Дмитрий Офицеров-Бельский
Какие-либо серьезные изменения в российско-польских отношениях в ближайшее время вряд ли произойдут. Но есть и определенный набор вариантов, которые могут считаться благоприятными для российской политики. В первую очередь это победа на президентских выборах русофоба Качиньского и сохранение контроля в парламенте за «Гражданской платформой».
ПРЕМИУМ
30 сентября 2014 | 22:41

Политическое значение перестановок во властных кругах Польши

В польских властных кругах – малый тектонический сдвиг. Всему виной назначение премьера Дональда Туска главой Евросовета. Он по своему уникальная личность – в новейшей истории Польши ему удалось дольше всех задержаться в премьерском кресле. Он и теперь не ушел из польской политики полностью, и по всей видимости не планирует этого. После того как Туск сложил полномочия главы кабинета, начались рокировки. Однако на польской политической сцене не появилось новых лиц. Несомненно, все перемещения делаются с оглядкой на предстоящие менее чем через год президентские выборы и следующие за ними парламентские. Впрочем, парламентские выборы могут состояться досрочно, хотя решение на этот счет еще не принято.

Готовящийся отъезд Туска в Брюссель по мнению ряда комментаторов может открыть возможности для оппозиционной «Право и справедливость» и ее лидера Ярослава Качиньского вернуться к власти. С другой стороны события последнего месяца нельзя трактовать иначе как серьезный успех польской политики, главным образом Туска и Сикорского. Поэтому, несмотря на распространенный в польском обществе уклон в евроскепсис, их авторитет должен вырасти - что может отразиться и на результатах голосований.

Ставшая премьером Ева Кропач, в прошлом врач-педиатр, никогда не была ярким политиком. Ее выдвижение как раз и связано с этим обстоятельством, ценность которого теперь стала еще выше. Туск совсем не собирается полностью выпускать из рук бразды правления в Польше и всегда предпочитал окружать себя неяркими людьми. Таким образом, фигура Евы Кропач не является существенной в любых раскладах, а сама она в зависимости от обстоятельств пока еще не проявившихся или независящих от нее может задержаться в кресле премьера надолго или же достаточно быстро его покинуть. Президент Бронислав Коморовский пытался в сложившейся ситуации проводить собственную игру и способствовать назначению на премьерский пост нынешнего министра обороны Томаша Семоняка.

Гораздо более интересен поворот с назначением Радека Сикорского председателем Сейма. Некогда он был министром обороны страны, а затем в течение многих лет возглавлял польскую дипломатию. Это человек, склонный к энергичным действиям и редко стремящийся к компромиссам. Теперь он должен будет показать себя польской общественности с другой стороны. Отношение в Польше к нему достаточно неоднозначное, но признается его настойчивость и определенная успешность в вопросах отстаивания интересов страны. В Польше должность председателя Сейма более публичная, чем в России, так же как выше и значение парламента в целом.

От Сикорского будет требоваться умение настраивать этот механизм, направлять дебаты в конструктивное русло, а главное – укрепить свои позиции среди однопартийцев из «Гражданской Платформы» и создать впечатление о готовности к занятию более серьезного государственного поста.

Очень скоро Радек Сикорский может стать участником президентской гонки. Из всех возможных кандидатов от «Гражданской платформы» у него, пожалуй, наилучшие шансы против Ярослава Качиньского. Возможно, с этим не согласился бы нынешний президент Бронислав Коморовский, но его шансы быть переизбранным очень малы, главным образом потому, что своим видом и поступками он больше напоминает бухгалтера, а не политика. Между тем спрос на харизматичных лидеров в Польше имеется и немалый. Об этом говорит феномен Януша Паликота и Януша Корвин-Микке, которым удалось вывести политический эпатаж на совершенно новый фееричный уровень. Поэтому, если говорить о соревновании харизм, то Сикорский – лучший кандидат от «Гражданской Платформы» на грядущих выборах.

Представляет немалый интерес и возвращение в большую политику Гжегоша Схетины. Некогда он был лидером парламентской фракции «Гражданской платформы», министром внутренних дел, председателем Сейма, а в последние три года находился на весьма скромной по его меркам должности председателя комиссии Сейма по международным делам. Несмотря на это он продолжал быть лидером весьма сильной группы в правящей партии, а также в целом сохранял самостоятельность.

Новому министру иностранных дел придется иметь дело как с Сикорским, так и с теми людьми, которые последние семь работали под началом его предшественника. Поэтому определенная преемственность политики, к сожалению, обеспечена. Вместе с тем он достаточно амбициозен, а потому постарается не затеряться на фоне харизматичного Сикорского.

Это значит, что в преддверии выборов и на фоне обострения внутренних противоречий в правящей партии и в польской политике в целом он может последовать популистскому пути с соответствующими масштабными инициативами и громкими заявлениями.

Это тем более вероятно, поскольку некогда его спад в политической карьере был следствием лоббистского скандала и теперь он нуждается в возвращении симпатий населения.

Какие-либо серьезные изменения в российско-польских отношениях в ближайшее время вряд ли произойдут. Такое утверждение можно делать всегда практически без опасения ошибиться. Но есть и определенный набор вариантов, которые могут считаться благоприятными для российской политики. В первую очередь это победа на президентских выборах русофоба Качиньского и сохранение контроля в парламенте за «Гражданской платформой». Напряжение между президентской властью и парламентом всегда ослабляло польскую внешнюю политику. Сама же фигура Качиньского в качестве президента будет препятствовать не только европеизации польской политики, но и полонизации европейской восточной политики. В отношениях же с Россией в этом случае можно ожидать прочной заморозки, что по нынешним реалиям не худшее развитие событий.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

3 августа 2014 | 01:08

Грозит ли Бараку Обаме импичмент?

Контекст «импичмента» в отношении Обамы носит символический характер со стороны республиканцев. В соответствии с частью 6 раздела 3 первой статьи Конституции исключительное право «рассматривать по существу импичмент» принадлежат Сенату, где большинство сегодня за демократами.

25 августа 2014 | 17:27

Адоманис: Киев напрасно надеется на европейское финансирование

Призыв к осторожности не означает прямое осуждение действий Украины на Востоке. Президент Петр Порошенко планирует продолжение военной операции, по-прежнему называя ополченцев "террористами". Пока волна революционного энтузиазма в обществе помогает правительству Украины в его радикальных планах - с поддержкой ЕС или без нее.

4 августа 2015 | 12:21

Причины устойчивости новой парламентской коалиции в Молдавии

В результате долгих переговоров в Молдавии сформирована устойчивая парламентская коалиция. Одним из факторов устойчивости коалиции стала слабость правительства и секторальное распределение ответственности партий. Хотя правительство, вероятно, проработает лишь часть срока до новых парламентских выборов, сама коалиция окажется более долговечной.

11 апреля 2015 | 11:00

Международные итоги недели: Мастера переговорного жанра

Уходящая неделя прошла под знаком интенсивных переговоров по самым острым международным проблемам. В Москве лидеры России и Греции обсуждали межгосударственные отношения, заставив поволноваться руководителей Евросоюза. Также в российской столице встретились представители официального Дамаска и сирийской оппозиции. Сеул и Токио обменялись претензиями по поводу принадлежности спорных островов, а VII саммит Америк показал, что страны латиноамериканского региона больше не хотят быть «задним двором» США.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
13 января 2015 | 11:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова