Геворг Мирзаян
Революция и гражданская война ввергли Украину в глубочайший системный кризис за все время ее существования. Выходом из него стали бы мирные переговоры с ополчением Донбасса, федерализация страны и стабилизация отношений с Россией через нейтральный статус во внешней политике. Однако пока ни активная часть украинского общества, ни украинские политики не готовы к такому исходу.
ПРЕМИУМ
24 августа 2014 | 07:00

Осторожный пессимизм в связи с будущим Украины

Ситуация на Украине близка к критической. Революция на Майдане не только свергла режим Януковича - она ликвидировала или дискредитировала ряд институтов власти. В результате власть атомизирована, в стране возникло несколько различных центров силы, которые стали брать на себя некоторые функции государства. Неудивительно, что как новые власти немного окрепли, они начали избавляться от этих центров. Именно этим отчасти и объясняется разгон киевским градоначальником остатков Майдана, обитатели которого требовали, чтобы высшие чиновники страны раз в неделю приходили к ним и отчитывались за свои действия. 

Однако одно дело разогнать несколько сотен деклассированных элементов в центре Киева, а другое - обуздать вооруженные группировки,  часть из которых вошла в т.н. «территориальные батальоны» Нацгвардии и стала частными армиями отдельных олигархов (батальоны «Днепр» финансируются хозяином Днепропетровской и Одесской областей Игорем Коломойским), а также группировку «Правый сектор». 

Последняя уже пытается выставлять ультиматумы власти - лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош в середине августа потребовал отставок ряда руководителей МВД, угрожая в ином случае «снять подразделения с фронта и отправиться на Киев». Сам ультиматум выполнен не был - после выполнения части выдвинутых требований Ярош его дезавуировал - однако реакция общества показала, что часть электората как минимум с пониманием отнеслась к демаршу «Правого сектора». Не исключено, что аналогичные ультиматумы станут выставлять и территориальные батальоны Нацгвардии - особенно в случае дальнейших неудач на фронте или же интенсификации конфликта между их фактическими хозяевами и официальным Киевом (например, между президентом Петром Порошенко и олигархом Игорем Коломойским).

В финансовом отношении Украина - банкрот. Майдан, введение российских санкций, закрывших для ряда украинских продуктов доступ на ключевой для них рынок, а также война на Донбассе вызвали падение промышленного производства в стране на 12%. В первом полугодии 2014 года на Украине почти в пять раз по сравнению с первым полугодием 2013 года сократилось производство грузовых вагонов и вагонов-платформ, более чем в два раза упал объем производства оборудования для переработки мяса и птицы, а также выпуск автобусов. Производство грузовых автомобилей сократилось на 76%.

Если падение промышленного производства является средне- и долгосрочной угрозой для экономики Украины (именно промышленность приносит в страну основной приток валюты), то, газовый вопрос может вызвать кризис власти и новый Майдан уже этой зимой. Попытки найти альтернативные России поставки «голубого топлива» предсказуемо провалились (как по политическим, так и по экономическим причинам - у европейцев нет гарантий того, что Украина будет за этот газ платить) а вести переговоры с Москвой о возобновлении поставок Киев не хочет, поскольку не планирует возвращать 5 миллиардов долларов Газпрому за уже поставленный российский газ. Поэтому украинские власти фактически предупреждают население о том, что отопление зимой будет не полным, и призывают экономить тепло. В стране развернута пропагандистская кампания, в рамках которой население, например, просят обертывать зимой батареи фольгой. 

Если у Украины нет денег на газ, то очевидно, что у нее нет средств и на восстановление разрушенных украинской армией объектов на Донбассе. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, стоимость восстановления может достигнуть 8 миллиардов долларов - и это лишь предварительные подсчеты. 

Украинские власти, пытаясь быстрее закончить АТО, бомбят города Донбасса - и это уже вынуждены признавать даже западные правозащитные организации (в частности, Human Rights Watch) и ООН. Посыл о возникновении из-за АТО гуманитарной катастрофы успешно продвигается Россией, что превращает Петра Порошенко из жертвы российской агрессии в агрессора, а жителей Донбасса из террористов в повстанцев, страдающих от артиллерийских обстрелов украинской армии. Имиджевая ситуация может усугубиться, если комиссия по расследованию обстоятельств гибели малазийского «Боинга» и США не смогут опровергнуть тот факт, что самолет был сбит украинской стороной. В этом случае Украине не только придется выплачивать миллиардные компенсации, она может лишиться значительной доли поддержки со стороны ЕС, уже откровенно уставшей от украинской авантюры.  

Ударом по имиджу Украины может стать и усиление авторитаризма. В частности, принятый в конце июля закон, позволяющий спикеру Рады распустить депутатскую фракцию или группу, если ее количественный состав стал меньше чем минимальное количество народных депутатов, которые были в самой маленькой фракции, сформированной в течение первой сессии парламента. Принимался он для того, чтобы разогнать постоянно критикующую власть фракцию Компартии (она была самой маленькой в Раде с 33 мандатами, и на момент принятия закона ее уже покинуло 10 депутатов), однако в будущем этот закон может быть использован и для борьбы с иной оппозицией. Учитывая, что новый проект конституции страны фактически легализует процедуру «тушкования» (когда депутаты покидают фракцию партии, от которой были избраны, и переходят в состав другой фракции) власть получает возможность ликвидировать любую малую или среднюю партию. Так, жертвами закона в будущем парламенте могут оказаться осколки Партии регионов, «Радикальная партия» Олега Ляшко, националисты из «Свободы» или даже «Удар». Все это усиливает нестабильность и снижает дееспособность Рады в нынешнее крайне непростое время для страны.

Майдан и начавшаяся гражданская война ввергли Украину в глубочайший системный кризис за все время ее существования. Выходом из него стали бы мирные переговоры с ополчением Донбасса, федерализация страны и стабилизация отношений с Россией через нейтральный статус во внешней политике. Однако пока ни активная часть украинского общества, ни украинские политики не готовы к такому исходу - первые слишком дезинформированы пропагандой в СМИ, а вторые в преддверии выборов в Верховную Раду боятся говорить или делать то, что не понравится электорату. Поэтому все они говорят о проведении операции на Донбассе до «полной победы» и отрицают саму идею федерализации. 

При этом очевидно, что даже победа в АТО (с каждым днем кажущаяся все менее вероятной) в лучшую сторону ситуацию не изменит. Она не решит ни экономические проблемы, ни социальные, ни политические - скорее наоборот, ликвидация общего врага в лице ДНР и ЛНР вызовет усиление центробежных тенденций внутри революционного лагеря и обострение борьбы между олигархами с применением подконтрольных им батальонов Нацгвардии. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 февраля 2016 | 11:49

Рейтинг главных событий внешней политики России в январе 2016 года

Этот месяц был отмечен прежде всего интенсивным российско-американским  диалогом по целому ряду международных вопросов. Созданы условия для межсирийского диалога, хотя надежд на его успех очень мало. При этом, с американской стороны делается очень немало для того, чтобы инициативы  позитивного развития российско-американских связей были нарушены провокационными заявлениями, наподобие безосновательных обвинений заместителя министра финансов США Адама Жубина.

23 сентября 2015 | 20:03

Повестка дня американо-китайских переговоров на высшем уровне

22 сентября начался государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. Чиновники двух стран обещают, что по результатам переговоров стороны объявят о целом ряде договоренностей, которые существенно продвинут диалог Пекина и Вашингтона, а свое выступление на заседании Генеральной Ассамблее ООН, посвященном 70-летию создания организации, лидер КНР использует для представления новой внешнеполитической доктрины КНР.  

20 февраля 2015 | 10:42

Противоречия в походах США и Канады к взаимодействию в Арктике

Канада сотрудничает с США в военной сфере, однако имеет множество противоречий на доктринальном уровне. Так, Оттава выступает за секторальный принцип разделения Арктики, в соответствии с которым, Вашингтон получил бы наименьший участок. Кроме этого у Канады имеются территориальные споры с США и Данией. Трения возникают и в связи с эксплуатацией Северо-восточного прохода, который Канада считает территориальными водами и требует запроса разрешения для использования данного маршрута.

9 апреля 2014 | 14:25

Санкции против Белоруссии привели к тому, чего пытался избежать Запад

Беларусь с 1998 года была полигоном, на котором страны Запада отрабатывали введение санкций. Однако результативность этих мер всегда была низкой. Санкции не являются эффективным инструментом давления на президента и государственный режим Беларуси. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова