер с точки зрения энергоэффективности экономики, и мы надеемся, что и другие крупные экономики последуют европейскому примеру и примут подобные обязательства, что позволит достичь прорыва по вопросу энергетики и изменения климата. В этом контексте также хотелось бы напомнить «Группе двадцати» о том, что Европейский союз — крупнейший донор помощи развитию. Также все государства ЕС в полном виде ратифицировали решение МВФ 2010 года о квотах и реформе управления.

Третья тема, о которой я хотел бы упомянуть, касается Украины и России. Хотя этот вопрос не входит в повестку дня саммита «Группы двадцати», ситуация с учетом продолжающейся эскалации военного конфликта вызывает большие опасения. В воскресенье лидеры государств ЕС встретятся с президентом Обамой и обсудят украинскую ситуацию. Но я хотел бы в очередной раз повторить, что, по мнению Европейского союза, решение кризиса может быть только политическим. Мы продолжим использовать все имеющиеся в нашем распоряжении дипломатические инструменты, включая санкции. В понедельник министры иностранных дел ЕС изучат нынешнюю ситуацию и обсудят возможные дальнейшие меры. Необходимо не допустить возвращения к полномасштабному конфликту. Стороны должны придерживаться тех обязательств, которые они взяли на себя в сентябре в Минске. Мы особенно призываем повстанцев и украинские власти проявлять максимальную сдержанность. Россия, со своей стороны, должна воспользоваться своим влиянием на повстанцев, чтобы обеспечить реализацию минских соглашений. Необходимо, чтобы Россия прекратила поставлять вооружение и отправлять войска на территорию Украины, а также вывела свои силы, уже присутствующие на украинской территории.

В завершении, возвращаясь к брисбенской повестке «Группы двадцати», хотелось бы подчеркнуть, что по всем вопросам — глобальной экономике, изменению климата, энергетике, а также налогообложению — мы не можем действовать каждый сам по себе. Необходимо, чтобы все международное сообщество сотрудничало — и в этом «Группа двадцати» может сыграть решающую роль. Мы выражаем одобрение тем, как этот саммит организован Австралией, и поддерживаем брисбенский «План действий»".

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

10 мая 2015 | 22:00

Азербайджан и ЕАЭС: параллельные курсы

Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.

12 февраля 2015 | 17:13

Current economic crisis offers an important opportunity for Russia

Although coping with sanctions, plummeting oil prices and a devalued ruble is challenging, it is paramount that Russian leaders continue to spend time and energy to address the economy’s structural problems and give it a new focus. That is the path to creating an economy that is stronger, more efficient and more flexible in the years to come.

8 июля 2015 | 14:08

Структура отношений Казахстана и Кыргызстана в контексте ЕАЭС

По сравнению с другими центральноазиатскими странами Кыргызстан и Казахстан выстроили за постсоветский период устойчивые и взаимовыгодные отношения. Большое значение для успешной и быстрой интеграции Кыргызстана в ЕАЭС имеет постепенное перестраивание существующей модели отношений между ним и Казахстаном с учетом интересов обеих республик и меняющегося формата сотрудничества – с двухстороннего на многосторонний.

3 апреля 2014 | 15:38

Пружины внутренней политики Южной Осетии

Коллегия Счетной палаты впервые с начала финансирования Россией программы восстановления социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии констатировала отсутствие фактов нецелевого расходования средств в 2013 году.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова