20 сентября 2014 | 00:05 Татьяна Тюкаева

Мотивы стратегии Египта в отношении послевоенной Ливии

Как и ожидалось, на Международной конференции по вопросу стабильности и развития Ливии, состоявшейся 17 сентября в Мадриде, никаких сколь-либо значимых для реального восстановления страны решений принято не было. По итогам встречи ее европейские и северо-африканские участники пришли к выводу о том, что «не существует военного решения нынешнего ливийского кризиса».

Внутриливийский конфликт продолжает набирать обороты: с начала августа в стране функционирует два парламента – в лице избранной в ходе парламентских выборов Палаты Представителей и формально распущенного ею Всеобщего национального конгресса (ВНК) – и два правительства – в Тобруке и Триполи соответственно. При этом все силы, связанные с ВНК, объявлены Палатой террористами: с ними ведется борьба, не приносящая заметных результатов.

В ходе конференции присутствовавший представитель Тобрукского правительства, министр иностранных дел Ливии Мухамед Абдельазиз, заявил:

«Мы убеждены, что борьба с терроризмом должна вестись не только посредством ударов по позициям соответствующих группировок с воздуха».

В августе, после начала военно-воздушной контр-террористической операции США в Ираке, Палата выступила с призывом к международному сообществу предпринять аналогичные меры в Ливии. Не дождавшись однозначного, хотя и вполне очевидного, отказа со стороны западных партнеров, Тобрук начал искать союзников для борьбы с силами ВНК, представленными в основном исламистами во главе с «братьями-мусульманами».  Обвиняя Турцию, Катар, а также Судан, в пособничестве нелегально функционирующему в Триполи парламента, ливийское руководство в Тобруке обратилось за помощью к Египту и монархиям Залива, в последний год активно ведущим войну против «братьев». В частности, сообщается о нанесении египетской и эмиратской авиацией ударов по позициям исламистов.

Главным союзником Тобрука в этом вопросе, несомненно, становится Каир, кровно заинтересованный в стабилизации своей западной границы. Еще в июне генерал Халифа Хафтар, главная военная опора Палаты Представителей, призвал египетское руководство «предпринять все необходимые военные меры на ливийской территории для восстановления порядка». А 4 сентября между Тобруком и Каиром было заключено Соглашение о военном и стратегическом сотрудничестве сроком на 5 лет, предполагающее масштабное взаимодействие сторон в обеспечении безопасности, а также содержащее пункт о том, что «любая прямая или косвенная угроза или вооруженная агрессия против одной из договаривающихся сторон будет восприниматься как угроза или агрессия и против другой».

Несмотря на всю кажущуюся серьезность документа, по мнению профессора британского Университета Эксетера Омара Ашура, «соглашение всего лишь закрепило юридически то, что уже и так происходит фактически». Еще в июле Амр Мусса, приближенная фигура к президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси, говорил о необходимости вмешаться в ливийский конфликт в качестве реализации «права на самозащиту», однако других сообщений о египетском военном участии в Ливии не было. В своем недавнем интервью нынешний министр иностранных дел Египта Самех Шукри не подтвердил, но и не опроверг факт вовлеченности ВС страны в ливийские столкновения.

Логично предположить, что представители военной элиты Хафтар и Сиси, разделяющие общее стремление борьбы с исламистами и восстановления внутригосударственной безопасности, действительно осуществляют военное сотрудничество, которое не афишируется, по всей видимости, с целью не провоцировать египетских исламистов. Каир действительно заинтересован в стабилизации границы с Ливией, так как расшатанный экономически и политически Египет – главная цель ливийских исламистов, связанных с «братьями-мусульманами» - группировкой, борьба с которой для Сиси сегодня является определяющей.

Встает также вопрос о масштабах участия Египта в столкновениях на ливийской территории. Помимо западных границ исламистская угроза для Каира исходит также и со стороны Синая. ИГИЛ, по мнению некоторых экспертов, также своей целью ставит Египет. Кроме того, перед Сиси сегодня стоит множество острых внутренних социально-экономических задач, решать которые гораздо более разумно, чем ввязываться в сложный ливийский конфликт с двоевластием и неэффективной борьбой двух правительств с разрозненными вооруженными группировками.

В целом, любое вмешательство в ливийский конфликт - в поддержку будь то Тобрукского или Триполитанского правительств - не будет способствовать стабилизации ситуации. Однако оно, так или иначе, происходит со стороны региональных сил в лице Турции, Катара, Саудовской Аравии и союзных монархий Залива, а также со стороны Египта. В отличие от остальных, участие Каира обосновано соображениями безопасности, а не борьбой за сферы влияния. Поэтому логично ожидать от египетских властей ограниченного военного вовлечения, сконцентрированного в районе границы, без углубления в ливийскую территорию. Решать или влиять на решение внутриливийского кризиса власти у Каира не хватит сил.

Читать еще по теме «Политика»

31 июля 2015 | 17:56

Кто формирует внешнеполитические программы претендентов на пост президента США

До президентских выборов в США больше года, но кампания, по сути, уже идет. Политики, объявившие о своем участии в гонке, делают предвыборные заявления, в том числе и внешнеполитические.Традиционно американцы международными проблемами интересуются меньше, чем домашними. Однако президентская гонка, стартовавшая всего несколько месяцев назад, в этом смысле уже стала исключением. Еще в феврале опросы общественного мнения показывали удивительные результаты: многие американцы (41 процент) убеждены, что избирательная кампания 2016 года будет сосредоточена вокруг внешней политики.

28 октября 2014 | 22:00

Политический ландшафт Украины после выборов в Верховную Раду

На прошедших выборах не обошлось без сюрпризов, главный из которых – откровенно неудачный исход для Блока Петра Порошенко. Партия украинского лидера заняла второе место на выборах, отставая от политической силы главы правительства на обидные 0,3-0,4%.

16 мая 2014 | 22:59

Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана

Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.

6 ноября 2015 | 23:24

Дайджест внешней политики США за неделю (30 октября-4 ноября)

На прошедшей неделе состоялся визит Госсекретаря США в страны Центральной Азии, смысл которого, по большому счету, сводился к тому, чтобы напомнить руководствам центрально-азиатских республик о том, что Вашингтон о них не забыл. Западное военное сообщество почувствовало реальную возможность затормозить процесс снижения американского военного бюджета. Кроме того, на повестке дня вновь появился вопрос об уровне секретности американской программы по использованию беспилотников.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова