Гор Алексанян
Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.
ПРЕМИУМ
16 мая 2014 | 22:59

Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана

Отношения Армении с Исламской Республикой Иран носят дружественный и нередко союзнический характер. Иран стал одним из первых государств, признавших независимость Армении после распада СССР в 1992 году. 

В своем роде армяно-иранские отношения гарантируют национальную безопасность Армении, которая находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Как показала «пятидневная война» 2008 года, транзитный путь в Россию через территорию Грузии ненадежен. На этом фоне общая граница Армении с Ираном всегда была открытой и никогда не создавала угроз.  

Опорной точкой и залогом успеха двухсторонних отношений является позиция Тегерана в карабахском конфликте. В начале 1990-х годов в разгар карабахской войны единственным выходом Армении во внешний мир был полуразрушенный мост через приграничную с ИРИ реку (граница с Грузией оставалась закрытой из-за войны в Абхазии). Этот наземный путь, часто называемый «дорогой жизни», сыграл важную роль в исходе карабахской войны. По сути, Иран отказался поддержать блокаду Армении со стороны Турции и Азербайджана, пойдя на значительное ухудшение отношений с ними. 

Несмотря на давление иранской общественности, особенно значительной азербайджанской диаспоры в Иране, руководство страны заняло нейтральную позицию и стремилось стать посредником в урегулировании карабахского конфликта. Иран не оставлял попыток найти способ разрешения конфликта вплоть до 1997 года, когда была сформирована Минская группа ОБСЕ, которая стала основным механизмом урегулирования противоречий между Арменией и Азербайджаном.

В настоящее время Иран выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Однако в Армении полагают, что, несмотря на поддержку Ираном территориальной целостности Азербайджана на голосованиях в ООН, Тегеран негласно на стороне Еревана в карабахском конфликте из-за территориальных претензий Баку к Ирану в отношении так называемого «южного Азербайджана».

Иран – единственная из соседних стран, с которой у Армении нет гласных или негласных противоречий. Первым толчком для налаживания экономических связей между странами стало открытие автомобильного моста через приграничную реку Аракс в 1996 году. Рубежным событием стало открытие газопровода Иран-Армения в марте 2007 года. Значительно укрепила торгово-экономические связи серия совместных энергетических проектов, таких как строительство третьей высоковольтной линии электропередач Иран-Армения и Мегринской ГЭС на реке Аракс. 

Поставки энергоресурсов в Армению и связанные с ними стратегические преимущества в армянской политике стали полем конкуренции между Ираном и Россией. В 2008 году Иран, взамен на подачу электроэнергии, начал поставки природного газа в Армению. Эти поставки не вышли за рамки бартерной схемы обмена из-за дороговизны иранского газа и монополии российских интересов в экономике Армении. Впоследствии эта ситуация была закреплена российско-армянской договоренностью. В ходе визита президента России Владимира Путина в Армению в декабре 2013 года, было достигнуто соглашение, по которому в обмен на скидку на газ и в счет накопленного долга «Газпром» стал единственным собственником армянской газотранспортной системы. Армения также обязалась поставлять альтернативный газ только через принадлежащую «Газпрому» инфраструктуру. И хотя посол ИРИ в Армении Мухаммад Реиси неоднократно уверял, что Иран способен обеспечить поставки газа в Армению по ценам ниже российских, Тегеран не смог подтвердить своих намерений делом. Очевидно, что Россия будет стремиться сохранить свою энергетическую монополию и препятствовать увеличению поставок иранского газа в Армению. Однако в перспективе не исключены совместные российско-иранские инициативы по поставкам иранского газа и нефти в Европу с использованием российской трубопроводной сети через Армению или Азербайджан.

Главным инфраструктурным проектом в регионе остается соединение железнодорожных путей Армении и Ирана. Для строительства нового полотна требуется 1,8 млрд. долларов, из которых 1,4 млрд. долларов готов предоставить Иран, а оставшуюся часть средств - Китай и Азиатский Банк Развития. Одним из двигателей проекта являются также «Российские железные дороги», которые владеют армянской железнодорожной сетью. Возобновление транскавказского сообщения и выход в Иран входит в число главных приоритетов российской компании. Реализации проекта мешают международные санкции против Ирана и отсутствие прогресса в возобновлении ж/д перевозок через территорию Абхазии. 

Несмотря на отсутствие ж/д сообщения и финансовые санкции, товарооборот между Ираном и Арменией растет с каждым годом. В 2013 году он перешел рубеж в 380 млн. долл. 90% из этого объёма приходится на иранский экспорт в Армению. 

Исторически сложившиеся культурные отношения между двумя странами процветают. В Иране действуют около 40 армянских церквей; реставрация армянских христианских храмов и памятников осуществляется за счет государственного бюджета мусульманского Ирана. Тем самым Тегеран признает существование армянского культурного наследия на своей территории. 

В Иране проживает примерно 150 тыс. армян, которые интегрированы в социально-общественную жизнь страны и не испытывают притеснений со стороны мусульман. В Армении, в свою очередь, проживают 20 тыс. иранцев. Многие граждане Ирана приезжают в Ереван, чтобы посетить Голубую мечеть и отпраздновать Новруз в Армении. В Ереване проходят концерты запрещенных в Иране музыкантов, которые собирают аншлаги.

Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении. Препятствием на пути обоих являются внерегиональные факторы – экономические санкции против Ирана и российско-грузинские разногласия по вопросу о транскавказской железной дороге. Указанные проекты являются стратегическими целями российской политики в регионе до 2020 года.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

20 января 2017 | 11:04

Презентация доклада о профессиональном профиле Дональда Трампа в Валдайском клубе

18 января на дискуссионной площадке клуба «Валдай» состоялась экспертная дискуссия «Дональд Трамп: профессиональный профиль нового президента США», в рамках которой прошла презентация одноимённого Валдайского доклада.

18 ноября 2016 | 19:17

Дайджест внешней политики США (11 – 17 октября)

Всю прошедшую неделю США восстанавливались после президентских выборов, взбудораживших американскую политическую систему. Победа Дональда Трампа изменила атмосферу европейского турне Барака Обамы, которое превратилось в экстренное совещание по спасению демократии. Действующему американскому лидеру осталось два месяца на завершение запланированных дел.

1 октября 2014 | 16:16

Результаты международной контртеррористической операции в Сирии

Расширенная с Ирака на Сирию контреррористическая кампания США на сегодня имеет лишь имиджевый эффект. При этом разрозненная и слабая сирийская оппозиция, которая должна была стать надежной и лояльной опорой выступающих за свержение Асада «Друзей Сирии», продолжая слабеть, частично оборачивается против своих спонсоров. Более того, очевидно, что борьба с ИГ и восстановление безопасности в стране является непременным условием для урегулирования политического кризиса. Однако в сегодняшних условиях сложно представить, какой-либо успешный исход этого урегулирования с учетом того, что непосредственно вовлеченные во внутрисирийский конфликт внешние силы не заинтересованы в политическом решении кризиса, так как преимущество – военное и политическое – явно на стороне Асада.

5 июня 2014 | 21:31

Президентские выборы в Сирии и интересы России

Визит российской делегации укрепил позиции официального Дамаска внутри страны накануне президентских выборов. Правительственным войскам постепенно удается перехватить инициативу в гражданской войне, однако они по-прежнему не контролируют значительную часть страны. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова