Татьяна Тюкаева
В руках КСА важный экономический инструмент, способный ударить по экономике России - возможность резкого увеличения нефтедобычи для снижения мировой цены на энергоносители. Однако такой шаг ударит по самой Саудовской Аравии, бюджет которой посчитан исходя из стоимости нефти в 85 долл. за баррель.
ПРЕМИУМ
28 апреля 2014 | 14:39

Логика внешней политики Саудовской Аравии и интересы России

Состоявшийся в марте визит президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию подтвердил важность партнерских отношений Вашингтона с традиционным региональным союзником. Однако Эр-Рияд недоволен сдержанной позицией США по Сирии и наметившимся американо-иранским «потеплением». В последние 6 месяцев Саудовская Аравия безуспешно стремилась повлиять на своего заокеанского партнера. 

Но Королевству было предложено отойти от избранной им тактики противопоставления себя американской политике в регионе. Отставка начальника Управления общей разведки Принца Бандар бин Султан, идеолога этой политики, свидетельствует о том, что Саудовская Аравия пока не готова действовать вне общего фарватера ближневосточного курса США.

Саудовская Аравия остается для США важнейшим после Канады источником нефтяных поставок и главным арабским союзником-гарантом американского присутствия в регионе. В свою очередь безопасность КСА в значительной степени зависит от американцев. Зависимость эта проявляется не только в массовых поставках американских вооружений, которые составляют более 80% всего импорта военной техники Королевства. Фактически небоеспособные, хотя и оснащенные новейшим оборудованием саудовские вооруженные силы едва ли смогут обойтись без американских военных советников. Кроме того, США играют важную роль в подготовке кадрового военного состава ВС КСА. Предпринимаемые Эр-Риядом шаги в направлении диверсификации импорта вооружений через развитие сотрудничества с европейцами, китайцами, турками и пакистанцами не изменят сложившуюся ситуацию в среднесрочной перспективе.

Между тем, саудовские военные расходы за последнее десятилетие увеличились более чем вдвое. Массовые закупки вооружений по большей части продиктованы стремлением продемонстрировать военную мощь Королевства как неотъемлемого атрибута лидерства и гарантировать свою безопасность ввиду высокой боеспособности войск Ирана, главного оппонента КСА в регионе. Кроме того, заметная часть закупаемой техники реэкспортируется Королевством и поставляется, в частности, сирийской оппозиции.

Возвращение в фарватер ближневосточной политики США не мешает саудовцам предпринимать усилия по укреплению собственных позиций в качестве регионального лидера. В этой связи особое значение имеет достигнутое недавно перемирие с Катаром. Тем самым удалось избежать раскола внутри интеграционной группировки Залива, вызванного провалом саудовской инициативы по созданию военного союза и расхождений членов Совета Сотрудничества арабских государств Персидского залива в отношении Ирана. 

Важной основой саудовского регионального лидерства остается участие в урегулировании проблемы палестинского единства. Саудовская Аравия также традиционно позиционирует себя как главный противовес Ирану в суннитско-шиитском противостоянии во главе суннитского блока. С этой точки зрения принципиальное значение для Эр-Рияда имеет сирийский конфликт, а также противостояние в Ираке и Йемене, где особенно заметно иранской влияние. Значимой для Королевства является “победа” на египетском направлении. Во многом вынужденное для Каира сотрудничество с саудовцами в борьбе с общим врагом в лице «Братьев-мусульман» укрепляет позиции Королевства в этой ключевой для арабского региона стране.

Позиция России в отношении новых египетских властей схожа с саудовской, однако едва ли можно говорить о сотрудничестве между Москвой и Эр-Риядом даже на этом направлении. Несмотря на более взвешенный по сравнению с Катаром саудовский подход в отношениях с Москвой, Королевство выступает с недвусмысленно антироссийских позиций. Саудовская пресса резко критикует Россию за позицию по иранскому и сирийскому вопросам, а теперь и в связи с ситуацией на Украине. Королевство намерено всеми силами противодействовать возвращению России на Ближний Восток. Не служит сближению также и участие многочисленных саудовских фондов и организаций в распространении радикального исламизма в Центральной Азии, на Южном Кавказе и на территории России.

Очевидно также российско-саудовское соперничество на мировом нефтяном рынке. В руках КСА важный экономический инструмент, способный ударить по экономике России - возможность резкого увеличения нефтедобычи для снижения мировой цены на энергоносители. Однако такой шаг в первую очередь ударит по самой Саудовской Аравии, бюджет которой посчитан исходя из стоимости нефти в 85 долл. за баррель. В связи с планами Ирака, России и Ирана увеличить в перспективе собственную добычу нефти саудовское влияние в этом вопросе будет снижаться.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

6 октября 2015 | 13:45

Консультационный семинар «Практика политического анализа» для ЕЭК

3-4 октября 2015 года в Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) прошел двухдневный консультационный семинар «Практика политического анализа: как написать аналитическую записку», организованные аналитическим агентством «Внешняя политика».

9 октября 2014 | 01:03

Федерика Могерини о приоритетах внешней политики ЕС на Ближнем Востоке

Европейская дипломатия, стремясь сохранять руку на пульсе ключевых ближневосточных проблем, останется в фарватере американских директив. Зависимость ЕС от США будет обуславливаться как объективными международными, так и субъективными, внутренними для ЕС причинами.

3 апреля 2018 | 17:59

Дайджест внешней политики Германии 27 марта - 3 апреля

Германия сохраняет решимость добиться статуса непостоянного члена Совета безопаснсоти ООН на период 2019-2020 годов. Поездка Хайко Мааса в Нью-Йорк для лоббирования кандидатуры ФРГ стала первым серьезным испытанием для нового министра. Маасу предстояло заручиться поддержкой не только Генерального секретаря ООН и США, но и представителей десятков стран Африки, Океании, Карибского бассеина. 

30 июля 2015 | 10:52

Почему Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по трибуналу

29 июля Совет Безопасности ООН поставил на голосование одну из самых скандальных за последнее время резолюций, предусматривающую создание международного трибунала с целью поиска виновных в катастрофе малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года. Авторы резолюции называют падение «Боинга» в Донбассе угрозой международному миру и безопасности. Резолюция набрала 11 голосов при трех воздержавшихся (Венесуэла, Ангола и Китай), однако не прошла из-за наложенного Москвой вето.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова