Бывший посол США в СССР Джек Мэтлок опубликовал в конце августа свои наблюдения о развитии Украинского кризиса. Он также поделился идеями о возможных контурах будущего урегулирования. Идеи Мэтлока во многом созвучны с предложениями российско-американской «группы Бойсто». Главное, что их объединяет – большое реализм и практический характер рекомендаций.
В развертывании кризиса Мэтлок не видит ничего неожиданного. Россия действовала так, как поступили бы США, окажись под угрозой политический режим в Канаде или Латинской Америке.
The United States has traditionally opposed foreign military alliances in its own backyard—normally defined as the entire Western hemisphere—and in practice reserves to itself the right to take any action it considers necessary to insure its safety if it perceives a potential threat. One has to have a blind spot to salient features of the real world to expect that any country would be restrained by abstract and frequently violated principles of “international law” if its government believed that it must prevent a hostile foreign power from taking effective control of a neighboring country.
Мэтлок отмечает, что неверно обвинять Россию в том, что она неверно оценивает угрозы своей безопасности. Как и Роберт Легвольд до него, Мэтлок указывает – нужно не игнорировать озабоченности Москвы, а постараться убедить ее в том, что НАТО не представляет для нее угрозы.
It does not matter that the Russian fear of foreign designs on Ukraine is exaggerated or misplaced—it is certainly exaggerated but perhaps not totally misplaced—because it is the perception that counts, the perception that motivates, the perception that agitates the public. If the United States government wishes to discourage undue Russian economic and military pressure on Ukraine, or Russian support for separatist sentiment in parts of Ukraine, it should do its best to diminish the Russian suspicion that the United States and its European allies are scheming to detach Ukraine from Russia’s sphere of influence and turn it into a link in a cordon sanitaire to “contain” and eventually subjugate Russia.
Мэтлок стремится указать на общие интересы всех участников конфликта. Он также считает, что основной вред конфликтующие наносят сами себе.
The Ukrainians must understand that they cannot achieve the unity any successful nation-state requires by imposing the will of part of the country on the rest. The Russians must be convinced that ending support for the rebellion in eastern Ukraine is in their interest and not a precursor to a NATO-dominated Ukraine. The EU needs to understand that, no matter how well meaning the arrangements it has made with the government in Kyiv may be, they have no hope of succeeding unless Ukraine can create a genuine degree of national unity.
Предложения Джэка Мэтлока по урегулированию конфликта носят системный и конструктивный характер. Их воплощение в жизнь позволит обратиться к корням гражданского противостояния на Украине. Однако маловероятно, что правительство в Киеве согласится на компромисс. В этом его поддержат США, которые на этом этапе не различают внутренние пружины конфликта за «российской агрессией».
The principles on which the civil war in Ukraine could be brought to an end and a government established that can provide effective rule for the entire country (minus, at least temporarily, the Crimea) are well known to those familiar with the area and not blinded by partisan passions. They are, speaking broadly: (1) A commitment, embedded in the constitution, by Ukrainian political leaders to power sharing that prevents the domination of one section of the country by the other; (2) A federal structure in function if not necessarily in name; (3) Acceptance of Russian as an official language along with Ukrainian in regions with a significant number of Russian speakers—ideally in the entire country; and (4) A credible assurance that Ukraine will not become a member of NATO, perhaps by requiring the vote of a supermajority as a prerequisite to joining any military alliance.
В заключении Мэтлок предлагает способ решения «крымского вопроса», который позволил бы выйти из ситуации «сохранив лицо» как России, так и Украине - провести повторный референдум в Крыму под эгидой ОБСЕ.
An agreement among Ukrainians along these lines should be strongly encouraged by outside parties. It could be reached without necessarily agreeing on the status of Crimea, a question that could remain in legal limbo, subject to further negotiation between Ukraine and Russia in, one would hope, calmer times. It might eventually be possible to provide some face-saving for both Ukraine and Russia by agreeing to an OSCE-sponsored referendum in the Crimea following a specified period of Russian administration.
Рассуждения Джэка Мэтлока и целого ряда другихвысокопоставленных американских аналитиков - Тома Грэма, Роберта Легвольда, Джона Миршаймера, Юджина Румера, Генри Киссинджера и др. - показывают, что в США накапливается критическая масса аргументов с призывом к умеренности в реагировании на Украинский кризис. Несмотря на остроту формулировок прошедшего в британском Уэльсе саммита НАТО, члены альянса своими решениями постарались не спровоцировать Россию на ответные меры. Тем самым они вызвали волну саркастичных комментариев в прессе. Как заметил колумнист CNN Дэвид Роткопф:
"[Putin] is merely toying at the periphery of NATO and frankly, rhetoric aside, he is no threat to regions deeper into Europe".
В этих словах заметны одновременно ирония в адрес показной реакции НАТО и несомненное облегчение тем, что кризис не так глубок, как о нем говорят.
26 августа в РСМД состоится круглый стол с участием ведущих российских экспертов-международников о судьбе Минских договоренностей по вопросу урегулирования украинского кризиса и презентация доклада Андрея Сушенцова о российско-украинских отношениях.
7 апреля США нанесли ракетный удар по базе сирийских правительственных ВВС. Акция стала ответом на химическую атаку в провинции Идлиб, ответственность за которую США возложили на Дамаск. Руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов представил экспертный комментарий о причинах и последствиях американского удара по Сирии.
Ключевым вопросом остается кандидатура на пост премьер-министра. Аль-Малики, поддерживаемый Вашингтоном и Тегераном, не намерен уходить. Между тем, основные политические и духовные лица Ирака призывают его к отставке, обвиняя в связях с Ираном и неспособности справится с военно-политическим кризисом.
В Нигерии после напряженной избирательной кампании президентом с четвертой попытки стал оппозиционный лидер Мухаммаду Бухари. Вопреки ожиданиям, действующий глава государства Гудлак Джонатан не стал оспаривать итоги выборов и признал поражение. Последовавшие выборы глав штатов продемонстрировали, что правящая партия утратила популярность. Хотя трансформация политического режима происходит мирно, последствия таких изменений могут быть драматическими.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.