Почти год прошел с того момента, как Маурисио Макри занял пост президента Аргентины. Сместив династию Киршнер, на протяжении 12 лет возглавлявшую одну из крупнейших латиноамериканских демократий, оппозиция во главе с Макри получила шанс изменить историю страны. Однако на пути у правых реформаторов возможны затруднения в публичной политике - почти половина аргентинцев на президентских выборах отдала свои голоса за киршнеристского кандидата Даниэля Сциоли: за Макри отдали свои голоса 51,34%, а за его оппонента – 48,66% проголосовавших аргентинцев. Показательно, что на их выбор в пользу Сциоли не повлияла череда социальных протестов, коррупционных скандалов и обвинений в причастности к террористам, связанных с четой Киршнер.
Нестор Киршнер был первым президентом, надолго пришедшим к власти после президентской чехарды рубежа веков. На раннем этапе он заслужил поддержку аргентинцев благодаря критике своего предшественника Карлоса Менема и его преобразований. Однако сам новоизбранный президент был замешан в финансовых махинациях в ходе парламентских выборов 2005 г., когда пропрезидентский Фронт за победу прошел в конгресс, причем к самой процедуре голосования у общественности были претензии общественности, в частности, к закрытым партийным спискам, что резко ограничивало возможность выбора. В экономической сфере за первые годы решил экономические проблемы: внешней задолженности, повысил экономические показатели, понизил уровень безработицы, нищеты и инфляции, повысил пенсии и заработную плату. В то же время он злоупотреблял чрезвычайными декретами (225 декретов за первые три года президентства), большинство из которых относилось к неконтролируемому расходу бюджетных средств и манипуляциям с бюджетом. Стоит отметить, что сторонники президента занимали большинство в парламенте, а экономическая ситуация была благоприятной. Супруга президента, сенатор Кристина Фернандес де Киршнер лоббировала в Конгрессе предложение о наделении главы кабинета постоянными и чрезвычайными полномочиями в вопросах распределения бюджета и необходимости изменить правила утверждения чрезвычайных декретов, без обязательного одобрения в конгрессе. Правление Нестора Киршнера отметилось стремлением к увеличению полномочий исполнительной власти через ограничение влияния губернаторов провинций за счет изменения налогового законодательства и вмешательства в выборность членов Верховного суда.
Президентство Кристины Фернандес де Киршнер стало продолжением политики мужа. В целом, сохранились проблемы прошлого: рост преступности, коррупция и вызванные мировым экономическим кризисом проблемы в хозяйственной деятельности.
Маурисио Макри, крупный бизнесмен, экс-мэр Буэнос-Айреса и бывший президент футбольного клуба «Бока Хуниорс», происходит из семьи потомственного итальянского иммигранта, владельца строительного и автомобилестроительного конгломерата SOCMA Франческо Франко Макри, состояние которого на 1998 г. оценивалось в 730 млн. долларов. Окончив Аргентинский католический университет по специальности гражданское строительство, будущий президент начал работать в компании отца. Однако после почти 10 лет работы Маурисио по личным причинам отошел от отцовского бизнеса и в 1995 г. занялся управлением футбольным клубом «Бока Хуниорс», к тому моменту уже находившемуся в упадке. Подняв клуб в топ мирового футбола, Макри переключился на политическую деятельность и создал в 2003 г. правоцентристскую партию «Компромисс ради перемен» (Compromiso para el cambio), через 2 года трансформировавшуюся в «Реcпубликанское предложение» (Propuesta Republicana). 2007 г. ознаменовался для партии альянсом с рядом правоцентристских партий Аргентины, получившим название «Союз-ПРО» (Uniòn-PRO)
Электоральным дебютом партии стала кампания 2007 г., на которых альянс получил 15% на выборах губернатора провинции Буэнос-Айрес и 9,5% на парламентских выборах. В 2010 г. Союз-ПРО получил статус общенациональной партии. Через 5 лет альянс объединился с социал-демократами из Гражданского Радикального Союза (Uniòn Cìvica Radical, UCR) и левоориентированной Гражданской коалиции (Coaliciòn Cìvica, CC) в составе коалиции «Изменимся» (Cambiemos), с которой он и выиграл президентские выборы.
Политическая карьера Макри не ограничивалась участием в партийной и коалиционной деятельности. Еще в 2003 г. он выдвигался в качестве кандидата на должность мэра Буэнос-Айрес, уступив всего 2% голосов киршнеристам. В 2005 г. удача улыбнулась Макри – он прошел в законодательное собрание аргентинской столицы. Через 4 года после первой неудачи на выборах мэра Макри занял этот пост и впоследствии был переизбран на второй срок.
В ходе президентской кампании 2015 г. основными обещаниями Маурисио Макри в ходе предвыборной кампании и первых дней на посту были борьба с бедностью и распространение социальной защиты, прекращение наркотрафика, победа над коррупцией, расширение и инклюзивность образования, повышение престижа работников учебных заведений, создание рабочих мест и привлечение инвестиций в экономику.
После вступления в должность 10 декабря 2015 г., Маурисио Макри инициировал министерскую реформу и поставил членов своей команды на ключевых постах правительства. Была преобразована структура министерства экономики: вместо одного суперминистерства появилось семь профильных. Также изменения коснулись министерства федерального планирования, инфраструктуры и услуг: были образованы три профильных - энергетики, транспорта и коммуникаций. К ним примкнуло отдельное ведомство, занимающееся реализацией проекта по развитию инфраструктуры севера Аргентины – «Плана Бельграно».
В середине декабря правительство Макри произвело девальвацию аргентинского песо с целью оживления слабой экономики. Делая данный шаг, президент стремился к созданию условий для роста экономики, что позволит бороться с бедностью. Девальвация, наряду со снижением экспортных пошлин, также была благоприятна для крупных фермеров.
Во внешней политике Маурисио Макри перестроил взаимоотношения с США, Европой и Японией, модифицировал связи как в субрегионе Южный конус, так и в Латинской Америке в целом: на саммите Меркосур в декабре 2015г. призвал к освобождению политических заключенных в Венесуэле, включил Фолкленды (они же Мальвины) в повестку дня, что интенсифицировало диалог с Великобританией. Аргентина, являющаяся одной из ключевых и влиятельных стран на континенте, в последние 30 лет прошла два крупных периода во внешнеполитическом плане. В 1990-ых страна была в струе концепции периферийного развития, которое предполагало зависимость от США. Во время правления Киршнеров страна переключилась на мультиреализм, предполагавший разносторонние связи и активное участие в международных организациях. С этого момента Аргентина прочно вошла в Меркосур, где соперничает с Бразилией за звание ключевого игрока на континенте. Отношения с Бразилией в целом носят противоречивый характер: с одной стороны, страны заинтересованы в тесном сотрудничестве в рамках Меркосур, с другой – стремятся упрочить собственное положение и выйти вперед. Киршнер выступал за создание Межамериканской зоны свободной торговли, а его супруга отметилась участием в Форталезском форуме, проводившемся БРИКС. В этот период Индия, Китай, арабские страны (включая Иран) попали в орбиту внешнеполитического интереса Аргентины. Маурисио Макри, на данный момент, стремится сохранить то, что уже было накоплено до него во внешних связях, и, более того, повернуться в сторону Европейского союза, связи с которым были нарушены политикой Кристины Фернандес.
Впервые за 20 лет Аргентину посетил президент США. Маурисио Макри и Барак Обама обсудили сближение двух стран после заморозки отношений в киршнеристкий период.
В экономической сфере произошел подъем акций. Некоторый прогресс в экономике стал возможен благодаря присутствию в команде Макри директоров фирм и бизнес-консультантов, до этого не принимавших участия в большой политике.
Были сняты налоги с деревни: пшеница, соя, маис и мясо были освобождены от налогового обложения, регионы и горняки также приостановили выплаты налогов.
Была поднята ставка доллара и унифицирован обменный курс, что привело к девальвации аргентинского песо на 42%. Доллар подскочил до 16 песо, затем стабилизировался на цифре 14,2 песо. При этом педалировался следующий тезис: если бы победу на выборах одержал киршнерист Сциоли, было бы хуже. Наблюдался рост цен на электроэнергию и коммунальные услуги. Инфляция составила 25%, цены начали идти вверх с января 2016 г., в мае рост составлял 4%. Снижение развития промышленности составило 2,4%, строительство упало на 10,3% за первые четыре месяца и на 24,1% только в апреле.
Во внутренней политике сохраняется проблема взаимодействия новой власти с перонистами, занимающими посты как на общенациональном уровне, так и являющимися губернаторами некоторых провинций. В декабре 2015 г., сразу после своего избрания, Макри встретился с лидерами оппозиции, губернаторами и министрами. Последний раз президент Аргентины проводил подобную встречу 10 лет назад. Также президент Аргентины совершил поездку на экономический форум в Давосе. До Маурисио Макри за последние 13 лет только Эдуардо Дуальде в 2003 г. посещал это мероприятие. Что примечательно, совместно с лидером оппозиционного Frente Renovador Серхио Масса.
Многие влиятельные киршнеристы были подвергнуты судебному преследованию в связи с коррупционными скандалами, в числе обвиняемых и сама Кристина Фернандес и бывший министр экономики Аксель Кисилеф.
Однако внимание к социальному сектору было недостаточным: проект по возращению 15% НДС на базовые продукты питания для уязвимых секторов занял целый семестр. Провалена политика общественной безопасности, что требует повышения ее эффективности. В социальной сфере Маурисио Макри расширил пакет социальных мер: были увеличены пособия на ребенка, возмещен НДС для тех, кто получает низкую заработную плату, разработан план сохранения рабочих мест. Увеличена минимальная заработная плата на 33%, на 650% увеличено пособие по безработице. Макри призвал к легализации капиталов и приступил к оплате социальных издержек пенсионеров. С другой стороны, социальная сфера была придана в угоду экономической эффективности.
Подобные меры подстегнули протестную активность аргентинцев: в апреле в ходе акций протеста профсоюзы CGT и CTA выступили за отмену подоходного налога на прибыль, а также в защиту законопроекта, запрещающего увольнения в течение 180 дней и повышение тарифов. Профсоюзы выступили за мобилизацию как перонистов, так и левых Аргентины вообще.
В начале сентября Маурисио Макри заявил, что после 9 месяцев пора менять курс. В качестве приоритетных целей нового курса – борьба с наркотрафиком и диалог со всеми секторами экономики и общества, политической жизни.
Подводя итог, можно заметить, что в целом Маурисио Макри следует в фарватере намеченных в предвыборный период шагов по развитию Аргентины, сконцентрировав основные силы на экономических проблемах, порожденных провальным периодом президентства Кристины Фернандес де Киршнер. В ближайшие 6 месяцев Макри собирается пожинать то, что посеяли за первые девять. В приоритете – Аргентина без бедности, что подразумевает создание новых рабочих мест, обеспечение заботы и сопровождения для нуждающихся слоев населения. Стремление нового правительства решать также насущные социальные проблемы, в первую очередь, бороться с бедностью и преступностью, а также стремление активно участвовать в международной жизни и мировой политике позволяет говорить о качественно новом этапе в истории Аргентины. Работа с аграрным сектором и рабочими, которые составляли основной электорат перонистов, составляет важный фактор для сохранения позиций Макри на президентском кресле. Однако, учитывая в целом «левый» характер Латинской Америки, для успешной и продолжительной президентской карьеры Маурисио Макри необходимо привнести в свою политику элементы «левизны», в первую очередь – уделить особое внимание социальным и трудовым вопросам, меньше ориентироваться на Соединенные Штаты и больше сотрудничать со своими географическими соседями.
Ключевым для Варшавского саммита стала декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, в которой намечается углубление практического взаимодействия между двумя организациями. Тем самым де-факто закрепляется исключение России из системы европейской безопасности, строительство этой системы на блоковой основе и закрепление схемы «НАТО – буферные страны – Россия». Исключение России из системы европейской безопасности будет иметь большие долгосрочные последствия.
До сегодняшнего дня руководство Азербайджана было привержено прагматике. И февральский диалог Эрдогана и Алиева покажет, насколько оно готово сохранить этот курс. Пример Белоруссии с ее харизматическим лидером показывает, что неуступчивость Западу и России, умелое лавирование между разными центрами силы может иметь стратегическую выгоду. Даже если приходится выбирать между стратегическим союзником и стратегическим партнером.
Часть протекающих в экономике Европы перемен вызвана объективными причинами – технологическими прорывами и переменами на сырьевых рынках. Но другие напрямую связаны с субъективными факторами и непродуманными политическими решениями.
В силу выбора украинских элит и постоянной политической нестабильности на Украине с 2004 года российско-украинская взаимозависимость ослабляется. Россия сделала выбор в пользу вывода из-под влияния Украины своих жизненно важных интересов. В интересах обеих стран сделать так, чтобы распад взаимозависимости был постепенным и подготовленным.