В преддверии своего 65-летия Организация Североатлантического Договора оказалась на пороге перемен, которые коснутся развития блока в пост-афганский период. Речь идет о введении руководством блока моратория на интервенционистскую стратегию.
НАТО сворачивает военно-силовую деятельность за пределами зоны своей ответственности и возвращается в традиционный ареал – Евро-Атлантику. Этот процесс сопровождается сменой приоритетов: вместо экспедиционных операций альянс намерен усилить оборону стран-членов.
Как свидетельствуют принятые на последних саммитах НАТО в 2010 и 2012 годах документы, особое внимание при планировании оборонительных мероприятий НАТО уделяется планам сдерживания угроз. В отличие от времен биполярной конфронтации в Европе, набор сдерживающих функций существенно расширится и включит в себя помимо военных инструментов и меры защиты критически важной энергетической и информационной инфраструктуры. При этом сам объект сдерживания не называется, скрываясь за формулировкой «весь спектр угроз».
Обсуждение сдерживающих функций НАТО лидеры стран-членов намерены продолжить в начале сентября 2014 года на саммите в Уэльсе. На встрече планируется обсуждение постафганской стратегии альянса, прием в его ряды новых членов и избрание нового генерального секретаря.
Афганский вопрос после 2014 года
Будущее Афганистана и варианты присутствия в этой стране коалиционных войск после завершении миссии МССБ, станет главной темой саммита на Британских островах. Для решения афганского вопроса альянсу придется приложить усилия, чтобы достичь компромисса с Кабулом о характере будущей миссии, ее продолжительности и масштабе. Соединенным Штатам важно не просто покинуть Афганистан, а сделать это таким образом, чтобы это не напоминало поражение. В случае продолжения базирования части войск в Афганистане необходимо, чтобы оно обеспечивалось международным мандатом или согласием афганских властей.
Действия от имени НАТО помогут Вашингтону избежать привычных обвинений в односторонности и позволят в дальнейшем полагаться на материальные и организационные ресурсы международной коалиции.
Снова расширение
В 2014 году альянс намерен вернуться к вопросу о расширении своего состава. Эта тема всерьез не обсуждалась со времени юбилейного саммита в Страсбурге в 2009 году. Неудобная для президента Барака Обамы и ряда его европейских (прежде всего немецких) коллег тема расширения переносилась от саммита к саммиту. Обама трезво оценивает состояние дел во внутренней политике США. К тому же уроки августовской войны 2008 года и начатая по инициативе американских демократов политика «перезагрузки» с Россией ограничивали Вашингтону свободу маневра в вопросе расширения НАТО.
Однако возвращение этой темы в повестку дня сентябрьского саммита закономерна, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. Не исключено, что предстоящий саммит подведет символическую черту под длившейся полтора десятилетия программы расширения НАТО. Приняв очередную порцию новобранцев из балканских стран (Боснии и Герцеговины или Черногории), альянс, вероятно, возьмет стратегическую паузу, объявив мораторий на дальнейший прием в свои ряды. Незримая «красная черта», за которую НАТО не решается переступать в вопросе приема Грузии, по-видимому, будет сохранена.
Вопрос о трансатлантическом единстве
Опираясь на опыт предыдущих раундов расширения, блоку придется учитывать и неизбежное обострение проблемы внутреннего единства. Возражения Греции насчет членства Македонии или Турции о вступлении Кипра - симптомы внутрисоюзных разногласий. Помимо политической стороны вопроса существует и ее материальный аспект – проблема разделения бремени членства в организации.
Вашингтон всячески настаивает на дальнейшей гармонизации трансатлантических отношений в сфере безопасности путем пропорциональности вложений всех членов НАТО в общий бюджет альянса. Такая постановка вопроса не нова для НАТО. Однако на фоне нерешенных финансово-экономических проблем в странах ЕС она обретает большую остроту.
Большинство стран Старого Света не готовы повышать уровень расходов на военные нужды. Напротив, их сокращение в последние годы нарастало, усугубляя нездоровую военную зависимость европейских членов НАТО от США. Как следствие, общий уровень боеспособности союза продолжает снижаться, а с ним происходит его девальвация в глазах Вашингтона, который перенацеливает свою активность из Евро-Атлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион.
«Азиатский поворот» США не означает отказа Вашингтона от вовлеченности в европейские дела. Но он является важным сигналом, который американские власти посылают атлантическим союзникам - либо в НАТО будет «больше Европы», либо Вашингтону придется усиливать альянс привлекая азиатские страны. Делать это предполагается через расширение глобальной сети партнерств НАТО.
В Евросоюзе понимают, что стороны и без того уже зашли слишком далеко в противостоянии. Поэтому если не произойдет резкое обострение ситуации на Украине, то ни о каком вводе существенных новых санкций речи идти не будет (расширение «черного списка» лиц на въезд в ЕС к таковым не относится). А значит и не ожидается серьезной эскалации конфликта между Россией и ЕС.
Заключение газовых контрактов с Китаем не означает «разворота России на Восток», о котором говорили некоторые российские официальные лица. Москва продолжает ориентироваться на Европу – крупнейшего традиционного партнера. По крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Снятие американского эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам завершило двадцатилетний процесс нормализации отношений, что, тем не менее, вызвало недовольство среди правозащитников и китайских СМИ. Исторический визит Барака Обамы в Хиросиму является необходимым дипломатическим шагом на фоне недовольства местного населения по поводу американской базы в Окинаве. Попытки спикера сделать процесс принятия бюджета более своевременным и открытым привели к неразберихе, с которой он пообещал разобраться сразу по возвращении Конгресса после недельных каникул.
Основное внимание на прошедшей неделе было сосредоточено на речи Путина и Обамы на заседании ГА ООН и последовавших за этим переговоров двух лидеров. Ни в политических, ни в экспертных кругах США нет единого мнения о том, следует ли сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом. На фоне очередного продолжающегося кризиса по поводу принятия бюджета США спикер Палаты Представителей заявил о своей отставк, чем снял напряженность, но не способствовал решению существующей проблемы - мнения "чайной партии" по вопросу. Помимо этого, Палата представителей проголосовала за законопроект, ограничивающий снятие санкций с Ирана, параллельно демократами готовится альтернативный законопроект.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.