Военно-политическая ситуация в Ираке остается напряженной. Исламское государство, провозглашенное в конце июня 2014 года исламистской группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), занялось установлением своей власти на подчиненных территориях. Активно вводятся законы шариата, основными жертвами которого становятся христианские меньшинства.
Исламисты опираются на поддержку некоторых шейхов суннитских племен.
Южные иракские провинции и Курдская автономия остаются вне влияния ИГИЛ. Между тем, в Багдаде стали заметны определенные успехи в разрешении кризиса власти в Ираке.
Избранный в апреле парламент сумел определиться с кандидатурой на пост спикера Совета представителей (парламент Ирака) только 15 июля. Им стал суннит Салим аль-Джируби. 24 июля парламент утвердил курда Фуада Масума на пост президента Ирака. Последний должен в ближайшее время назначить премьер-министра, первое лицо государства в иракской парламентской республике. До сих пор эти обязанности исполняет шиит Нури аль-Малики, находящийся под напором критики со стороны суннитских, курдских политиков и даже некоторых шиитских политических деятелей и духовных лиц. Согласно «джентельменскому соглашению» между тремя основными этно-конфессиональными группами Ирака – суннитами, шиитами и курдами, пост главы правительства занимает представитель шиитской общины, спикером парламента является суннит, а президентом – курд.
Утверждение Советом представителей президента страны можно считать значимым событием, несмотря на то, что в парламентской республике президент исполняет преимущественно представительские функции.
Именно предшественник Масума на посту президента – курд Джаляль Талабани – с 2005 года удерживал Ирак от раскола.
Выступая в качестве посредника между шиитами, суннитами и курдами, он не раз усаживал противодействующие стороны за стол переговоров и сдерживал стремление властей Курдской автономии в Эрбиле к независимости.
Новый иракский президент Фуад Масум вслед за Талабани представляет Патриотический союз Курдистана (ПСК), одну из трех основных курдских партий. ПСК отличается приверженностью идее федеративного, но единого Ирака. Утверждению кандидатуры Масума предшествовали длительные переговоры между различными политическими группами курдов.
В отличие от ПСК, Курдская демократическая партия (КДП) под руководством президента Иракского Курдистана Масуда Барзани, последовательно выступает за создание независимого курдского государства.
Воспользовавшись обострением военно-политической ситуации в стране и слабостью Багдада в борьбе с ИГИЛ, иракский Курдистан расширил территорию под своим контролем на 40%.
В начале июля Барзани объявил о намерении провести референдум о независимости региона. Примечательно, что после негативной реакции на это заявление со стороны региональных и мировых лидеров, решимость курдского президента заметно угасла. Единственное мнение в поддержку стремления иракских курдов к самоопределению было высказано турецкой правящей партией «Справедливости и развития». Это следует рассматривать исключительно в рамках предвыборной президентской кампании нынешнего премьер-министра Турции Рэджепа Тайипа Эрдогана, пытающегося расширить свою электоральную базу за счет голосов турецких курдов.
Третья курдская партия – Горран – придерживается средней между ПСК и ДПК позиции по вопросу о статусе региона. Она выступают за отделение автономии от Ирака, однако только при условии сохранения независимости курдского государства от Турции, экономические и политические связи с которой активно развиваются в последние годы.
Кандидатура Фуада Масума явилась компромиссом между соперничающими курдскими блоками. Следует ожидать от нового президента продолжения курса Талабани на посредничество между различными силами Ирака во имя сохранения целостности страны. Его фигура оптимальна также для вовлеченных во внутри-иракский конфликт США, Ирана и Саудовской Аравии. Не будет против и Турция.
Анкара играет на противоречиях Багдада и Эрбиля, но заинтересована в стабильности своих восточных границ и не стремится к распаду Ирака.
Ключевым вопросом для Багдада остается кандидатура на пост премьер-министра. Аль-Малики, поддерживаемый Вашингтоном и Тегераном, не намерен уходить. Между тем, основные политические и духовные лица Ирака призывают его к отставке, обвиняя в связях с Ираном и неспособности справится с военно-политическим кризисом. В интересах иракского единства фигура аль-Малики должна быть заменена на более компромиссную. Однако очевидно, что вопрос будет улажен в результате закулисных переговоров между основными иракскими кланами, инклюзивность и результативность которых должен обеспечить новый президент.
Схема 1. Территории под контролем "Исламского государства Ирака и Леванта"
Главными темами двухдневного американо-японского саммита стали координация позиций в преддверие переговоров с КНДР и решение противоречий в области торговли. Отсутствие Дональда Трампа на «Саммите Америк» позволило избежать неловкости при общении с лидерами региона, но ослабило позиции американской делегации. Противоречия по вопросу отношений с Россией, проявившиеся во время подготовки ответа на химатаку в Сирии, продолжились на этой неделе.
После окончания предвыборной гонки немецкое экспертное сообщество принялось обсуждать: как АдГ удалось стать третьей по популярности партией? Прошедшие в парламент партии придумывают новые способы усложнить жизнь депутатам АдГ, параллельно договариваясь о конфигурации нового правительства. На фоне «разбора полетов» известие об избрании Герхарда Шрёдера председателем совета директоров «Роснефти» было истолковано едва ли не как предательство национальных интересов.
Диалог Москвы и Эр-Рияда никогда не отличался особой теплотой и взаимным доверием. Однако состоявшаяся недавно встреча представителей правительства Королевства Саудовская Аравия с российскими коллегами и президентом Владимиром Путиным завершилась относительным успехом. Она проходила в сложный для обеих стран момент, и какого-либо прорыва в двусторонних отношений пока ждать не стоит.
Споры в экспертном сообществе США ведутся в отношении допустимой степени давления на Москву. Тем не менее, никто не подвергает сомнению ряд утверждений, положенных в основу санкционной политики в отношении России.