Дмитрий Офицеров-Бельский
Брюссель и Вашингтон оказывают давление прежде всего на Болгарию как наиболее слабого и зависимого от европейских дотаций участника проекта – и прессинг дал временный результат.
ПРЕМИУМ
18 июня 2014 | 16:56

Логика кризиса вокруг проекта "Южный поток"

В июне 2014 года Болгария и Сербия заявили о приостановке работ по проекту трубопровода «Южный поток». Однако вряд ли можно говорить, что на проекте поставлен крест. Брюссель и Вашингтон оказывают давление прежде всего на Болгарию как наиболее слабого и зависимого от европейских дотаций участника проекта – и прессинг дал временный результат. При этом претензии Еврокомиссии достаточно туманны и не представляют собой выраженной позиции. В дальнейшем это позволяет Брюсселю лавировать в зависимости от обстоятельств. Пока речь идет о разбирательстве по вопросу о соответствии проекта трубопровода нормам третьего энергопакета.

Связь событий вокруг «Южного потока» с кризисом на Украине и в целом с ухудшением отношений России и Запада очевидна. Но есть не менее существенный, на мой взгляд, вопрос о концепции энергетического обеспечения Европы. Нормы третьего энергопакета хотя и предполагают, что добыча и транспортировка газа не могут быть объединены в руках одной компании, но фактически еще не было прецедентов принудительного разделения. Момент использован для тестирования готовности России принять условия ЕС. Если это случится, то Брюссель постарается внести изменения и в сам формат энергетического диалога.

Искусственная задержка реализации проекта не должна рассматриваться просто как шантаж Москвы с целью добиться преференций для Киева – судьба украинской экономики, конечно же, волнует европейцев, но не столь глубоко как своей. Точно также не стоит видеть в произошедшем своего рода санкции со стороны Запада. Для Европы в приостановке проекта присутствует не столько попытка наказать Россию, сколько заставить её играть по своим правилам. Но для США, проявивших активность и оказавших мощное давление на Болгарию и Сербию, все происходящее является главным образом элементом политической борьбы.

Для выработки позиции в диалоге с ЕС необходимо иметь в виду несколько обстоятельств. Во-первых, единой европейской позиции не было и нет ни по одному вопросу; во-вторых, существует давнее намерение выдавить российские компании из Европы там, где они присутствуют и не пускать там, где такие попытки возникали. Так было, например, с неудачной покупкой Сургутнефтегазом венгерской нефтяной компании MOL. В скорой перспективе ожидаются проблемы у Газпрома в странах Балтии.

На этом фоне правительства Австрии и Сербии уже выступили за продолжение строительства «Южного потока». По сообщению пресс-секретаря канцлера Австрии, Вена будет отстаивать реализацию проекта в Еврокомиссии с другими странами. Содержание коллективного заявления сейчас согласовывается. Его инициатором, по всей видимости, является премьер-министр Италии Маттео Ренци. К нему присоединятся Болгария, Сербия, Венгрия, Словения, Хорватия и Австрия – страны, по территории которых должен будет пройти газопровод.

Из-за задержки реализации проекта рассматривается возможность строительства газопровода через Турцию, хотя она не является страной ЕС. Анкара в сложившейся ситуации является едва ли не основным выгодоприобретателем. Любые проекты транспортировки газа в Южную и Восточную Европу, кроме российского, предполагают обязательное участие Турции. Когда угроза нависла над «Южным потоком», президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отправился с визитом именно в Анкару.

Интересно то, что решение болгарского правительства о приостановке работы над «Южным потоком» в немалой степени связано с расколом правящей коалиции и требованием главы протурецкого «Движения за права и свободы» Лютви Местана о проведении досрочных парламентских выборов.

Несмотря на то, что активно идет работа над реализацией энергетического «Южнокавказского коридора», полноценной заменой «Южного потока» он стать не может, поскольку не охватывает все те страны, по территории которых планируется провести российский трубопровод, а его пропускная способность в два раза меньше (соответственно 63 млрд. куб.м. и 30 млрд. куб. м. в год). Запасы газа тоже не очень велики - азербайджанское месторождение позволит поставлять не более 10 млрд. куб. м. в год. По-прежнему сомнительно участие Туркменистана в этом проекте из-за неурегулированного статуса Каспийского моря и рисков, связанных с позицией Ирана. Решением может стать, несмотря на сложности, включение в проект месторождений Северного Ирака, о которых прежде шла речь в контексте проекта «Набукко».

Задача России на этом этапе состоит в том, чтобы усилить в ЕС сторонников «Южного потока» и продолжать поддерживать их заинтересованность в проекте не в ущерб своим интересам. Также необходимо найти общие интересы с Турцией и поддерживать неопределенность статуса Каспийского моря. Необходимо иметь в виду, что в Болгарии по всей видимости пройдут досрочные парламентские выборы и победу на них имеют шансы одержать правые во главе с Бойко Борисовым. Помня об уже закрытых проектах АЭС в Белене и нефтепровода Бургас-Александруполис, не приходится сомневаться в колоссальных рисках для проекта «Южный поток». 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

27 марта 2014 | 13:03

Украинское направление польской дипломатии

Рассмотрение польской политики в отношении Киева через призму отношений с Москвой является анахронизмом и не даёт понимания действий Варшавы.

2 февраля 2015 | 12:05

Иран: предсказуемая неудача ядерной сделки и отношения с Россией

Скептический прогноз по поводу невозможности заключения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе подтвердился – переговоры были продлены сначала с 20 июня до 24 ноября 2014 года, а затем и вовсе - до 2015 года с перспективой заключения соглашения до 1 июля. Очевидно, что проблемой стали не только - и не столько - разногласия по техническим деталям, а ряд политических факторов.

19 августа 2014 | 20:21

Нагорно-Карабахский конфликт после саммита в Сочи

После встречи в Сочи в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта могут произойти существенные изменения формата, в котором осуществляются переговоры. 

29 июля 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США (22 – 28 июля)

Во время визита госсекретаря в Лаос и на Филиппины, США попытались, с одной стороны, воспользоваться случаем, чтобы принудить КНР отказаться от односторонних действий в Южно-Китайском море и начать соблюдать нормы международного права, а с другой – не допустить эскалации напряженности в регионе. Скандал накануне Национального съезда демократической партии нарушил планы избирательного штаба Клинтон привлечь на свою сторону сторонников Сандерса. Москва оказалась в центре внимания как внутриполитических дебатов, так и брифингов внешнеполитических ведомств: Госдепартамент и Пентагон разошлись в оценке перспектив сотрудничества России и США по Сирии.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
6 декабря 2014 | 14:33
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова