Владимир Аватков
Сегодня у России и Турции вновь есть исторический шанс преодолеть политические разногласия, объединить свои разные евразийские концепции и двигаться в будущее вместе, способствуя укреплению стабильности в своих странах, на Кавказе и шире – в Евразии. 
ПРЕМИУМ
17 октября 2014 | 20:47

Политические последствия российско-турецкого экономического сближения

После распада СССР Россия и Турция, находившиеся по разные стороны «железного занавеса», прекратили идеологическое противостояние и активно приступили к экономическому сотрудничеству. Стараясь не обращать внимания на сложности политического взаимодействия по вопросам Кавказа и Центральной Азии, стороны укрепляли экономическое взаимодействие. Это не препятствовало разному восприятию проблем безопасности: Турция оставалась членом НАТО, Россия же являлась ядром ОДКБ. Сегодня обе страны получают значимые бонусы от имеющихся экономических связей, однако следующая ступень сотрудничества потребует новых инвестиций, уровня кооперации и решения наболевших проблем.

По сообщениям министерства экономики России, в январе-июле 2014 года объем российско-турецкого товарооборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 1,5% и составил 18,4 млрд. долларов. При этом российский экспорт вырос на 1,7% и составил 14,4 млрд. долларов, а импорт из Турции увеличился на 0,9% (до 4 млрд. долларов).

На ближайший пятилетний срок высшим руководством России и Турции поставлена задача вывода торгового оборота на сложно достижимую величину – 100 миллиардов долларов. В этой связи обсуждаются различные перспективы расширения сотрудничества двух стран. Торговые агенты стараются расширять имеющиеся возможности.

Увеличиваются поставки газа по трубопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря: с 16 до 19 млрд кубометров в год, о чем осенью договорились глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Кроме того, продолжается сотрудничество двух стран за счет деятельности таких компаний, как Сбербанк, Метрострой, Росатом, Анка, Кастамону и других.

О значимости экономического взаимодействия двух стран говорит и сентябрьский визит в Стамбул министра Алексея Улюкаева, который по итогам переговоров с министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи заявил, что Турция – второй партнер России в Азии и в Европе. В интервью «Вестям» Улюкаев отметил:

«Действительно, товарооборот довольно большой, чуть 32,7 миллиарда долларов, это в Азии второй по объему наш партнер. Если считать Европу, это уже второй после Европейского сообщества. Это большие цифры. Но задача состоит еще большая».

Улюкаев подчеркнул, что для дальнейшего увеличения товарооборота между двумя странами планируется упростить имеющиеся таможенные процедуры и использовать внутренние валюты (сейчас доля операций в рублях и лирах около 5%). Министр не исключил создание различных преференциальных торговых отношений, вплоть до режима свободной торговли между Турцией и Таможенным Союзом.

«Мы говорили о том, что это может быть всеобъемлющая зона свободной торговли или отдельные секторальные режимы преференциальные, например, для сельскохозяйственной продукции. Мы вовремя должны отработать правовую технику и эти вопросы решить».

В целом, экономика Турции способна к расширению взаимодействия с Россией. В своей статье для «Уолл Стрит Жорнал» озаглавленной «Стратегия-2023, или как Турция станет богатой страной» министр финансов Турции Мехмет Шимшек указывает на необходимость для Турции «вырваться из ловушки средних доходов» посредством структурных реформ. Шимшек подчеркивает позитивные результаты развития государства под руководством правящей Партии справедливости и развития за последние десять лет: ВВП на душу населения вырос с 2002 года с 3492 до 10807 долл., Турция достигла значительных успехов в повышении доступа к образованию и преодолению образовательного разрыва между мальчиками и девочками, с 2002 по 2012 гг. расходы на науку и внедрение разработок выросли почти до 1% ВВП, в свою очередь — число патентных заявок за это время увеличилось в 6 раз, заявок на регистрацию товарного знака — в 3 раза.

О значимости развития экономических отношений с Россией говорят и турецкие лидеры. В частности, министр экономики Турции Нихат Зейбекчи после встречи с Алексеем Улюкаевым заявил:

«Мы оцениваем с Россией друг друга с точки зрения больших возможностей. У нас есть поставки в Россию сельскохозяйственных товаров приблизительно на 2 млрд долл. Вывод этой суммы моментально на 4-5 млрд долл. не основная цель. Основная цель – ликвидация всех двусторонних барьеров; мы говорим о новом этапе в нашем сотрудничестве, об оценке реального потенциала, даже о совместных операциях в третьих странах. Мы хотим стать двумя «союзными» странами в торговом смысле, действовать совместно, а не применять физические и таможенные ограничения».

Важно отметить, что для России и Турции сегодня действительно открываются хорошие перспективы по развитию двусторонних экономических отношений, во многом – из-за введённых ЕС санкций против России и ответных мер.

Это понимают и в Москве, и в Анкаре. Турецкая политическая элита мало говорит о ситуации на Украине, больше концентрируется на ближневосточных вопросах. В свою очередь, конфликт между президентом Рэджэпом Тайипом Эрдоганом и лидером одной из влиятельных экономико-религиозных группировок Фетхуллахом Гюленом дает шанс России и Турции более продуктивно сотрудничать на постсоветском пространстве.

Российско-турецкое сближение будет иметь крупные последствия для безопасности на Кавказе. Перегруженность имеющихся в России и Турции морских портов дает шанс двум странам развивать плодотворное сотрудничество на Кавказе на благо интересов региона. В этой связи строительство новых и развитие старых транзитных путей сообщения через территорию Грузии и Абхазии могло бы радикально увеличить возможности укрепления экономического взаимодействия Москвы и Анкары. Расширение же взаимовыгодного сотрудничества на Кавказе могло бы привести к качественно новой ситуации – как в сфере экономики, так и в сферах политики и безопасности. Тогда же можно будет совершенно иначе смотреть на интеграцию Турции со странами Таможенного союза, а проблемы в области безопасности будут медленно уходить с повестки дня.

Сегодня у России и Турции вновь есть исторический шанс преодолеть политические разногласия, объединить свои разные евразийские концепции и двигаться в будущее вместе, способствуя укреплению стабильности в своих странах, на Кавказе и шире – в Евразии. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

6 октября 2017 | 14:35

Дайджест внешней политики США (29 сентября – 5 октября)

Очередной случай массовой стрельбы вновь запустил в США дебаты об ограничении оборота огнестрельного оружия. Нехарактерная для американских президентов публичная поддержка администрацией Трампа компании Boeing в торговом споре с его канадским конкурентом Bombardier вызвала недовольство внутри США. Ссылаясь на необходимость обеспечить безопасность своих служащих на Кубе Госдепартамент начал эвакуацию дипперсонала из Гаваны.

6 октября 2016 | 23:25

Дебаты кандидатов в вице-президенты США закончились победой республиканцев

4 октября в США в рамках предвыборной президентской кампании состоялись дебаты между кандидатами в вице-президенты. По данным опросов победу на них одержал республиканец Майкл Пенс. Ход дискуссии позволяет сделать вывод, что команда Трампа учла ошибки первых дебатов и сделала ставку на последовательную демонстрацию ошибок бывшего госсекретаря.

13 мая 2016 | 22:51

Дайджест внешней политики США за неделю (6-12 мая)

Опубликованное интервью Бена Родса обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности. Группа ведущих американских экспертов на этой неделе выступила с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.

19 ноября 2014 | 14:00

Документ дня: Соглашение о деволюции Британии и Уэльса

Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова