В польских властных кругах – малый тектонический сдвиг. Всему виной назначение премьера Дональда Туска главой Евросовета. Он по своему уникальная личность – в новейшей истории Польши ему удалось дольше всех задержаться в премьерском кресле. Он и теперь не ушел из польской политики полностью, и по всей видимости не планирует этого. После того как Туск сложил полномочия главы кабинета, начались рокировки. Однако на польской политической сцене не появилось новых лиц. Несомненно, все перемещения делаются с оглядкой на предстоящие менее чем через год президентские выборы и следующие за ними парламентские. Впрочем, парламентские выборы могут состояться досрочно, хотя решение на этот счет еще не принято.
Готовящийся отъезд Туска в Брюссель по мнению ряда комментаторов может открыть возможности для оппозиционной «Право и справедливость» и ее лидера Ярослава Качиньского вернуться к власти. С другой стороны события последнего месяца нельзя трактовать иначе как серьезный успех польской политики, главным образом Туска и Сикорского. Поэтому, несмотря на распространенный в польском обществе уклон в евроскепсис, их авторитет должен вырасти - что может отразиться и на результатах голосований.
Ставшая премьером Ева Кропач, в прошлом врач-педиатр, никогда не была ярким политиком. Ее выдвижение как раз и связано с этим обстоятельством, ценность которого теперь стала еще выше. Туск совсем не собирается полностью выпускать из рук бразды правления в Польше и всегда предпочитал окружать себя неяркими людьми. Таким образом, фигура Евы Кропач не является существенной в любых раскладах, а сама она в зависимости от обстоятельств пока еще не проявившихся или независящих от нее может задержаться в кресле премьера надолго или же достаточно быстро его покинуть. Президент Бронислав Коморовский пытался в сложившейся ситуации проводить собственную игру и способствовать назначению на премьерский пост нынешнего министра обороны Томаша Семоняка.
Гораздо более интересен поворот с назначением Радека Сикорского председателем Сейма. Некогда он был министром обороны страны, а затем в течение многих лет возглавлял польскую дипломатию. Это человек, склонный к энергичным действиям и редко стремящийся к компромиссам. Теперь он должен будет показать себя польской общественности с другой стороны. Отношение в Польше к нему достаточно неоднозначное, но признается его настойчивость и определенная успешность в вопросах отстаивания интересов страны. В Польше должность председателя Сейма более публичная, чем в России, так же как выше и значение парламента в целом.
От Сикорского будет требоваться умение настраивать этот механизм, направлять дебаты в конструктивное русло, а главное – укрепить свои позиции среди однопартийцев из «Гражданской Платформы» и создать впечатление о готовности к занятию более серьезного государственного поста.
Очень скоро Радек Сикорский может стать участником президентской гонки. Из всех возможных кандидатов от «Гражданской платформы» у него, пожалуй, наилучшие шансы против Ярослава Качиньского. Возможно, с этим не согласился бы нынешний президент Бронислав Коморовский, но его шансы быть переизбранным очень малы, главным образом потому, что своим видом и поступками он больше напоминает бухгалтера, а не политика. Между тем спрос на харизматичных лидеров в Польше имеется и немалый. Об этом говорит феномен Януша Паликота и Януша Корвин-Микке, которым удалось вывести политический эпатаж на совершенно новый фееричный уровень. Поэтому, если говорить о соревновании харизм, то Сикорский – лучший кандидат от «Гражданской Платформы» на грядущих выборах.
Представляет немалый интерес и возвращение в большую политику Гжегоша Схетины. Некогда он был лидером парламентской фракции «Гражданской платформы», министром внутренних дел, председателем Сейма, а в последние три года находился на весьма скромной по его меркам должности председателя комиссии Сейма по международным делам. Несмотря на это он продолжал быть лидером весьма сильной группы в правящей партии, а также в целом сохранял самостоятельность.
Новому министру иностранных дел придется иметь дело как с Сикорским, так и с теми людьми, которые последние семь работали под началом его предшественника. Поэтому определенная преемственность политики, к сожалению, обеспечена. Вместе с тем он достаточно амбициозен, а потому постарается не затеряться на фоне харизматичного Сикорского.
Это значит, что в преддверии выборов и на фоне обострения внутренних противоречий в правящей партии и в польской политике в целом он может последовать популистскому пути с соответствующими масштабными инициативами и громкими заявлениями.
Это тем более вероятно, поскольку некогда его спад в политической карьере был следствием лоббистского скандала и теперь он нуждается в возвращении симпатий населения.
Какие-либо серьезные изменения в российско-польских отношениях в ближайшее время вряд ли произойдут. Такое утверждение можно делать всегда практически без опасения ошибиться. Но есть и определенный набор вариантов, которые могут считаться благоприятными для российской политики. В первую очередь это победа на президентских выборах русофоба Качиньского и сохранение контроля в парламенте за «Гражданской платформой». Напряжение между президентской властью и парламентом всегда ослабляло польскую внешнюю политику. Сама же фигура Качиньского в качестве президента будет препятствовать не только европеизации польской политики, но и полонизации европейской восточной политики. В отношениях же с Россией в этом случае можно ожидать прочной заморозки, что по нынешним реалиям не худшее развитие событий.
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.
18 апреля в Москве состоится круглый стол «Развитие ситуации в Афганистане в 2016 году», который проводят Российский совет по международным делам и агентство «Внешняя политика» при участии Международного комитета Красного Креста.
Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения, оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.