Артем Соколов
За прошедшее с начала конфликта на Донбассе время вооруженные силы Украины сильно изменились. Не имея боевого опыта, ВСУ оказались вовлеченными в масштабные боевые действия с многокилометровой линией фронта. Годы вооруженного противостояния на Донбассе продемонстрировали возможности украинской армии, выявив её сильные и слабые стороны.
ПРЕМИУМ
27 февраля 2017 | 21:57

Перспективы развития вооруженных сил Украины

В декабре 2016 г. президент Петр Порошенко назвал украинскую армию сильнейшей в Европе. По мнению лидера Украины, за несколько месяцев Киеву удалось создать боеспособные вооруженные силы, эффективно действующие в условиях гибридной войны. Заявление Порошенко вызвало неоднозначную реакцию как в самой Украине, так и за её пределами.

Действительно, за прошедшие 3 года вооруженные силы Украины сильно изменились. Армия перенесла кадровые «качели», увеличив свою численность почти вдвое по сравнению с началом 2014 г.  Не имея боевого опыта (за исключением участия в миротворческих операциях), ВСУ оказались вовлеченными в масштабные боевые действия с многокилометровой линией фронта. Годы вооруженного противостояния на Донбассе продемонстрировали возможности украинской армии, выявив её сильные и слабые стороны.

Безусловным достижением армии Украины является то, что она смогла сохранить себя в качестве полноценной военной организации за последние четверть века. После распада СССР в распоряжении Киева оказались одни из самых мощных вооруженных сил в регионе. Численность бывших советских частей на территории Украины оценивалась к 1991 г. в 600 тысяч человек. Дивизии были укомплектованы современной боевой техникой и артиллерией. В распоряжении Украины оказались значительные силы ВВС и ВМС СССР, а также ядерный арсенал, от которого, впрочем, Киев благоразумно отказался.

Однако к началу 2014 г. армия Украины насчитывала всего 150 тысяч человек. Оружие и техника были представлены преимущественно советскими образцами и требовали модернизации. Налет лучших летчиков ВВС Украины не превышал 50 часов в год. Из 30 военных вузов сохранилось только 5. В 2013 г. в стране была отменена всеобщая воинская повинность и вооруженные силы перешли на контрактную основу.

Резкое сокращение ВСУ в 1991-2013 гг. понятно и объяснимо. Украинскому бюджету было непозволительно дорого содержать полумиллионную армию без явной на то необходимости. Источники военных угроз отсутствовали. Внеблоковый статус Украины гарантировал ей стабильные место и роль в международной системе безопасности.

После событий 2013-2014 г. ситуация изменилась. Решение новых киевских властей применить вооруженные силы в конфликте на Донбассе потребовало радикальной смены военной политики.

Увеличился военный бюджет. Военные расходы Украины составили в 2015 г. 45,3 млрд. гривен, что в четыре раза больше, чем в 2014 г. В 2016 г. эта сумма увеличилась еще на 1 млрд. гривен.

В срочном порядке увеличивалась численность украинской армии. К 2016 г. она составила 250 тысяч человек. Всеобщая воинская повинность была восстановлена. В течение шести волн мобилизации в 2014-2015 гг. на военную службу было призвано 210 тысяч человек, что оказалось значительно ниже ожидаемого.

В ходе военных действий в Донбассе украинская армия фактически получила свой первый полноценный боевой опыт, который дался ценой горьких поражений и досадных ошибок. Самым страшным уроком стал «Иловайский котел», в котором армия Украины потеряла до тысячи военнослужащих убитыми. Впрочем, уже в ходе боев вокруг «Дебальцевского котла» украинские части смогли избежать полного разгрома и вывести значительную часть войск из окружения, показав, что они способны учиться на своих ошибках.

На данный момент на Донбассе установилось стратегическое равновесие. Ополчение не имеет сил для масштабного наступления на украинские позиции и занятия всей территории Луганской и Донецкой области. Украинская армия выглядит сильнее, однако эскалация конфликта неизбежно приведет к вмешательству России, которое изменит баланс в самый короткий срок. Отсутствие у Киева желания и воли выполнить свою часть Минских соглашений замораживает конфликт. Ежедневные перестрелки и артиллерийские дуэли по всей линии соприкосновения рискуют стать частью повседневности Донбасса на многие месяцы и даже годы вперед.

Пользуясь конфликтом на востоке страны, украинское руководство продолжает вкладывать огромные средства в модернизацию вооруженных сил. Значительную помощь оказывает США и другие страны НАТО. Так, Украина получила из Великобритании 55 списанных бронеавтомобилей Saxon, из США — 30 списанных автомобилей Humvee и 22 РЛС военного назначения. Вашингтон анонсировал выделение 500 млн. долларов для реформирования украинского ВМФ. На данный момент целью военного строительства Украины является модернизация собственных вооруженных сил до нормативов НАТО к 2020 г.

Большие ожидания украинского правительства связаны с созданием Сил специальных операций – отдельных подразделений, на которые будет возложен широкий перечень задач в рамках «гибридной войны». Однако до сих пор остается неясна структура новых подразделений и их место в самих вооруженных силах Украины. По мнению скептиков, специальные подразделения не смогут ни определить новый облик вооруженных сил, ни переломить ход боевых действий на Донбассе.

Несмотря на оптимистичные заявления официального Киева, модернизация украинских вооруженных сил сталкивается с множеством трудноразрешимых проблем. По-прежнему не утверждена программа вооружений и программа развития ВСУ – основные документы, которые должны определить будущий облик украинских вооруженных сил. Огромные по масштабам Украины суммы, выделяемые на армию, часто не доходят до получателей из-за коррупции. Продолжающийся экономический спад сокращает реальные возможности перевооружения украинских вооруженных сил.

Зарубежная помощь не в состоянии полностью покрыть потребности ВСУ. Затянувшийся украинский кризис постепенно перестает вызывать сочувственный интерес у западных политиков и разовые поставки списанной техники едва ли то, что можно выдать за масштабную программу перевооружения. Неразбериха на политическом олимпе США не скоро вернет внимание конгрессменов к поставкам на Украину летального вооружения. В ключевых странах ЕС выборы только предстоят, но маловероятно, что Меркель или Олланд решатся на показательные жесты, которые могут трактоваться как подрыв Минских договоренностей. Возможности традиционно поддерживающих Киев Польши и Литвы весьма ограничены, и избытка ненужных вооружений в этих странах нет.

На сегодняшний день ВСУ способны выполнять свою основную задачу по блокаде непризнанных республик при вялотекущих боестолкновениях и перестрелках на отдельных участках фронта. Попытки организовать локальные наступления имеют под собой скорее политические, чем стратегические цели и блокируются ополчением. Крупная наступательная операция будет явным нарушением Минских соглашений и не найдет понимания в США или ЕС и, тем более, в Москве.

Главным тормозом модернизации ВСУ является не конфликт на востоке страны (который, наоборот, дает импульс к военным реформам), а глубокий экономический и политический кризис украинского государства. В условиях нестабильной политической системы большой военный бюджет становится приманкой для коррупционеров, в совершенстве овладевших «патриотической» риторикой. Сами вопросы военного развития остаются предметом политической игры, а не продуманной стратегией безопасности страны.

В ближайшее время перемен ждать не стоит. Вероятно, Киев способен поддерживать состояние высокой боеготовности для нескольких отборных частей, периодически демонстрируя их достижения западным партнерам и пугая ими население Донбасса. В основной же своей массе ВСУ останутся каркасом гипотетической украинской армии будущего, судьба которой пока туманна.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

27 марта 2014 | 13:03

Украинское направление польской дипломатии

Рассмотрение польской политики в отношении Киева через призму отношений с Москвой является анахронизмом и не даёт понимания действий Варшавы.

24 февраля 2015 | 20:16

Дебаты американских экспертов о вооружении Украины: аргументы за и против

В преддверии Минских переговоров появилась информация о том, что ряд официальных лиц США склоняется к более решительной политике в украинском конфликте и допускает возможность предоставления Киеву летальной военной помощи. На фоне последовавших экспертных публикаций в поддержку и против данного предложения администрация США заняла промежуточную позицию.

22 июля 2016 | 21:45

Дайджест внешней политики США (15 – 21 июля)

Попытка военного переворота в Турции обрушила множество проблем на головы вашингтонского руководства, которое приложило все усилия, чтобы продемонстрировать прочность американо-турецких отношений. Организаторы Республиканской национальной конвенции и штаб Трампа, надеявшиеся положить конец расколу партии, получили неожиданный удар со стороны Теда Круза. Накануне министерской встречи Глобальной коалиции по борьбе с ИГ, ответственный за организацию этой коалиции Бред Макгерк рассказал о стратегии США в борьбе с ИГ.

29 июля 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США (22 – 28 июля)

Во время визита госсекретаря в Лаос и на Филиппины, США попытались, с одной стороны, воспользоваться случаем, чтобы принудить КНР отказаться от односторонних действий в Южно-Китайском море и начать соблюдать нормы международного права, а с другой – не допустить эскалации напряженности в регионе. Скандал накануне Национального съезда демократической партии нарушил планы избирательного штаба Клинтон привлечь на свою сторону сторонников Сандерса. Москва оказалась в центре внимания как внутриполитических дебатов, так и брифингов внешнеполитических ведомств: Госдепартамент и Пентагон разошлись в оценке перспектив сотрудничества России и США по Сирии.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова