Иван Лошкарёв
Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.
ПРЕМИУМ
22 июня 2015 | 09:52

Последствия усиления власти Петра Порошенко для украинской политики

Парламентской коалиции на Украине все сложнее демонстрировать единство в условиях усиления влияния президента Петра Порошенко. Украинский лидер в последнее время занялся формированием властной вертикали – тем, в чем свое время обвиняли Виктора Януковича. А поскольку чрезмерное усиление института президента всегда вызывало пропорциональный отпор со стороны финансово-промышленных групп и некрупных политических партий, фракции парламентской коалиции уже давно не действуют сообща. Лишь после долгих переговоров и «торгов» они поддерживают ключевые инициативы правительства и президента. В итоге коалиция функционирует в формате «матрешки»: в основном совместно голосуют две фракции («Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт»), к которым присоединяются внекоалиционные группы депутатов («Воля народа» или «Возрождение»). И лишь по важным политическим вопросам удается добиться голосования трех-четырех фракций парламентской коалиции.

Подобная неустойчивость в рамках парламентско-президентской формы правления ведет к образованию неожиданных альянсов. Например, после отставки Игоря Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области наметилось его сближение с Радикальной партией Олега Ляшко, хотя до этого олигарх и главный «радикал» Украины неоднократно обменивались публичными оскорблениями. Также наметилось сближение между конкурирующими популистскими проектами – ВО «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко и Объединения «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. Эти политические силы объединяет желание проявить себя на фоне более крупных фракций коалиции, чтобы показать достойный результат на предстоящих местных выборах. При этом, идеологически партии Тимошенко и Садового несовместимы: «Батькивщина» - это левоцентристский проект с акцентом на социальную справедливость, а «Самопомощь» - наоборот, правоцентристское объединение с христианско-демократической риторикой.

Наиболее неожиданный альянс сформировался в защиту Валентина Наливайченко, теперь уже бывшего руководителя Службы безопасности Украины. Отставка Наливайченко была вызвана излишней самостоятельностью последнего и традиционными трениями между силовыми ведомствами – СБУ, Генпрокураторой и МВД. Петр Порошенко решил поставить во главе контрразведывательного ведомства лояльную себе фигуру. В защиту бывшего главы Службы безопасности выступили не только представители группы «Удар», но и фракции «Самопомощи» и Радикальной партии, а также депутатские группы «Возрождение» и «Укроп». Иными словами, напористые действия президента Петра Порошенко сплотили стоящих за этими политическими силами Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского. И хотя «Самопомощь» в итоге согласилась проголосовать за отставку Наливайченко, депутаты этой фракции стали продвигать идею отставки других силовиков – генерального прокурора и министра внутренних дел, к деятельности которых больше нареканий.

Неожиданные альянсы усиливают расколы и разногласия внутри парламентской коалиции.

После того, как олигарх Дмитрий Фирташ в венском суде обнародовал содержание закулисных политических договоренностей марта 2014 года, заметно обострились противоречия между киевским мэром Виталием Кличко (спонсируется Фирташем) и украинским президентом. В итоге группа партии «Удар» иногда стала голосовать отдельно от фракции БПП, в которую входит. Камнем преткновения между Порошенко и Кличко стал вопрос квот на местных выборах. По мартовским соглашениям прошлого года, «Удар» и «Солидарность» должны были разделить полученные места в парламенте в равных долях, однако в итоге получилось 70 к 30. Не претендуя на передел депутатских мандатов, Кличко настаивает, что равенство квот должно быть соблюдено хотя бы на уровне областных, районных, городских и сельских советов. Напротив, Петр Порошенко исходит из реального расклада сил: электоральный рейтинг его политической силы намного выше рейтинга «Удара».  По данным майского опроса КМИС, «Удар» намерены поддержать 1,5% тех, кто готов принять участие в голосовании, а «Солидарность» Порошенко – 21,2%. С учетом того, что ряд прежних договоренностей Кличко-Порошенко не был выполнен (например, пост вице-премьера для «Удара»), поиск компромисса обещает быть продолжительным.

Голосование по отставке Наливайченко подтвердило еще одно важное наблюдение. «Народный фронт» премьер-министра Арсения Яценюка дистанцировался от Игоря Коломойского и в ходе недолгой конфронтации вокруг бывшего главы СБУ фактически встал на сторону президента. Вероятно, Яценюка поставили перед выбором: или замена главы правительства на лояльного президенту функционера (этот сценарий активно обсуждается с марта этого года), или сохранение нынешнего премьера в обмен на дальнейшее усиление влияния президента. В итоге, Арсений Яценюк выбрал последний вариант, который ослабляет его не только как премьер-министра, но и как лидера политической силы. В условиях приближающихся местных выборов и ограниченного числа спонсоров для политических партий отказ от поддержки Коломойского может отказаться для «Народного фронта» судьбоносным.

Новая волна публичных скандалов и неожиданных альянсов наступит к концу парламентской сессии, когда на рассмотрение Верховной Рады будет внесен проект изменения Конституции. Этот проект предусматривает не столько «децентрализацию», сколько перераспределение властных полномочий в пользу президента.

Предполагается, что Петр Порошенко получит право роспуска местных советов, а должность главы областной государственной администрации, назначаемого президентом, будет переименована в «государственного урядника». Одновременно, в поправках к Конституции планируется более детально отрегулировать механизм местных выборов, а именно: количество туров выборов для мэров городов, применение пропорциональной избирательной системы, принципы формирования избирательных округов.

Фракции парламентской коалиции по-разному видят решение этих важных вопросов. Например, для «Батькивщины» принципиальное значение имеет право партий отзывать депутата из выборного органа в случае его политических или дисциплинарных проступков. Для Петра Порошенко и большинства его фракции важно отстоять право президента распускать местные советы. Для Радикальной партии перемены во многом сводятся к праву партий на местных выборах объединяться в избирательные блоки. Противоречия между участниками коалиции также коснутся таких предложений, как закрепление за партиями исключительного права выдвигать кандидатов в мэры в крупных городах (областные центры и Севастополь), формат введения «открытых списков» в избирательный механизм, а также сокращение численности местных советов.

Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции.

Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы.

В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее. Маловероятно, что украинскому президенту удастся одновременно делать уступки парламентским фракциям в обмен на их поддержку и продолжать линию на расширение собственного влияния. Возможностей для сохранения коалиции в нынешнем составе остается немного: после местных выборов осенью 2015 года вероятно формирование нового правительства и новой коалиции фракций.    

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 марта 2014 | 16:05

Украина: авторизация насилия

На Украине создают Национальную гвардию - на базе внутренних войск и добровольцев, которыми, очевидно, станут боевики Майдана. В России экспертное сообщество и медиа нередко оценивают это как создание кулака действующей киевской власти. Эти оценки, по всей видимости, оправданы. 

17 апреля 2018 | 22:33

Дайджест внешней политики Германии 10-17 апреля

Немецкое правительство предпочло не участвовать в ракетных ударах по Сирии, ограничившись лишь словесной поддержкой США, Великобритании и Франции. Внутри Германии на Меркель посыпались упреки в безынициативности и пассивности. Еще недавно канцлерин призывала Европу брать на себя больше ответственности, а теперь уклоняется от решительных действий в духе евроатлантической солидарности.

16 июня 2017 | 09:27

Дайджест внешней политики США (9-15 июня)

Сенат США подготовил единый законопроект, призванный усложнить отмену уже существующих санкций против России. Слушания в Конгрессе с участием Рекса Тиллерсона по предлагаемому президентом сокращению бюджета Госдепартамента переросли в обсуждение внешней политики новой администрации, у которой нашлись как сторонники, так и критики. Новый поход к выстраиванию отношений с Кубой призван повернуть вспять действия предыдущей администрации. 

4 мая 2015 | 23:00

О чем теперь говорить в Минске

Новая встреча в Минске состоится в течение 10 дней. Однако вряд ли на ней будут обсуждать меры по реинтеграции ДНР и ЛНР в состав Украины. На это не готовы ни сами республики, ни даже официальный Киев. Петр Порошенко продолжает отказываться от выполнения политической части Минских соглашений и вести предметный диалог с лидерами ополченцев по конституционной реформе.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова