Юрий Надточей
Возвращение темы расширения НАТО в повестку дня сентябрьского саммита в Британии закономерно, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. 
ПРЕМИУМ
25 марта 2014 | 23:06

Оперативные планы НАТО на 2014 год

В преддверии своего 65-летия Организация Североатлантического Договора оказалась на пороге перемен, которые коснутся развития блока в пост-афганский период. Речь идет о введении руководством блока моратория на интервенционистскую стратегию. 

НАТО сворачивает военно-силовую деятельность за пределами зоны своей ответственности и возвращается в традиционный ареал – Евро-Атлантику. Этот процесс сопровождается сменой приоритетов: вместо экспедиционных операций альянс намерен усилить оборону стран-членов.

Как свидетельствуют принятые на последних саммитах НАТО в 2010 и 2012 годах документы, особое внимание при планировании оборонительных мероприятий НАТО уделяется планам сдерживания угроз. В отличие от времен биполярной конфронтации в Европе, набор сдерживающих функций существенно расширится и включит в себя помимо военных инструментов и меры защиты критически важной энергетической и информационной инфраструктуры. При этом сам объект сдерживания не называется, скрываясь за формулировкой «весь спектр угроз». 

Обсуждение сдерживающих функций НАТО лидеры стран-членов  намерены продолжить в начале сентября 2014 года на саммите в Уэльсе. На встрече  планируется обсуждение постафганской стратегии альянса, прием в его ряды новых членов и избрание нового генерального секретаря.

Афганский вопрос после 2014 года
Будущее Афганистана и варианты присутствия в этой стране коалиционных войск после завершении миссии МССБ, станет главной темой саммита на Британских островах. Для решения афганского вопроса альянсу придется приложить усилия, чтобы достичь компромисса с Кабулом о характере будущей миссии, ее продолжительности и масштабе. Соединенным Штатам важно не просто покинуть Афганистан, а сделать это таким образом, чтобы это не напоминало поражение. В случае продолжения базирования части войск в Афганистане необходимо, чтобы оно обеспечивалось международным мандатом или согласием афганских властей.

Действия от имени НАТО помогут Вашингтону избежать привычных обвинений в односторонности и позволят в дальнейшем полагаться на материальные и организационные ресурсы международной коалиции.

Снова расширение
В 2014 году альянс намерен вернуться к вопросу о расширении своего состава. Эта тема всерьез не обсуждалась со времени юбилейного саммита в Страсбурге в 2009 году. Неудобная для президента Барака Обамы и ряда его европейских (прежде всего немецких) коллег тема расширения переносилась от саммита к саммиту. Обама трезво оценивает состояние дел во внутренней политике США. К тому же уроки августовской войны 2008 года и начатая по инициативе американских демократов политика «перезагрузки» с Россией ограничивали Вашингтону свободу маневра в вопросе расширения НАТО.

Однако возвращение этой темы в повестку дня сентябрьского саммита закономерна, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. Не исключено, что предстоящий саммит подведет символическую черту под длившейся полтора десятилетия программы расширения НАТО. Приняв очередную порцию новобранцев из балканских стран (Боснии и Герцеговины или Черногории), альянс, вероятно, возьмет стратегическую паузу, объявив мораторий на дальнейший прием в свои ряды. Незримая «красная черта», за которую НАТО не решается переступать в вопросе приема Грузии, по-видимому, будет сохранена.

Вопрос о трансатлантическом единстве
Опираясь на опыт предыдущих раундов расширения, блоку придется учитывать и неизбежное обострение проблемы внутреннего единства. Возражения Греции насчет членства Македонии или Турции о вступлении Кипра - симптомы внутрисоюзных разногласий. Помимо политической стороны вопроса существует и ее материальный аспект – проблема разделения бремени членства в организации.

Вашингтон всячески настаивает на дальнейшей гармонизации трансатлантических отношений в сфере безопасности путем пропорциональности вложений всех членов НАТО в общий бюджет альянса. Такая постановка вопроса не нова для НАТО. Однако на фоне нерешенных финансово-экономических проблем в странах ЕС она обретает большую остроту.

Большинство стран Старого Света не готовы повышать уровень расходов на военные нужды. Напротив, их сокращение в последние годы нарастало, усугубляя нездоровую военную зависимость европейских членов НАТО от США. Как следствие, общий уровень боеспособности союза продолжает снижаться, а с ним происходит его девальвация в глазах Вашингтона, который перенацеливает свою активность из Евро-Атлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион.

«Азиатский поворот» США не означает отказа Вашингтона от вовлеченности в европейские дела. Но он является важным сигналом, который американские власти посылают атлантическим союзникам - либо в НАТО будет «больше Европы», либо Вашингтону придется усиливать альянс привлекая азиатские страны. Делать это предполагается через расширение глобальной сети партнерств НАТО.

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

8 декабря 2016 | 22:00

Процесс распада СССР не завершен спустя четверть века после Беловежских соглашений

25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали выстраивать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.

27 октября 2014 | 08:31

Политическое значение паники вокруг лихорадки Эбола в США

Барак Обама сосредоточился на сдерживании панических настроений в стране, которые, среди прочего, распространились и на американские фондовые рынки. Кроме заявлений, в которых он повторял слова о том, что несколько случаев заражения еще не являются эпидемией, был принят и ряд других мер, основной целью которых стало доказать населению, что правительство держит ситуацию под контролем.

25 декабря 2014 | 22:01

Первые шаги Дональда Туска на посту главы Евросовета

В беседах с прессой Туск заявил, что будет стараться сохранять равновесие в отношениях ЕС с восточными и южными соседями. Несмотря на то, что Варшава пытается привлечь больше внимания Брюсселя к вопросам восточных соседей, бывший премьер министр Польши понимает, что его новый пост требует умения балансировать интересы всех членов Евросоюза – как в плане бюджета, так и внешней политики.

8 сентября 2017 | 21:59

Дайджест внешней политики США (1 - 7 сентября)

Новые испытания (предположительно) водородной бомбы КНДР не привели к существенным изменениям подхода Вашингтона. Обмен выпадами в рамках процесса «достижения дипломатического паритета» приобретает инерционный характер и грозит свести этот паритет до нуля. Руководство республиканской партии было застигнуто врасплох неожиданно проявившей себя способностью Трампа «заключать сделки» с политическими оппонентами.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова