2-3 сентября во Владивостоке на полях Восточного экономического форума состоялись переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Встреча стала второй за четыре месяца и обозначила рост доверия в отношениях между лидерами двух стран. Подчеркивая это, Путин и Абэ с обращались друг к другу по именам и держались исключительно дружелюбно по отношению друг к другу. Японский премьер-министр в своей речи на Восточном экономическом форуме и вовсе прибегал к поэтическим выражениям, предложив российскому коллеге встретиться во Владивостоке через год, «придя в девственный лес тайги, среди лучей солнца, проникающих сквозь листву».
Подчеркнуто позитивная тональность переговоров, проходящих в условиях режима санкций против России, позволяет предполагать, что Москва и Токио как никогда ранее близки к заключению мирного договора.
В своем подходе к проблеме мирного договора с Японией Россия опирается на Декларацию СССР и Японии от 19 октября 1956 г., установившую дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В соответствии с ним Советский Союз передавал Японии острова Хабомаи и Сикотан после процедуры заключения мирного договора. Документ был ратифицирован Верховным советом СССР и парламентом Японии, однако в итоге заключение мирного договора сорвалось из-за позиции Токио, которое обращалось к Трактату о торговле и границах 1855 г., по которому к Японии отходили все острова Южных Курил: Итуруп, Кунашир, Сикотан и Хабомаи.
На протяжении последних 60 лет проблема мирного договора оставалась на повестке дня российско-японских отношений. Ожидаемых подвижек здесь не произошло ни в правление Михаила Горбачева, ни во время президентства Бориса Ельцина. Токио твердо отстаивал позиции о принадлежности Японии всех островов Южных Курил, с чем Москва была категорически не согласна.
Однако динамика российско-японских отношений последних лет указывает на стремление сторон прийти компромиссу и заключить мир спустя 70 лет после окончания войны. Еще в 2012 г. накануне президентских выборов Владимир Путин заявил о готовности развивать экономические отношения с Японией и решить проблему мирного договора. Год спустя, в 2013 г. состоялся визит в Россию японского премьер-министра, который поддержал российского президента, отметив:
«Тем не менее, потенциалы для нашего сотрудничества пока ещё недостаточно раскрыты, и повышение уровня сотрудничества между нашими странами как партнёрами является потребностью времени. Это не только отвечает национальным интересам двух стран, но и внесёт вклад в дело стабильности и процветания нашего региона, а также мира в целом».
Результатом визита японского премьер-министра стало распоряжение МИД РФ «активизировать контакты по выработке взаимоприемлемого варианта решения проблем». Аналогичные меры последовали и со стороны Токио. Наметившийся поиск решений проблемы мирного договора был прерван событиями на Украине и присоединением Японии к санкциям против России.
Прошедшие в мае с.г. переговоры в Сочи, как и встреча во Владивостоке стали возвращением к тренду четырехлетней давности. В ходе своего визита в Сочи весной 2016 г. Синдзо Абэ предоставил Владимиру Путину проект из восьми направлений экономического сотрудничества России и Японии, сосредоточенных в основном на инвестициях японских компаний в российский Дальний Восток, которые были положительно восприняты в Москве. В ходе своего выступления на ВЭФ, премьер-министр Японии неоднократно возвращался к своим предложениям по развитию российско-японских экономических отношений. Здесь Синдзо Абэ стремился максимально конкретизировать выгоды для российской стороны:
«Хотел бы обратиться к присутствующим здесь российским предпринимателям: при строительстве моста, по которому вы все проехали сюда, были использованы японские машины для забивки свай. Электричество в этом зале производится газовыми турбинами японского производства. Прошу всех вас начать как можно скорее накапливать опыт работы с японскими предприятиями. На японских предприятиях вы обязательно встретите рабочих, которые улучшили эффективность производственных процессов на своём заводе».
Позиция России также демонстрировала готовность к диалогу с японскими партнерами. Рассуждая о проблеме мирного договора, Владимир Путин заявил, что для её решения необходим высокий уровень доверия. Предложенные японским коллегой восемь направлений экономического сотрудничества президент России признал «единственно правильным путем», подчеркнув, что:
«…нужно найти такой способ решения вопросов, который бы не разрушал наши отношения, а создавал прочную основу для развития этих отношений на длительную историческую перспективу. А для того чтобы этого добиться, нужно, ещё раз хочу сказать, чтобы при решении этих проблем ни одна из сторон не чувствовала себя ущемлённой и проигравшей».
Очевидно, Москва и Токио стремятся заключить мирный договор и сделать это в самой ближайшей перспективе. По мнению авторитетного японского эксперта Кадзухико Того, Синдзо Абэ хочет добиться исторического результата в отношениях с Россией, пока находится на посту премьер-министра, т.е. в течение ближайших двух лет. Независимо от решения Владимира Путина баллотироваться на президентский пост в 2018 г., российский лидер также заинтересован в том, чтобы сделать важный шаг в российско-японских отношениях. Важно учитывать и американский фактор. США вступают в период выборов и последующей за ними смены администрации, их активность на международной арене временно сократится. Давление, оказываемое на Японию заокеанским союзником, снизится и Токио сможет обойти режим санкций в отношении Москвы.
В своем комментарии РБК руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов отметил, что Россия всегда посылала сигнал, что под нажимом она на компромисс не пойдет, а готова вернуться к обсуждению в ходе масштабного процесса улучшения двусторонних отношений. Однако, указывает Сушенцов, на Японию может быть оказано давление со стороны США: объявляя программу экономического сотрудничества по восьми областям, Токио фактически снимает с России санкции, чему в Вашингтоне рады не будут. Эксперт также обращает внимание, что программа улучшения отношений с Россией — личное детище премьера Абэ, с которым у Путина сложились доверительные отношения, а ослабление позиций Абэ или его уход с поста премьера могут поставить под вопрос нынешнюю позитивную динамику.
15 ноября Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию по Крыму, предложенную Украиной. Голосование по документу трех закавказских республик - Грузии, Армении и Азербайджана - продемонстрировало разницу во внешнеполитической повестке этих стран. При этом сама динамика голосования по крымскому вопросу обнаруживает позитивную для России тенденцию.
Власти Нидерландов сейчас стоят перед сложной дилеммой, так как игнорировать результаты референдума они не могут, но и пойти на срыв ратификации после волеизъявления своих сограждан (а точнее только их части) будет еще сложнее. Правительство взяло паузу и заявило, что потребуется время для того, чтобы выработать позицию внутри страны, с европейскими партнерами и с Украиной.
Находящаяся у власти «миноритарная» коалиция либерал-демократов и демократов пытается сохранить власть, несмотря на свою управленческую несостоятельность. На этом фоне помимо условно пророссийской оппозиции сформировались проевропейские политические проекты с антиправительственной риторикой. В ближайшие недели правящей коалиции предстоит представить в парламент кандидатуру нового главы правительства, а значит предстоит большая закулисная дискуссия.
На начало июня главными кризисными точками региона, привлекающими внимание мировой общественности и непосредственную вовлеченность США и европейских государств, остаются Йемен и Сирия. Вооруженные столкновения здесь, очевидно, не приводят к преобладанию ни одной из участвующих сторон, а попытки мирного урегулирования продолжают тормозиться бескомпромиссными позициями враждующих сил. Не меньше беспокойства вызывает хаос в Ливии, дестабилизирующий северо-африканские государства и юг Европы.