КИЕВ, УКРАИНА. - Находясь в тени долгое время, несистемные силы на Западе и Востоке Украины смогли громко о себе заявить в условиях кризиса. Старая власть оказалась дискредитирована, новая - плохо контролирует ситуацию, хотя именно она сделала ставку на анонимное насилие. Так Майдан стал окном возможностей для маргинальных движений, которые в условиях разочарования в политиках и слабости власти могут все больше влиять на процессы в государстве.
После развала «Оранжевой коалиции» образца 2004 года, в большой политике Украины осталось два главных игрока: Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Поражение Тимошенко на президентских выборах 2010 года было фатальным - даже вернувшись в политику Юлия Тимошенко стратегически ослаблена. Как и Янукович, Тимошенко – политик вчерашнего дня, который многим дискредитирован. Ни Янукович, ни Тимошенко не могут победить своих конкурентов, которых называют «новыми» в высшей лиге: для Януковича это глава партии «Удар» Владимир Кличко, для Тимошенко это олигарх и экс-министр Петр Порошенко. В старых политиках общество разочаровано, новых воспринимает скептично. На этом фоне все более популярными становятся ранее неизвестные группы с радикальными лозунгами и простыми решениями сложных проблем.
ЗАПАД
Организации патриотического воспитания молодежи давно существуют на западе Украины. Первые из них возникли в конце ХIX – начале XX века. В годы независимости страны с начала 1990-х они начали активно работать и привлекать молодежь. Такие организации поддерживались украинскими политиками – так президент Виктор Ющенко помогал украинской скаутской организации «Пласт», созданной еще в 1910-х годах. Многие националистические движения имели свои «молодежные общества», которые были разобщены.
Протест на Евромайдане начали гражданские активисты и студенты, среди которых были и националисты по убеждениям. Однако националистические организации, чей костяк состоял из молодых граждан до 30 лет, присоединились к протесту только после трансформации Евромайдана в Майдан для борьбы с режимом Виктора Януковича. После очередного обострения противостояния именно эти организации решили объединиться и создать «Правый Сектор».
Создание этой коалиции отвечало запросу протестующих на боевую организацию оппозиции для противостояния с милицией и «Беркутом». «Правый Сектор» был необходим разочарованному в переговорах Майдану, с которым не желала считаться власть, и который не доверял оппозиционным лидерам – Арсению Яценюку, Владимиру Кличко и Олегу Тягнибоку. После победы Майдана и бегства Виктора Януковича, уровень напряжения в столице упал и «Правый Сектор» потерял поддержку среди массы митингующих горожан. Личный рейтинг руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша сейчас держится на уровне 5%.
В этих условиях Ярош принял решение о создании политической партии «Правый Сектор», стремясь легитимировать себя в большой политике Украины. Членам боевой организации предложили принять правила игры – войти в Национальную гвардию или присоединиться к вновь создаваемым областным отрядам самообороны. Мелкие организации националистов опять оказались разобщены. Те, кто не пожелал легализоваться, оказались под давлением – отряды «Правого сектора» были выдворены из зданий в центре Киева, а наиболее одиозный активист организации Александр Музычко был убит властями при попытке задержания.
Радикальное боевое крыло Майдана стремится приспособиться к новым правилам политической конкуренции, в которых услуги радикалов находят спрос. Насилие, которое применяют боевые организации Майдана, носит анонимный характер – это удобно для властей, которые используют «Правый сектор» в своих интересах. Дмитрий Ярош с группой сторонников вернулся в Днепропетровскую область, где нашел стратегического союзника и спонсора в лице губернатора региона олигарха Игоря Коломойского. Совместно Ярош и Коломойский разрабатывают планы по противодействию вооруженному протесту против новых властей на Востоке.
ВОСТОК
На фоне дестабилизации государства несистемные элементы смогли увеличить свое влияние и на Востоке Украины. В некотором роде аналогом националистических организаций можно считать прежде маргинальные про-российские движения. До падения режима Януковича эти движения не могли противостоять «Партии регионов» даже на региональном уровне и нередко подвергались давлению. Однако свержение избранной при поддержке Востоке власти в Киеве и приход в правительство радикальных оппозиционеров с Запада привел к взрывному росту влияния прежде маргинальных идей и групп.
Во вновь созданные про-российские боевые организации вошли полукриминальные формирования – шахтеры нелегальных шахт, воины-афганцы, сотрудники охранных предприятий, казаки, отставные военные. Они имеют некоторую военную подготовку, многие в мирное время работали в милиции и охранных фирмах. Поскольку влияние патримониальных связей велико на Востоке Украины, не исключено, что часть активистов имеет связи с региональными политиками и бизнесменами.
Несистемные силы, как на Востоке так и на Западе Украины, смогли активизироваться благодаря деморализованной милиции и ослабленным государственным структурам, которые могли раньше пресекать их деятельность. Пытаясь компенсировать слабость правоохранительных органов, Киев создает на Востоке полулегальные формирования с неопределенным юридическим статусом для борьбы с вооруженными группами. Это только ухудшает ситуацию и углубляет кризис государства - в глазах гражданского населения эти группы лишены легитимности. На Востоке это происходит параллельно с ростом протестной активности граждан, которые не доверяют властям и препятствуют попыткам Киева и связанных с ним групп подавить активность местных боевых организаций.
Для Киева выходом из ситуации на Востоке может стать начало политического диалога с лидерами протеста с перспективой включения их в большую политику. Создание новой политической партии Донбасса и ее участие в ближайших парламентских выборах позволило бы решить проблему «неуслышанного Донбасса», который разочарован в своих предыдущих делегатах во власть – «Партии регионов».
На прошедшей неделе одним из центральных событий внешней политики США стал визит Президента США на Кубу, который символизировал историческую нормализацию американо-кубинских отношений, однако не снял целый ряд традиционных спорных вопросов между Вашингтоном и Гаваной. Теракты в Брюсселе вновь стимулировали дебаты касательно мер безопасности во избежание подобных событий в США, но прийти к консенсусу касательно политики в отношении американских мусульман по-прежнему не удается. Подписанное соглашение об усилении сотрудничества в сфере обороны между США и Филиппинами вызвало ожидаемо острую реакцию со стороны Китая.
Арест сотрудника американского посольства в Турции привел к остановке выдачи неиммиграционных виз турецким гражданам. Белый дом продемонстрировал неожиданную преемственность внешней политики и выполнил заключенную предыдущей администрацией «сделку из пяти пунктов» с Суданом. США остановили членство в ЮНЕСКО, объяснив свое решение нежеланием погашать накопившуюся задолженность перед организацией, решения которой не отвечают национальным интересам.
Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.
24 октября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью интернет-изданию ПОЛИТКОМ.RU. В ходе беседы были рассмотрены проблемы российско-американских противоречий, перспективы развития сирийского конфликта, а также различные вопросы современных международных отношений.