Парламентской коалиции на Украине все сложнее демонстрировать единство в условиях усиления влияния президента Петра Порошенко. Украинский лидер в последнее время занялся формированием властной вертикали – тем, в чем свое время обвиняли Виктора Януковича. А поскольку чрезмерное усиление института президента всегда вызывало пропорциональный отпор со стороны финансово-промышленных групп и некрупных политических партий, фракции парламентской коалиции уже давно не действуют сообща. Лишь после долгих переговоров и «торгов» они поддерживают ключевые инициативы правительства и президента. В итоге коалиция функционирует в формате «матрешки»: в основном совместно голосуют две фракции («Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт»), к которым присоединяются внекоалиционные группы депутатов («Воля народа» или «Возрождение»). И лишь по важным политическим вопросам удается добиться голосования трех-четырех фракций парламентской коалиции.
Подобная неустойчивость в рамках парламентско-президентской формы правления ведет к образованию неожиданных альянсов. Например, после отставки Игоря Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области наметилось его сближение с Радикальной партией Олега Ляшко, хотя до этого олигарх и главный «радикал» Украины неоднократно обменивались публичными оскорблениями. Также наметилось сближение между конкурирующими популистскими проектами – ВО «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко и Объединения «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. Эти политические силы объединяет желание проявить себя на фоне более крупных фракций коалиции, чтобы показать достойный результат на предстоящих местных выборах. При этом, идеологически партии Тимошенко и Садового несовместимы: «Батькивщина» - это левоцентристский проект с акцентом на социальную справедливость, а «Самопомощь» - наоборот, правоцентристское объединение с христианско-демократической риторикой.
Наиболее неожиданный альянс сформировался в защиту Валентина Наливайченко, теперь уже бывшего руководителя Службы безопасности Украины. Отставка Наливайченко была вызвана излишней самостоятельностью последнего и традиционными трениями между силовыми ведомствами – СБУ, Генпрокураторой и МВД. Петр Порошенко решил поставить во главе контрразведывательного ведомства лояльную себе фигуру. В защиту бывшего главы Службы безопасности выступили не только представители группы «Удар», но и фракции «Самопомощи» и Радикальной партии, а также депутатские группы «Возрождение» и «Укроп». Иными словами, напористые действия президента Петра Порошенко сплотили стоящих за этими политическими силами Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского. И хотя «Самопомощь» в итоге согласилась проголосовать за отставку Наливайченко, депутаты этой фракции стали продвигать идею отставки других силовиков – генерального прокурора и министра внутренних дел, к деятельности которых больше нареканий.
Неожиданные альянсы усиливают расколы и разногласия внутри парламентской коалиции.
После того, как олигарх Дмитрий Фирташ в венском суде обнародовал содержание закулисных политических договоренностей марта 2014 года, заметно обострились противоречия между киевским мэром Виталием Кличко (спонсируется Фирташем) и украинским президентом. В итоге группа партии «Удар» иногда стала голосовать отдельно от фракции БПП, в которую входит. Камнем преткновения между Порошенко и Кличко стал вопрос квот на местных выборах. По мартовским соглашениям прошлого года, «Удар» и «Солидарность» должны были разделить полученные места в парламенте в равных долях, однако в итоге получилось 70 к 30. Не претендуя на передел депутатских мандатов, Кличко настаивает, что равенство квот должно быть соблюдено хотя бы на уровне областных, районных, городских и сельских советов. Напротив, Петр Порошенко исходит из реального расклада сил: электоральный рейтинг его политической силы намного выше рейтинга «Удара». По данным майского опроса КМИС, «Удар» намерены поддержать 1,5% тех, кто готов принять участие в голосовании, а «Солидарность» Порошенко – 21,2%. С учетом того, что ряд прежних договоренностей Кличко-Порошенко не был выполнен (например, пост вице-премьера для «Удара»), поиск компромисса обещает быть продолжительным.
Голосование по отставке Наливайченко подтвердило еще одно важное наблюдение. «Народный фронт» премьер-министра Арсения Яценюка дистанцировался от Игоря Коломойского и в ходе недолгой конфронтации вокруг бывшего главы СБУ фактически встал на сторону президента. Вероятно, Яценюка поставили перед выбором: или замена главы правительства на лояльного президенту функционера (этот сценарий активно обсуждается с марта этого года), или сохранение нынешнего премьера в обмен на дальнейшее усиление влияния президента. В итоге, Арсений Яценюк выбрал последний вариант, который ослабляет его не только как премьер-министра, но и как лидера политической силы. В условиях приближающихся местных выборов и ограниченного числа спонсоров для политических партий отказ от поддержки Коломойского может отказаться для «Народного фронта» судьбоносным.
Новая волна публичных скандалов и неожиданных альянсов наступит к концу парламентской сессии, когда на рассмотрение Верховной Рады будет внесен проект изменения Конституции. Этот проект предусматривает не столько «децентрализацию», сколько перераспределение властных полномочий в пользу президента.
Предполагается, что Петр Порошенко получит право роспуска местных советов, а должность главы областной государственной администрации, назначаемого президентом, будет переименована в «государственного урядника». Одновременно, в поправках к Конституции планируется более детально отрегулировать механизм местных выборов, а именно: количество туров выборов для мэров городов, применение пропорциональной избирательной системы, принципы формирования избирательных округов.
Фракции парламентской коалиции по-разному видят решение этих важных вопросов. Например, для «Батькивщины» принципиальное значение имеет право партий отзывать депутата из выборного органа в случае его политических или дисциплинарных проступков. Для Петра Порошенко и большинства его фракции важно отстоять право президента распускать местные советы. Для Радикальной партии перемены во многом сводятся к праву партий на местных выборах объединяться в избирательные блоки. Противоречия между участниками коалиции также коснутся таких предложений, как закрепление за партиями исключительного права выдвигать кандидатов в мэры в крупных городах (областные центры и Севастополь), формат введения «открытых списков» в избирательный механизм, а также сокращение численности местных советов.
Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции.
Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы.
В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее. Маловероятно, что украинскому президенту удастся одновременно делать уступки парламентским фракциям в обмен на их поддержку и продолжать линию на расширение собственного влияния. Возможностей для сохранения коалиции в нынешнем составе остается немного: после местных выборов осенью 2015 года вероятно формирование нового правительства и новой коалиции фракций.
События в Шарлоттсвилле и реакция на них Дональда Трампа вызвали в США дебаты о радикализации общества, а также новую волну отречений от «утратившего моральный компас» президента. После неудачной первой встречи американо-китайского Всеобъемлющего экономического диалога Вашингтон решил повысить градус в деле пересмотра торговых отношений с Пекином. Начало переговоров по НАФТА продемонстрировало серьезные различия между стартовыми позициями сторон.
Лояльность граждан государству определяется довольно прагматичными соображениями. Либо человек убежден, что может в рамках своей территориальной или этнической общности жить вне пределов политического поля страны, либо наоборот не мыслит себя вне политического порядка, несмотря на все его недостатки. Во втором случае гражданин может критически относиться к действующему режиму и его идеологии, но все же воспринимать его как меньшее зло. Именно этот взгляд на постсоветскую Украину является сейчас причиной сохранения целостности страны, несмотря на жесточайший кризис.
Несмотря на ряд сохраняющихся противоречий, Москва и Вашингтон смогли найти общий знаменатель по сирийской проблеме, что превратило Россию в риторике США из разжигателя конфликта в партнера по его разрешению. Очередной дефолт Пуэрто-Рико послужил напоминанием о необходимости разрешения вопроса о юридическом статусе этой «неинкорпорированной территории». Во вторник Дональд Трамп стал «предполагаемым» кандидатом от республиканской партии, чье руководство взялось за непростую задачу по сплочению своих рядов для победы над Хиллари Клинтон в ноябре.
Основной темой обсуждения в Конгрессе США последние недели были законопроекты по торговым полномочиям американского законодательного органа, а также по программе помощи пострадавшим от неблагоприятных последствий импорта. Кроме того, в преддверии визита китайского лидера в США, запланированного на сентябрь, разворачиваются дебаты на тему оптимальной стратегии в отношении Китая. Параллельно с этим, становящаяся все более интенсивной президентская гонка толкает потенциальных кандидатов на обсуждение основных внешнеполитических тем.