Гор Алексанян
Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Отставка не была неожиданной - бывший глава кабинета был самым непопулярным политиком в стране. Тем самым Саргсян, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции. 
ПРЕМИУМ
9 апреля 2014 | 15:06

Мотивы отставки премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна

Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Тем самым он, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции. 

Сама по себе отставка не была неожиданной. Бывший глава кабинета, возглавлявший его с 2008 года, был самым непопулярным политиком в стране. Гражданам не нравилось, что Тигран Саркисян не раз радикально менял свои политические взгляды. До того, как стать премьером, он занимал должность главы Центрального банка и был известен своими прозападными настроениями. Саркисян связывал будущее Армении с евроинтеграцией и обосновывал бесперспективность присоединения Армении к Таможенному Союзу отсутствием общей границы Армении со странами-членами ТС. Однако на фоне изменения геополитической ситуации  премьер-министр впоследствии пересмотрел свои взгляды и стал сторонником противоположной точки зрения, публично высказываясь за необходимость присоединения Армении к ТС. Тем самым он разочаровал своих прежних сторонников.

Наибольшее недовольство вызывала его экономическая политика. Тигран Саркисян обещал, что мировой экономический кризис 2008-го года обойдет Армению. В итоге, Армения заняла второе после Украины место среди постсоветских стран по объему падения экономики. Кроме того, за 6 лет работы правительства Саркисяна не было осуществлено никаких экономических реформ. При этом, из года в год неуклонно росли темпы оттока населения из страны, а также уровень бедности и безработицы. Внешний долг Армении  удвоился. При этом сам премьер периодически фигурировал в финансовых скандалах, один из которых — «оффшорный скандал» — нанес непоправимый ущерб его репутации. 

Время отставки было выбрано не случайно. Сам Тигран Саркисян на своей странице в Фейсбуке пояснил, что он еще месяц назад обратился к президенту Сержу Саргсяну с просьбой об отставке, которая, однако, не была принята из-за ряда предстоящих важных государственных мероприятий. В свою очередь, президент заявил, что отставка премьер-министра действительно добровольная и не является следствием принуждения. Однако в этом случае информация такая просочилась бы в СМИ от источников, близких к правительству. Скорее всего решение об отставке было ситуативным, и исходило именно от президента Саргсяна. Президент рассчитывал таким образом не допустить объединения оппозиции. 

4 оппозиционные партии — "Процветающая Армения", "Армянский Национальный Конгресс", АРФ "Дашнакцутюн" и "Наследие" - активно консультировались на предмет совместной борьбы против правящей коалиции. К этим консультациям наблюдатели относились скептически -  на протяжении многих лет лидерам оппозиции не удавалось достигнуть компромисса во имя достижения общей цели. Однако в 2014 года оппозиция смогла объединиться вокруг требования отставки премьера. На 28 апреля планировалось заседание парламента, на котором предстояло обсуждение вопроса о вотуме недоверия правительству. Оппозиция предупреждала, что если не удастся добиться отставки правительства в стенах парламента, то борьба перейдет в фазу перманентных митингов с аналогичным требованием. В этом случае, отставка правительства стала бы неизбежной, поскольку объединенная оппозиция была готова стимулировать уличные протесты, которые могли собрать десятки тысяч митингующих. Расшатав позиции правящей коалиции и добившись отставки правительства, оппозиция стала бы требовать отставки президента Саргсяна. 

Серж Саргсян опередил оппозицию, отправив в отставку премьер-министра Саркисяна, у которого не было общественной поддержки. И теперь давление на самого президента кажется необоснованным. Из оппозиционной «четверки» две партии («Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения») не хотят идти на открытый конфликт с Саргсяном, а оставшимся двум партиям не под силу мобилизовать недовольство граждан и начать борьбу. Более того, если президент решит сделать премьер-министром спикера парламента Овика Абраамяна, состоящего в близком родстве с лидером самой крупной оппозиционной партии «Процветающая Армения», то последняя, по всей вероятности, пересмотрит свои политические планы относительно участия в оппозиционных коалициях. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 октября 2015 | 22:26

Дайджест внешней политики США за неделю (16-22 октября)

Прошедшие в Канаде парламентские выборы и победа на них Либеральной партии означает предстоящие изменения в американо-канадских отношениях: от решения одних проблем до возникновения противоречий - по другим. Бывший Госсекретарь США Киссинджер выразил свою точку зрения в отношении конфликта в Сирии и оптимальной, по его мнению, политики Вашингтона в отношении него: эксперт выдвигает непопулярное решение дилеммы о том, кого считать "меньшим злом" - Асада или ИГИЛ. Происходящие во внутриполитической жизни США события все более ощутимо чувствуют на себе влияние набирающей ход предвыборной гонки.

9 декабря 2015 | 19:04

Дайджест внешней политики России за неделю (30 ноября-7 декабря)

На прошедшей недели состоялись сразу несколько крупных международных саммитов. Первый из них прошел в Париже и помимо вопросов изменений климата в центре внимания оказались наиболее острые вопросы современной политики. Второй была встреча министров иностранных дел ОБСЕ в ходе которой состоялся ряд двусторонних встреч. Но всё же в центре внимания на этой неделе в самой России было послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором, согласно традиции, были сделаны важные заявления по вопросам внешней политики страны.

30 октября 2015 | 23:28

Дайджест внешней политики США за неделю (23–29 октября)

На прошедшей неделе Конгресс США наконец смог согласовать бюджет на предстоящие два года. Однако, отражая интересы республиканцев и демократов парламентариев и Белого дома, документ все же оставил недовольными тех, кто возмущен закрытым характером переговоров, и считает, что принятый бюджет не решает актуальных проблем страны. Также Госдепартамент и Пентагон рассказали о политике и тактике Вашингтона в отношении ситуации в Сирии, вызвав множество дополнительных вопросов и несогласия - как .внутри США, так и на Ближнем Востоке. Параллельно с этим, фондом "Наследие" был представлен доклад "Индекс военного потенциала США", в котором был сделан вывод о продолжающемся сокращении военной мощи страны на фоне увеличивающихся международных угроз.

9 сентября 2014 | 15:30

Американские аналитики о результатах саммита НАТО в Уэльсе

На этом этапе члены Альянса сплотились, только чтобы подать угрожающий сигнал. Когда же речь заходит о принятии конкретных шагов – каждый предпочитает действовать в одиночку с учетом собственных интересов. Это не означает, однако, что арсенал действий НАТО исчерпывается политическими демаршами. Развитие украинского кризиса может побудить организацию к более решительным действиям.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова