19 декабря во время открытия фотовыставки «Россия глазами турок» в Галерее современного искусства в Анкаре был убит посол России в Турции Андрей Карлов. Трагедия квалифицирована Россией как теракт. Событие получило мировой резонанс, с соболезнованиями выступили главы государств и иностранных ведомств.
Сразу после совершения теракта эксперты стали делать предположения о его причинах и целях. Ответственность за совершенное преступление пока не взяла на себя ни одна террористическая группировка, что оставляет пространство для самых разных предположений. По мнению руководителя агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова:
«Произошедшее — в интересах тех, кто хочет сломать хрупкий процесс российско-турецкого сближения, пока обстоятельства выглядят так, что теракт совершил одиночка, который мог быть радикализирован сообщениями СМИ, в которых ситуация в Сирии и Алеппо давалась тенденциозно и основная вина за гуманитарный кризис возлагалась на Россию».
Убийство посла, безусловно, скажется на характере российско-турецких отношений. Вряд ли стоит ожидать повторения стремительного падения уровня доверия между странами после сбитого истребителя ВКС РФ, однако у российской стороны наверняка возникнут неприятные вопросы к Анкаре. Многие из них будут касаться обеспечения безопасности российских дипломатов на турецкой земле. Все это может осложнить российско-турецкое взаимодействие в Сирии. Как отмечает аналитик агентства «Внешняя политика» Владимир Аватков:
«Между Россией и Турцией по вопросу Сирии сейчас наладилось относительное взаимодействие, пусть и не кооперация. Должны состояться переговоры России, Турции и Ирана. При этом в Турции разгуливают террористические группировки, обстановка нестабильна в плане безопасности. Бесспорно, с турецких властей нельзя снимать ответственность. Они должны были обеспечить должную безопасность нашего посла»
Несмотря на то, что после убийства террорист выкрикивал лозунги, критикующие действия России в Сирии, главным пострадавшим в ходе теракта является не Москва, а президент Турции Реджеп Эрдоган. Для российского руководство демонстративное убийство посла по понятным причинам не станет поводом для сворачивания действий по борьбе с международным терроризмом в Алеппо и других сирийских городах, тогда как Эрдоган оказался в довольно уязвимом положении. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«…самая реалистичная версия, на наш взгляд, состоит в том, что целью теракта был не посол (чья смерть стала лишь инструментом), а Эрдоган. Убийство российского дипломата должно было нанести многосторонний удар по позициям турецкого президента, внутренним и внешним. Здесь и демонстрация его слабости, неспособности контролировать ситуацию в стране (что увидят как инвесторы, так и туристы, в том числе и российские), и принуждение Эрдогана к закручиванию гаек в Турции, что вызовет ответное сопротивление населения, и дискредитация Анкары в обществе страны, являющейся на сегодняшний день единственным доброжелательным партнером Турции из всех великих держав».
Усилия турецкого руководства на текущем этапе будут направлены на совместный с Россией поиск организаторов теракта и наказание виновных в трагедии. Эрдогану придется доказывать, что он владеет ситуацией и случившаяся трагедия является делом рук внешних сил, которые действуют с вопиющим цинизмом. С противном случае придется предъявлять российским партнерам версию о фанатике, действовавшим в одиночку.
Сетуя на российский «ревизионизм» в Крыму, стоило бы не забывать про «ревизионистские попытки» 2004-2008 годов с другой стороны и «разморозку» этнополитических конфликтов в Закавказье. Это не оправдывает российские действия последних двух лет, не делает их высшим достижением военно-политической и дипломатической теории и практики, но помогает понять тот контекст, в котором формировалась убежденность Кремля в том, что лучшими союзниками страны могут быть лишь армия и флот.
Польская политика станет более проамериканской, но нужно помнить, что и раньше при любом правительстве направления и лимиты сотрудничества задавали в Вашингтоне, а не в Варшаве. Разница была лишь в том, насколько польские политики были готовы торговаться, отстаивая национальные интересы страны.
Неконтролируемый рост исламского фактора во внутриполитической ситуации и внешней политике вступает в прямое противоречие с участием Кыргызстана в евразийской интеграции, угрожает сохранению светского характера государства, поликультурного общества и формированию общенациональной идентичности в Кыргызстане, политическому суверенитету.
Проблема мирового сообщества заключается не столько в остроте каждого из кризисов, сколько в том, что они носят глобальный характер, и, наслаиваясь друг на друга, создают ситуацию, выходящую далеко за рамки возможностей и компетенции национальных правительств. Власти каждой из стран, принимая решения в соответствии с пониманием своих интересов, зачастую усугубляют положение соседей.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.