Дмитрий Офицеров-Бельский
Геворг Мирзаян
Польское самосознание традиционно виктимизировано и основывается на памяти о нескончаемом национальном страдании. И если страданий в обозримом прошлом не находится, то их следует придумать. Германия на роль исторического мучителя Польши не так уж сильно подходит сейчас по политическим соображениям. Что же касается России – то на роль врага Польши она подходит идеально, но причины этого не исторические, а очень даже актуальные.
ПРЕМИУМ
31 марта 2016 | 22:00

Польша как ведущая сила Восточной Европы: отношения с Россией и ЕС

Варшава постепенно превращается в ведущую силу Восточной Европы, и будет всячески мешать России налаживать отношения со странами этого региона. Особенно в том, случае, если власть Брюсселя будет слабеть и Евросоюз станет постепенно превращаться в «клуб по интересам».

На днях, глава государственного Института национальной памяти Польши Лукаш Каминьский заявил, что символизировавшие "господство коммунистической системы над Польшей" советские памятники должны быть снесены и перенесены в музеи, речь идет о порядка 500 монументах.  В российском МИДе планы польских властей назвали "неприкрытым цинизмом". 

О последней инициативе со сносом памятников, о российско-польских отношениях в целом, сером кардинале Ярославе Качиньском и политике Варшавы в Восточной Европе рассказал европеист, доцент Высшей Школы Экономики Дмитрий Офицеров-Бельский.

Молодежь нужно воспитывать

Нынешняя история с российскими памятниками - это продолжение русофобского тренда? Как вообще к этому относятся в польском обществе и политико-академическом сообществе?

Вообще, русофобию поляков не стоит преувеличивать. Характер у нее весьма своеобразный – нередко это категорическое неприятие России, но вполне доброжелательное отношение к русским. Да, в последние годы пропаганда делает свое дело и поддержка россиянами политики Владимира Путина по сути снимают эту дуалистичность отношения к нам.

Тем не менее, идея Лукаша Каминьского (директора польского Института Национальной памяти) демонтировать 500 памятников советской эпохи и сейчас весьма противоречива для большинства поляков. Даже для электората «Права и Справедливости». Одна его часть – традиционная, это пожилая и очень религиозная часть населения. Это люди, помнящие ужасы германского нацизма, бывавшие в СССР и в меньшей степени подверженные русофобским настроениям, чем поколение «Солидарности». Вторая - это молодежь, которую в последнее время удалось привлечь польским правым. Для нее эти памятники не являются ни символом освобождения Польши от германской оккупации, ни напоминанием о годах социализма. Польская молодежь становится все более космополитичной и исторические вопросы волнуют ее гораздо меньше чем старшее поколение.

Тогда зачем «Право и Справедливость» муссирует тему?

Именно космополитичность молодежи и заставляет польских правых озадачиться проблемой пробуждения национальной памяти среди молодого поколения.Но тут же возникает вопрос – где та почва, на которой должно произрасти польское самосознание у молодежи? Проблема нетривиальная, потому как более семидесяти лет Польша ни с кем не воевала, страданий не терпела, - а между тем, польское самосознание традиционно виктимизировано и основывается на памяти о нескончаемом национальном страдании. И если страданий в обозримом прошлом не находится, то их следует придумать. Германия на роль исторического мучителя Польши не так уж сильно подходит сейчас по политическим соображениям, хотя и в отношении западного соседа поляки сейчас делают резкие выпады один за другим. Что же касается России – то на роль врага Польши она подходит идеально, но причины этого не исторические, а очень даже актуальные.

Институт выходит из анабиоза

А что это вообще за Институт  Национальной памяти? Чем он занимается?

Мы привыкли понимать под словом «институт» некое научное учреждение и поэтому инициативы такого рода вызывают удивление. На самом деле, Институт Национальной Памяти имеет длинное название, вторая часть которого звучит так – «Комиссия по расследованию преступлений против польского народа». Это государственная структура, которая помимо расследований занимается еще и составлением люстрационных списков, в которые попадают бывшие польские политики, военнослужащие, работники спецслужб социалистической эпохи.

Традиционно считается, что организация связана с польскими правыми, она действует с 1998 года. За год до этого в Польше состоялись парламентские  выборы, на которых победила избирательная коалиция «Солидарность» - это были последние осколки былой «Солидарности» и их последний успех. Им удалось продавить закон о создании Института Национальной Памяти, но с тех лет эта комиссия пережила немало правительств. И как только правые побеждают, институт выходит из анабиоза и начинает продуцировать одну за другой безумные идеи, пытаясь тем самым подтвердить необходимость собственного существования. Организация давно уже живет в системе собственных смыслов, но время от времени, в периоды пробуждения, что-то из того, что они делают, оказывается востребованным. Так, они собирают и публикуют информацию о преступлениях III Рейха, о советской политике на освобождаемой территории Польши, деятельности советских спецслужб на территории Польши. Фактически обо всем, где можно увидеть «руку Москвы» вплоть до 1990 года.

А национальная память распространяется только на советскую Польшу или на 30-е годы тоже? Поляки не помнят, как такая же русофобская политика и отказ от защиты собственных интересов ради этой политики чуть не привел к уничтожению Польши со стороны Германии? Вообще какие-то аналогии с тем временем проводят?

Относительно того, как русофобская политика привела к национальной катастрофе в 1939 году я говорить не берусь, как раз потому, что я изначально специалист именно по тому периоду. Там было все гораздо сложнее. Были, конечно, ошибки восприятия – немцев считали культурным европейским народом, а Гитлер воспринимался как популист с агрессивной риторикой, но и только. Даже аншлюс Австрии и Мюнхен не особо заставили задуматься. Русские же виделись некими азиатскими варварами с очень странной атеистической идеологией и с восточным тираном во главе. Но это только часть ответа, реально все было гораздо сложнее.

Если же говорить о реминисценциях из далеких 1930-х, то они странным образом стали вновь актуальными. Фактически, в эпохе Юзефа Пилсудского (фактического главы Польши в 20-е и первую половину 30-х годов) Качиньский черпает вдохновение. Его роль сейчас - начальника государства. Как и Пилсудский, он не занимает высших государственных должностей, но правит страной. Только времена изменились и такой неформальный стиль руководства, который при Пилсудском держался на насилии и жестоких репрессиях против оппозиции, сейчас невозможен. Дальнейшие попытки концентрации власти встретят очень серьезное сопротивление в обществе и среди европейских соседей.

Поляки хотят быть в евроклубе, а не в Евросоюзе

Как сейчас складываются отношения между Польшей и Брюсселем? Не только во вопросу беженцев, но и по украинской и российской темам? Как Польша видит будущее Европы?

Отношения очень плохие. Брюссель все же не теряет надежды, что польское руководство одумается и дальше реформ  Конституционного суда не пойдет, тогда как в Польше надеются, что ослабление ЕС даст возможность пойти дальше и провести радикальные изменения Конституции или даже принять новую.

Польские правые – настоящие евроскептики, к тому же весьма настроенные против Берлина и его ведущей роли в ЕС. Вместе с тем, они сохраняют приверженность атлантизму и ставший уже традиционным курс в фарватере американской политики. Нужно отметить, что в Варшаве с большим интересом отнеслись к британскому опыту торга с Брюсселем и намерены добиваться схожих уступок. Будущее Европы из Лондона и Варшавы видится одинаково – как своего рода клуба, каждый из членов которого волен самостоятельно выбирать необходимые ему опции. Как и Великобритания, Польша намерена сохранять приверженность национальной валюте, вести независимую миграционную политику, однако пытается настаивать на выработке консолидированной линии европейских стран в международных вопросах, что совсем не интересно для британцев. В общем-то, ключевые союзники США в Европе ведут сейчас политику, направленную на ослабление европейского единства и это очень интересный симптом.

Можно ли еще считать Польшу лидером Восточной Европы? Как на это смотрит ЕС и Вышеградская Группа?

Безусловно. Вышеградская группа переживает сейчас ренессанс и лидерство поляков в регионе уже никто не возьмётся оспаривать. Главной задачей Польши в регионе является расширение круга взаимодействия, не ограничиваясь более сотрудничеством в рамках вышеградской четверки. В публичный оборот входит понятие «страны ABC»  - это Адриатика-Балтика-Черное море. Среди задач второго уровня - выработка общей позиции вышеградских стран и остальных соседей по ключевым вопросам к саммиту НАТО в Варшаве и формирование общей позиции по энергетическим вопросам. В этом контексте очень интересным является турне Анджея Дуды по вышеградским странам, которое он провел в марте этого года. Очень теплые встречи с президентом Чехии Милошем Земаном и ее премьером Богуславом Соботкой, венгерским премьером Виктором Орбаном и спикером парламента Ласло Кёвером, сопровождавшиеся вручением высших польских наград, как раз в духе 1930-х годов.

Венгрия - не конкурент

Орбан и Качиньский разве не рассматривают друг друга в качестве конкурентов за господство над Восточной Европой и усиливающимися в регионе радикальными настроениями?

Орбану все нравится - еще одним радикалом в регионе стало больше, что может привести к снижению уровня критики венгерского премьера из Берлина и Брюсселя. Что же касается польского лидера, то год назад Качиньский отказался встречаться с Орбаном из-за его "пророссийской позиции", а в январе этого года они вместе шесть часов тепло общались и кушали форель. Он , во-первых, понимает, что у Орбана не тот вес в регионе для того, чтобы каким-то образом конкурировать с Качиньским. А во-вторых, в отношении той же Венгрии у польского лидера существует некое разделение полномочий с Вашингтоном. Все задачи жесткого давления взяли на себя американцы, тогда как Качиньский реализует стратегию «мягкого лидерства»

Риторика польской дипломатии в отношении соседей существенно изменилась. Даже тема отказа Чехии, Венгрии и Словакии от более активной роли в НАТО затрагивается очень мягко. Как заметил советник польского президента по внешнеполитическим вопросам Кшиштоф Шчерский, даже если Чехия и Венгрия сами не стремятся к тому, чтобы на их территории было усилено присутствие НАТО, то они все же поддерживают позицию и усилия стран, таких как Польша, которых такое присутствие привлекает. Варшава играет в «доброго полицейского», но мягко и упорно втягивает вышеградских соседей в зону атлантической солидарности.

То есть разговоры о подъеме пророссийских настроений в Восточной Европе несколько преувеличены?

Чехия, Венгрия и Словакия не так уж лояльны России, как нам иногда хотелось бы думать – как раз в ходе турне Анджея Дуды, 17 марта 2016 года, главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру было направлено письмо, инициированное Польшей, в котором девять стран ЕС, а это были исключительно страны Восточной Европы, указывали на угрозы, которые несет европейской энергетической безопасности проект Nord Stream-2. В целом политика Польши хотя и сталкивается с трудностями, но достаточно успешна, а это значит, что нам пора перестать воспринимать поляков, как одержимых скандалистов и обращать внимание не только на сносимые памятники, но и на более существенные в актуальной политике вещи. Варшава постепенно превращается в ведущую силу Восточной Европы, и будет всячески мешать России налаживать отношения со странами этого региона. Особенно в том, случае, если власть Брюсселя будет слабеть и Евросоюз станет постепенно превращаться в «клуб по интересам».

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

8 октября 2014 | 03:14

Последствия контртеррористической операции для режима Асада

На сегодня Асад в глазах Запада и большинства сирийцев предстает единственно возможной опорой для процесса разрешения сирийского кризиса и восстановления страны. Однако Саудовская Аравия и Катар едва ли смогут смириться с таким сценарием развития событий: поводов и причин для прекращения их поддержки оппозиции в борьбе с Асадом на данный момент не имеется, что также препятствует урегулированию.

1 июня 2018 | 09:53

Дайджест внешней политики США (25-31 мая)

Объясняя письмо, содержащее отказ от участия в саммите в Сингапуре, необходимостью положить конец «двухмесячному флирту» с Северной Кореей, американская администрация на этой неделе возобновила подготовку, отметив появившуюся серьезность намерений Пхеньяна. Перемирие в торговой войне с Китаем завершилось новыми угрозами со стороны Вашингтона, призванными поднять ставки на предстоящем раунде переговоров.

18 сентября 2015 | 19:03

Дайджест внешней политики США за неделю (11 - 17 сентября)

На этой неделе основной темой внешнеполитического дискурса в Вашингтоне, занявшей центральное место на всех пресс-брифингах всех основных ведомств, имеющих отношение к выработке внешней политики, стала ситуация в Сирии. При этом дебаты велись по двум направлениям: 1) какие мотивы преследует Москва, и какие действия в этом отношении планирует предпринять американское руководство; 2) анализ успешности текущей американской стратегии по борьбе с Исламским государством.

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова