Российско-американские соглашения по Сирии, достигнутые в ходе напряженных переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова, в полном соответствие с прогнозами скептиков не выдержали проверку временем и логикой продолжающегося в арабской республике конфликта. 3 октября США заявили о приостановке своего участия в двусторонних каналах связи с Россией, которые были созданы для поддержания режима прекращения боевых действий в Сирии. Москва, в свою очередь, объявила 4 октября о выходе из соглашения об утилизации оружейного плутония и разместила в Сирии комплекс С-300ВМ, способный перехватывать самолеты и ракеты, используемые в армии США.
Переговоры глав внешнеполитических ведомств России и США в Женеве оставляли определенные надежды на сохранение в Сирии статуса-кво при обоюдно жесткой риторике хотя бы до завершения американских президентских выборов. Преемник Барака Обамы получал запутанный узел проблем на Ближнем Востоке, однако позиции для поиска нового компромисса оставались небезнадежными. Теперь ситуация выглядит однозначно тупиковой. Градус полемики между Москвой и Вашингтоном, в ходе которой раздаются прямые угрозы и оскорбления, угрожающе высок.
В значительной степени ответственность за провал соглашений лежит на администрации Обамы, которая предпочла следовать в кризисной ситуации наиболее простому сценарию, переложив вину на Россию. Как отметил аналитик агентства «Внешняя политика» Геворг Мирзаян:
«Теоретически никакой трагедии в произошедшем нет. Решение Вашингтона было абсолютно логичным и даже необходимым с точки зрения того выбора, который Обама сделал после ударов американской авиации по Дейр-эз-Зору. Обама мог сразу извиниться и признать ошибку, затем разобравшись с теми представителями американской власти, которые целенаправленно подставили его с этим ударом. Однако президент, как обычно, оказался не готов к принятию жёсткого, но нужного решения».
Вместо неприятного разговора с руководством Пентагона и ЦРУ, которые торпедировали достигнутые в Женеве договоренности, администрация Обамы задействовала рычаги международного давления на Москву. На заседании Совбеза ООН Саманта Пауэр в ультимативном тоне обвинила Россию в обстреле мирных жителей в Сирии, запустив очередной виток взаимных упрёков и ответных мер. В результате сложные переговоры Керри и Лаврова теперь выглядят едва ли не как образец конструктивного взаимодействия России и США по сирийскому вопросу.
Так или иначе, надежды на заморозку российско-американских противоречий в Сирии до президентских выборов в США можно считать окончательно похороненными. Независимо от того, кто займет Белый дом после Обамы, стартовые позиции для возобновления продуктивного диалога с Москвой будут характеризоваться недоверием и дефицитом понимания. Впрочем, Владимир Путин в своем законопроекте по приостонавлению действия соглашения по утилизации плутония довольно четко обозначил список требований к будущему американскому лидеру: отмена закона Сергея Магницкого, отмена всех санкций, а также компенсация экономических потерь от них.
США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.
Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.
Послание Владимира Путина Федеральному Собранию вызвало активное обсуждение немецкими СМИ новинок российской оборонной промышленности. Германия пытается выступать в качестве сдерживающей силы, однако пока нет оснований считать, что к ее мнению активно прислушиваются, по крайне мере, в США. Напротив, последний доклад Оборонного колледжа НАТО призывает ФРГ отказаться от особого характера российско-германских отношений и четко следовать политике давления на Москву.
На прошедшей неделе состоялся визит Госсекретаря США в страны Центральной Азии, смысл которого, по большому счету, сводился к тому, чтобы напомнить руководствам центрально-азиатских республик о том, что Вашингтон о них не забыл. Западное военное сообщество почувствовало реальную возможность затормозить процесс снижения американского военного бюджета. Кроме того, на повестке дня вновь появился вопрос об уровне секретности американской программы по использованию беспилотников.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.