Орхан Гафарлы
После встречи в Сочи в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта могут произойти существенные изменения формата, в котором осуществляются переговоры. 
ПРЕМИУМ
19 августа 2014 | 20:21

Нагорно-Карабахский конфликт после саммита в Сочи

АНКАРА,ТУРЦИЯ. - Под председательством российского президента Владимира Путина 7-9 августа в Сочи состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна по вопросу урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Встреча проходила в атмосфере напряженности азербайджано-армянских отношений, которая в последние дни усилилась на фоне возросшего вдвое количества вооруженных столкновений на границе между двумя странами. Тем не менее, России удалось не только усадить двух лидеров за стол переговоров, но и достичь определенных успехов в процессе урегулирования конфликта в результате встречи.

В последние годы переговоры между конфликтующими сторонами осуществляются на основе Мадридских принципов, предусматривающих поэтапное разрешение конфликта. Однако до сегодняшнего момента эти переговоры не принесли существенных результатов. Причиной этому служат взаимные обвинения сторон в неконструктивности позиций друг друга. По мнению Баку, Ереван преследует политику поддержания статуса-кво, что должно привести к легитимации независимости Нагорного Карабаха. Исходя из этого, Азербайджан последовательно наращивает свой военный потенциал, что неизбежно приводит к росту напряженности между сторонами и увеличению риска возникновения нового вооруженного конфликта. Предотвратить его возможно только посредством запуска поэтапного процесса урегулирования, но для этого, по мнению Баку, необходимо, чтобы Ереван отказался от своего присутствия в семи районах вокруг Нагорного Карабаха. Только в этом случае азербайджанская сторона готова вести переговоры о статусе региона. Ереван, в свою очередь, утверждает, что его присутствие в этих районах необходимо для обеспечения безопасности в Нагорном Карабахе, воспринимая его как буферную зону и предмет торга в ходе переговоров о его статусе.

Несмотря на наличие у обеих сторон определенных рычагов давления друг на друга, переговорный процесс заходит в тупик, делая необходимым вмешательство стран-посредников, которые смогут стать гарантами мирного разрешения конфликта.

На настоящий момент две из трех стран-сопредседателей Минской группы – Франция (ЕС) и США – доказали свою неспособность играть эту роль. Только России в последние годы удается достичь сколь-нибудь позитивных результатов в этом процессе, однако европейские и американские коллеги предпочитают этого не замечать.

На фоне разворачивающихся событий в Украине сотрудничество России и Запада в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта становится практически невозможным. Так, последняя встреча лидеров Азербайджана и Армении в Сочи прошла под председательством России в условиях отказа двух других сопредседателей Минской группы участвовать в переговорах. Становится очевидным, что данный формат процесса урегулирования более не возможен. Однако неясным остается то, насколько сами конфликтующие стороны готовы к изменению этого формата.

Помимо России, роль посредников в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта могут также сыграть Иран и Турция.

Кроме того, следует отметить в этой связи Казахстан, который в последнее время демонстрирует объективный подход в отношении данного вопроса, что делает потенциальным посредником, способным оказать позитивное влияние в процессе урегулирования.

Очевидно, что наиболее актуальным вопросом после недавних Сочинских переговоров должно стать обсуждение новых возможных форматов урегулирования и их потенциальных участников. Эти форматы могут принять региональное или евразийское измерения, первое из которых предполагает совместное посредничество России, Турции и Ирана, а второе – России и Казахстана.

Представляется, что для Азербайджана и Армении более привлекательным является региональный формат с участием России и Ирана, при этом посредничество Турции крайне нежелательно для Еревана. Одновременно с этим, в рамках евразийского формата участие Казахстана для армянской стороны также неудобно. В данных условиях первый – региональный – вариант более выгоден для Армении, так как предполагает участие на его стороне двух государств-посредников (Россия и Иран), а на стороне Азербайджана – только одного (Турция).

Вместе с тем, важно учитывать, что внешняя политика Баку направлена на балансирование между интересами региональных держав, что может изменить соотношение сил.

Например, на отношения Азербайджана с Ираном могут существенно повлиять отношения Баку с Тель-Авивом.

После встречи в Сочи в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта могут произойти существенные изменения формата, в котором осуществляются переговоры. Деятельность Минской группы тормозит разрешение вопроса и способствует росту напряженности, а взаимодействие России и Запада по этой проблеме в ближайшей перспективе будет ограниченным.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

11 декабря 2014 | 17:59

Правительственный кризис в Сомали разрешился

Глубокие причины политического кризиса сводятся к тому, что некоторые кланы перестало устраивать существующее распределение должностей. Кроме того, в саму систему временных органов власти Сомали заложен механизм противопоставления главы государства и главы правительства.

30 марта 2015 | 20:28

Международные кредиторы в украинском политическом процессе

В последнее время международные финансовые институты и отдельные западные страны приобрели колоссальное влияние на украинскую внутриполитическую динамику. Тем самым, стирается тонкая грань между внутренней и внешней политикой, не понятно, кто остается субъектом управления, а кто – объектом. 

5 декабря 2014 | 15:57

Египет как опора Запада в стабилизации Ближнего Востока

Новое египетское руководство осознает первостепенность решения внутренних проблем и не выдвигает приоритетным направлением своей политики нормализацию отношений с Западом. Однако в современных реалиях последний осознает, что нужен ему стабильный Египет, пусть даже не до конца «демократичный» или лояльный.

2 февраля 2015 | 12:05

Иран: предсказуемая неудача ядерной сделки и отношения с Россией

Скептический прогноз по поводу невозможности заключения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе подтвердился – переговоры были продлены сначала с 20 июня до 24 ноября 2014 года, а затем и вовсе - до 2015 года с перспективой заключения соглашения до 1 июля. Очевидно, что проблемой стали не только - и не столько - разногласия по техническим деталям, а ряд политических факторов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова