Оборонный бюджет США на 2015 фискальный год отвечает новой военной стратегии США, обозначенной в четырехлетнем Обзоре оборонной политики 2014 года. Перемены значительны по масштабу и позволяют говорить о начале нового пост-афганского периода во внешней политике США.
Основные приоритеты оборонной стратегии
В отличие от предыдущего Обзора 2010 года, в котором основной акцент делался на глобальное проецирование военной силы США, в данном документе внимание уделено наращиванию способности страны предупреждать потенциальные угрозы и производить быстрое развертывание группировки. Данной логике соответствует и заявление Чака Хейгла о необходимости достижения баланса между готовностью (способность быстрого развертывания), возможностями (уровень модернизации) и мощностью (численность армии) вооруженных сил. По его словам, долгий период участия США в боевых действиях привел к смещению приоритета в сторону последнего параметра, и сегодня необходимо посредством его сокращения высвободить средства для наращивания первых двух компонентов.
С точки зрения региональных приоритетов, военная стратегия 2014 соответствует внешней политике Барака Обамы по смещению вектора в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, который, по словам Хейгла, играет все более важную роль с точки зрения американских экономических и политических интересов. Здесь основной угрозой стабильности Пентагон считает ядерную программу КНДР и активную модернизацию вооруженных сил КНР в условиях недостаточности информации со стороны китайского руководства.
Наряду с Восточной Азией по-прежнему высокое место в числе приоритетов США занимают страны Персидского Залива, где уровень американского военного присутствия останется без изменения. Отдельно отмечена необходимость усиления сотрудничества с Россией не только в контексте поддержания региональной европейской безопасности, но и в деле решения проблем, связанных с Сирией, Ираном и Афганистаном.
Определенным нововведением стал акцент на кибербезопасность. Согласно Пентагону, именно в этой области наиболее высока возможность возникновения угроз для американского лидерства.
Сокращение оборонного бюджета 2015
В целом бюджет Пентагона на 2015 год составит 496 млрд. долл. США, что совпадает по сумме с 2014 годом. Это соответствует ограничениям, наложенным Конгрессом в Законе о сбалансированном бюджете (Budget Control Act 2011), согласно которому, к 2021 году планируется сократить оборонные расходы на 454 млрд. долл. США. В основе вынужденных сокращений военных расходов лежит принцип замены глобального присутствия США на готовность к быстрому развертыванию. Планируется модернизация военно-воздушных сил США в пользу более многофункциональных самолетов, при сокращении числа одноцелевых. Так, будет прекращено финансирование программы А-10 «Тандерболт» (бронированный одноместный штурмовик, широко применяемый в Афганистане и Ираке) и высотного самолета-разведчика U-2 в пользу БПЛА RQ-4 Global Hawk. Не менее важной остается роль военно-морского флота, который на время лишится 11 кораблей (из 283) – они будут изъяты для модернизации с целью продления их срока службы.
Наиболее радикальные сокращения коснутся сухопутных войск США. К 2019 году запланировано снизить их численность с текущих 522 тысяч до 440-450 тысяч человек - беспрецедентно низкого уровня за последние 75 лет. При этом численность резерва останется практически без изменения. Кроме этого, запланировано незначительное (5 %) сокращение национальной гвардии. Корпус морской пехоты составит 182 тысячи человек (вместо 202 тысяч), однако дополнительные силы (900 человек) будут выделены для охраны американских посольств. Увеличен будет состав сил для участия в специальных операциях, что, по мнению минобороны, необходимо для отражения ассиметричных угроз и обеспечения кибербезопасности.
По оценкам Пентагона, данный бюджет позволит обеспечить внешнеполитические интересы страны, которые после завершения длительного периода войн с участием США требуют не столько многочисленных, сколько более мобильных и современных вооруженных сил.
Прошедшие 2-3 сентября во Владивостоке переговоры Владимира Путина и Синдзо Абэ в рамках ВЭФ отличались открытой и доверительной атмосферой. Риторика российского и японского лидеров позволяют утверждать, что работа по подготовке мирного договора идёт в Москве и Токио полным ходом. Обе стороны не хотят упускать благоприятный момент, чтобы решить вопрос, тормозящий развитие отношений между странами многие десятилетия.
На 10 июля в Абхазии был запланирован референдум по вопросу о доверии президенту. Если бы большинство высказалось за досрочные выборы, то в республике стартовала бы внеочередная избирательная кампания. В случае же поддержки действующего руководителя он продолжил бы исполнять свои полномочия, фактически получив дополнительную легитимность.
В Ливии происходит процесс передела власти между конкурирующими шейхами племен, амбиции которых эффективно сдерживались до 2011 г. полковником Каддафи. Каждый из двух сформировавшихся на сегодняшний момент лагерей не обладает значительным преимуществом над соперником и не представляет внутренне цельной структуры. Что в таких условиях надеется решить Международная конференция в Мадриде – не совсем ясно.
Протокольная встреча глав внешнеполитических ведомств государств - членов клуба G7 отметилась резкими антироссийскими высказываниями министра иностранных дел Германии Хайко Мааса. В Берлине Ангела Меркель и Эммануэль Макрон не смогли форсировать подготовку реформы ЕС, в основном оставшись на своих позициях по ряду спорных аспектов планируемых преобразований. Ясность в реформировании Евросоюза должна появиться не ранее июня.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.