Гор Алексанян
Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.
ПРЕМИУМ
16 мая 2014 | 22:59

Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана

Отношения Армении с Исламской Республикой Иран носят дружественный и нередко союзнический характер. Иран стал одним из первых государств, признавших независимость Армении после распада СССР в 1992 году. 

В своем роде армяно-иранские отношения гарантируют национальную безопасность Армении, которая находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Как показала «пятидневная война» 2008 года, транзитный путь в Россию через территорию Грузии ненадежен. На этом фоне общая граница Армении с Ираном всегда была открытой и никогда не создавала угроз.  

Опорной точкой и залогом успеха двухсторонних отношений является позиция Тегерана в карабахском конфликте. В начале 1990-х годов в разгар карабахской войны единственным выходом Армении во внешний мир был полуразрушенный мост через приграничную с ИРИ реку (граница с Грузией оставалась закрытой из-за войны в Абхазии). Этот наземный путь, часто называемый «дорогой жизни», сыграл важную роль в исходе карабахской войны. По сути, Иран отказался поддержать блокаду Армении со стороны Турции и Азербайджана, пойдя на значительное ухудшение отношений с ними. 

Несмотря на давление иранской общественности, особенно значительной азербайджанской диаспоры в Иране, руководство страны заняло нейтральную позицию и стремилось стать посредником в урегулировании карабахского конфликта. Иран не оставлял попыток найти способ разрешения конфликта вплоть до 1997 года, когда была сформирована Минская группа ОБСЕ, которая стала основным механизмом урегулирования противоречий между Арменией и Азербайджаном.

В настоящее время Иран выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Однако в Армении полагают, что, несмотря на поддержку Ираном территориальной целостности Азербайджана на голосованиях в ООН, Тегеран негласно на стороне Еревана в карабахском конфликте из-за территориальных претензий Баку к Ирану в отношении так называемого «южного Азербайджана».

Иран – единственная из соседних стран, с которой у Армении нет гласных или негласных противоречий. Первым толчком для налаживания экономических связей между странами стало открытие автомобильного моста через приграничную реку Аракс в 1996 году. Рубежным событием стало открытие газопровода Иран-Армения в марте 2007 года. Значительно укрепила торгово-экономические связи серия совместных энергетических проектов, таких как строительство третьей высоковольтной линии электропередач Иран-Армения и Мегринской ГЭС на реке Аракс. 

Поставки энергоресурсов в Армению и связанные с ними стратегические преимущества в армянской политике стали полем конкуренции между Ираном и Россией. В 2008 году Иран, взамен на подачу электроэнергии, начал поставки природного газа в Армению. Эти поставки не вышли за рамки бартерной схемы обмена из-за дороговизны иранского газа и монополии российских интересов в экономике Армении. Впоследствии эта ситуация была закреплена российско-армянской договоренностью. В ходе визита президента России Владимира Путина в Армению в декабре 2013 года, было достигнуто соглашение, по которому в обмен на скидку на газ и в счет накопленного долга «Газпром» стал единственным собственником армянской газотранспортной системы. Армения также обязалась поставлять альтернативный газ только через принадлежащую «Газпрому» инфраструктуру. И хотя посол ИРИ в Армении Мухаммад Реиси неоднократно уверял, что Иран способен обеспечить поставки газа в Армению по ценам ниже российских, Тегеран не смог подтвердить своих намерений делом. Очевидно, что Россия будет стремиться сохранить свою энергетическую монополию и препятствовать увеличению поставок иранского газа в Армению. Однако в перспективе не исключены совместные российско-иранские инициативы по поставкам иранского газа и нефти в Европу с использованием российской трубопроводной сети через Армению или Азербайджан.

Главным инфраструктурным проектом в регионе остается соединение железнодорожных путей Армении и Ирана. Для строительства нового полотна требуется 1,8 млрд. долларов, из которых 1,4 млрд. долларов готов предоставить Иран, а оставшуюся часть средств - Китай и Азиатский Банк Развития. Одним из двигателей проекта являются также «Российские железные дороги», которые владеют армянской железнодорожной сетью. Возобновление транскавказского сообщения и выход в Иран входит в число главных приоритетов российской компании. Реализации проекта мешают международные санкции против Ирана и отсутствие прогресса в возобновлении ж/д перевозок через территорию Абхазии. 

Несмотря на отсутствие ж/д сообщения и финансовые санкции, товарооборот между Ираном и Арменией растет с каждым годом. В 2013 году он перешел рубеж в 380 млн. долл. 90% из этого объёма приходится на иранский экспорт в Армению. 

Исторически сложившиеся культурные отношения между двумя странами процветают. В Иране действуют около 40 армянских церквей; реставрация армянских христианских храмов и памятников осуществляется за счет государственного бюджета мусульманского Ирана. Тем самым Тегеран признает существование армянского культурного наследия на своей территории. 

В Иране проживает примерно 150 тыс. армян, которые интегрированы в социально-общественную жизнь страны и не испытывают притеснений со стороны мусульман. В Армении, в свою очередь, проживают 20 тыс. иранцев. Многие граждане Ирана приезжают в Ереван, чтобы посетить Голубую мечеть и отпраздновать Новруз в Армении. В Ереване проходят концерты запрещенных в Иране музыкантов, которые собирают аншлаги.

Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении. Препятствием на пути обоих являются внерегиональные факторы – экономические санкции против Ирана и российско-грузинские разногласия по вопросу о транскавказской железной дороге. Указанные проекты являются стратегическими целями российской политики в регионе до 2020 года.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

1 апреля 2014 | 17:16

Шансы изоляционистов на президентских выборах США в 2016 году

К президентским выборам 2016 года изоляционизм может стать одной из главных идей в Америке. Обе партии учитывают изоляционистские настроения в обществе при выборе своего кандидата в президенты.

25 сентября 2015 | 23:00

Дайджест внешней политики США за неделю (18 - 24 сентября)

Пока Белый дом находится в ожидании встреч высшего руководства США с китайским и индийским лидерами, последние увлечены развитием контактов с американскими бизнес-кругами. На фоне этого в Вашнгтоне состоялся визит Папы Римского, чья речь в Конгрессе была неоднозначно встречена законодателями США. Параллельно с этим остается нерешенной проблема утверждения бюджета на предстоящий год, и Пентагон начал готовиться к реализации экстренного сценария.

20 октября 2015 | 12:44

Как спасать Приднестровье? Экономическая блокада республики и российские интересы

Приднестровье является не просто региональным оплотом РФ — там живут сотни тысяч российских граждан. По сути, непризнанная республика стала тем самым слабым местом России, на которое могут давить ее недоброжелатели. Не только для того, чтобы вытеснить ее из северо-западного Причерноморья и нанести Кремлю имиджевый или экономический ущерб, но также для того, чтобы вынудить Россию на ответные агрессивные шаги. Москве необходимо спасать Приднестровье, но пока непонятно, как это сделать.

8 октября 2014 | 03:14

Последствия контртеррористической операции для режима Асада

На сегодня Асад в глазах Запада и большинства сирийцев предстает единственно возможной опорой для процесса разрешения сирийского кризиса и восстановления страны. Однако Саудовская Аравия и Катар едва ли смогут смириться с таким сценарием развития событий: поводов и причин для прекращения их поддержки оппозиции в борьбе с Асадом на данный момент не имеется, что также препятствует урегулированию.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова