Станислав Притчин
В условиях напряженности в отношениях России с западными странами восточный вектор российской внешней политики становится приоритетным. Примечательно, что диалог Москвы и Тегерана активизировался еще до украинского кризиса. В декабре в Москву приехал первый русскоговорящий посол ИРИ, который и до своего назначения считался одним из ведущих специалистов по России.
ПРЕМИУМ
10 ноября 2014 | 03:24

Посол ИРИ в России Мехди Санаи: Москва и Тегеран имеют общие интересы и угрозы

В условиях напряженности в отношениях России с западными странами восточный вектор российской внешней политики становится приоритетным. Примечательно, что диалог Москвы и Тегерана активизировался еще до украинского кризиса. Толчком этому послужила победа на президентских выборах в Иране в августе 2014 года Хасана Роухани, у которого с первой же встречи на саммите ШОС в сентябре в Бишкеке установились конструктивные и теплые отношения с российским визави. В декабре в Москву приехал первый русскоговорящий посол ИРИ, который и до своего назначения считался одним из ведущих специалистов по России. О подходах иранской дипломатии к ключевым вопросам международной повестки дня, а также перспективах российско-иранских отношений мы побеседовали с Чрезвычайным и Полномочными послом Исламской республики Иран в России господином Мехди Санаи.

Уважаемый господин посол, спасибо, что нашли время для беседы. Первый вопрос о перспективах разрешения кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Окончательное решение вопроса переговорах Ирана с «шестеркой» отложено до ноября текущего года. Какими Вы видите перспективы разрешения ситуации, до какой степени стороны близки к пониманию позиций друг друга, и насколько вероятно, что соглашение будет подписано в ноябре?

Как Вам известно, переговоры Исламской Республики Иран с группой 5+1 проходили с 14 по 16 октября в Вене с участием министра иностранных дел ИРИ господина Мохаммада Джавада Зарифа, главы внешнеполитического ведомства Евросоюза госпожи Кэтрин Эштон, госсекретаря США господина Джона Керри и заместителей министра иностранных дел, в частности господина Сергея Рябкова, со стороны Российской Федерации. Результаты, которые различные стороны, в том числе Иран, вынесли из последних переговоров в Вене, демонстрируют, что переговоры были успешными, и был достигнут хороший прогресс.

Намерение и воля официальных лиц ИРИ на окончательное урегулирование этого надуманного и нежелательного кризиса основываются на принципе обоюдного выигрыша.

Исключительно мирный характер ядерной деятельности ИРИ – это реальность, и никаких причин для иллюзорных суждений не существует. Выражая признательность российским официальным лицам за инициативы по сближению позиций, надеюсь, что и другие стороны этих переговоров также проявят волю и серьезное желание, направленные на устранение этого несуществующего кризиса.

Мы считаем переговоры единственным путем решения этого вопроса. Группе 5+1 также следует благожелательно отнестись к продолжению этих переговоров и создать условия для окончательного урегулирования в ноябре. Полагаю, что после достижения комплексного согласия по ядерному вопросу будет создана хорошая атмосфера для сотрудничества между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией, стороны смогут заметно увеличить свой товарооборот и начать сотрудничество в новых областях. Это цель, для достижения которой официальные лица двух стран должны прилагать бόльшие усилия.

Как Вы оцениваете ирано-российские отношения на нынешнем этапе? Каковыми Вам видятся перспективы активизации сотрудничества в области экономики и безопасности? Какова ситуация с «нефтяной сделкой», когда она будет подписана? Сложные отношения между Россией и Западом и введение санкций против России окажут ли в той или иной мере влияние на отношения между Москвой и Тегераном?

После периода застоя в ирано-российских отношениях сегодня мы находимся на этапе «весеннего обновления» связей между нашими странами. На нынешнем этапе Иран и Россия имеют общие интересы и угрозы, и как в двухсторонней области, так и в области международного порядка. Стороны достигли общего понимая по многим вопросам, что стало причиной большей интеграции двух стран в регионе и мире. Взаимное понимание двухсторонних и многосторонних тем создало возможность для подъема уровня сотрудничества между нашими странами, и сегодня мы являемся свидетелями заключения важных соглашений в сфере экономики и в иных областях.

В последние несколько месяцев произошли серьезные подвижки в ирано-российском политическом и экономическом сотрудничестве. Наши страны обмениваются многочисленными политическими и экономическими делегациями на высоком уровне. Иранский и российский президенты за один год четыре раза встречались друг с другом. На этих встречах обговаривались все аспекты двухсторонних, региональных и международных отношений. Помимо этих встреч президенты двух стран имеют телефонные контакты друг с другом и консультируются по различным темам. Последняя поездка президента Роухани в Астрахань и договоренности, которые были достигнуты во время этого визита, стали весьма важным шагом в деле еще большего развития отношений между нашими странами. Непосредственно после встречи президентов состоялись визиты в Москву различных политических и экономических делегаций, в частности, визит министра сельского хозяйства, в ходе которого стороны провели переговоры об экономическом сотрудничестве в области сельского хозяйства, продукции животноводства и водной фауны, и были достигнуты хорошие договоренности.

По моему мнению, процесс ускорения в ирано-российских отношениях приведет к увеличению объема торгового товарооборота. За последние несколько месяцев иранские и российские коммерсанты продемонстрировали заметную заинтересованность в начале или углублении сотрудничества. Благодаря политической воле лидеров двух стран, направленной на значительное развитие отношений, а также поддержке, оказываемой бизнесменам и частному сектору со стороны правительств наших стран, возникли новые условия. Мы надеемся, что иранские и российские бизнесмены воспользуются этой возможностью и с уверенностью приступят к деловому партнерству.

Иран и Россия сотрудничают в различных экономических областях, начиная с нефтегазовой сферы и заканчивая транспортом, сельским хозяйством и другими отраслями. По-моему, на сегодняшний день созданы условия для более широкого сотрудничества между нашими странами. У нас есть важные базовые экономические соглашения с Россией, которые являются эффективным средством для облегчения экономических связей между двумя странами. В настоящее время происходит обмен проектами других экономических документов, информация о которых поступит после их финализации.

Исламская Республика Иран и Российская Федерация сталкиваются с общими угрозами для безопасности в регионе.

Угрозы, вытекающие из экстремизма и терроризма, производства и транзита наркотиков и региональных кризисов, являются общей тревогой для обоих государств. Поэтому обе наши страны желают дальнейшего углубления консультаций и совместного регионального сотрудничества на самых высоких уровнях, начиная с уровня президентов, министров иностранных дел и секретарей Советов национальной безопасности двух стран и заканчивая контактами между прочими официальными лицами и соответствующими структурами. Эти контакты нужны для того, чтобы одержать победу над региональными угрозами и кризисами и стать фундаментом спокойствия и безопасности в регионе.

Астраханский саммит глав стал еще одной возможностью для координации позиций прикаспийских государств в области региональной повестки дня. Каковы оценки Тегераном итогов саммита. Как Тегеран смотрит на вопрос обеспечения региональной безопасности? Есть ли, по мнению Ирана, возможность для создания группы морских сил КАСФОР? Рассматривается ли перспектива создания Каспийской организации экономического сотрудничества?

Исламская Республика Иран всегда заявляла, что Каспийское море является морем мира и дружбы, и всегда выступала против любого присутствия иностранцев в этой акватории. Мы верим в то, что вопросы этого моря должны решаться исключительно путем взаимопонимания и сотрудничества прибрежных государств, и убеждены, что никакой иной альтернативы для этого механизма не существует. По этой же причине Исламская Республика Иран приветствует любые механизмы, которые будут способствовать взаимопониманию региональных государств и создадут условия для урегулирования существующих вопросов и развития сотрудничества между прикаспийскими странами. Заседание в Астрахани, на самом деле, стало поворотным моментом в истории отношений и сотрудничества прикаспийских государств. Впервые были устранены некоторые юридические разногласия в отношении этого моря, хотя мы все еще далеки от достижения комплексной договоренности и полного урегулирования вопросов, связанных с правовым режимом Каспия.

Позитивные последствия этого заседания начинают сказываться, и планируется, что сотрудничество прикаспийских стран вступит в новый этап. По моему мнению, следует создать условия, при которых прибрежные государства смогут иметь наибольший объем экономических обменов друг с другом. Чем шире будет экономическое сотрудничество между прикаспийскими странами, тем больше будет безопасности, и тем глубже будет становиться дружба между народами прибрежных государств. Форумы, которые были проведены на полях Астраханского саммита глав, в частности, круглый стол с участием бизнесменов и деятелей экономики, а также круглый стол молодежи каспийских стран, стали весьма хорошей российской инициативой, которая была принята с большим одобрением. Я должен поблагодарить за достойный прием правительство Российской Федерации и руководство Астрахани, которое оказывало максимальное сотрудничество.

Каково мнение Тегерана о саммите глав ШОС? Как Тегеран оценивает перспективы членства в этой организации?

Саммит глав ШОС, который проводился в Душанбе в этом году, стал успешным событием, на котором страны, являющиеся постоянными членами и наблюдателями, провели полезные переговоры. Как Вы знаете, президент Исламской Республики Иран господин Роухани также принимал участие в этом заседании и провел переговоры с президентом Владимиром Путиным.

Тема членства новых государств в ШОС постоянно поднималась в прошлом. Для того, чтобы эта организация могла лучше выполнять свои региональные и международные функции, она вынуждена расширяться. Исламская Республика Иран с момента образования этой организации активно участвовала во всех ее делах в качестве государства-наблюдателя и ставила вопрос о своем постоянном членстве. Иран является приоритетным кандидатом на повышение статуса членства по нескольким конкретным причинам. Первая заключается в том, что исключительные стратегические, экономические и политические условия Ирана, доступ к свободным водам Персидского залива, наличие развитой транспортной сети и устойчивой безопасности придают ему особый статус, и при повышении уровня его членства во всех аспектах пользу от этого решения ощутят на себе все государства-участники.

Вторая причина состоит в том, что Исламская Республика Иран уже сейчас имеет стратегические, развивающиеся и гарантированные отношения с важнейшими членами ШОС - Россией и Китаем, которые не обладают прочие кандидаты на постоянное членство.

И непременно следует учесть те новейшие события, которые стали поворотным моментом в отношениях между Тегераном и Москвой, поскольку, как известно Вам и в чем убежден я, двухсторонние и региональные отношения между этими странами, на самом деле, расцениваются как дополняющие друг друга.

В-третьих, если раньше речь шла о несправедливых санкциях против Ирана, то новые события показывают, что эти санкции вскоре будут сняты, и уже сейчас различные страны проводят подготовительные мероприятия для усиления взаимодействия с Ираном. Между тем, американские и европейские компании, несмотря на лозунги, выдвигаемые их правительствами, имеют полновесное присутствие в Иране. По моему разумению, региональные страны, наши партнеры и ШОС вправе извлечь выгоду из этих условий и поставить их в качестве приоритетов. Мне представляется, что в будущем некоторые страны и структуры для того, чтобы помешать усилению ШОС, выдвинут еще более привлекательные и более идеальные предложения с намерением конкурировать с этой организацией и воспрепятствовать членству в ней ключевых стран. Таким образом, будет правильным, если решение о новых членах внутри организации будет приниматься с учетом этих соображений.

Ситуация в Афганистане и Ираке ведет к тому, что Иран становится важным тактическим союзником западных стран. Стабильность и эффективное сопротивление ИГ невозможно без Ирана. В этой связи, как Иран расценивает перспективы сотрудничества с западными странами, в первую очередь, с США?

Внешняя политика Исламской Республики Иран всегда была направлена на установление и сохранение мира и стабильности в регионе и мире, так как мы убеждены в том, что безопасность и стабильность являются фундаментом для процветания и развития государств. Установление безопасности и стабильности в Ираке и Афганистане приведет не только к спокойствию и стабильности в этих странах, но будет также содействовать укреплению региональной безопасности. По этой же причине Исламская Республика Иран приветствует любые практические шаги в сочетании с добрыми намерениями, направленными на обеспечение безопасности и стабильности в этих странах, и выступает против любого иностранного военного вмешательства в эти страны, совершаемого под различными предлогами. Мы убеждены, что безопасность региона будет обеспечена исключительно путем сотрудничества региональных стран.

Свидетельства, имеющиеся в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Афганистане, доказывают, что присутствие и вмешательство иностранцев в дела нашего региона не приносят народам этого региона ничего, кроме разрушений и нестабильности.

Сегодня мы видим результаты неправильных решений и ошибок мировых держав в регионе Ближнего Востока и Афганистане. Некоторые страны под предлогом борьбы с терроризмом, установления безопасности и борьбы с наркотиками направили в этот регион военные силы, однако спустя десятилетие выяснилось, что эти цели не были достигнуты, экстремизм и терроризм получили развитие, в некоторых странах региона произошло углубление нестабильности, и также увеличились посевы и производство наркотиков в Афганистане. Между тем, за эти годы погибли тысячи ни в чем не повинных гражданских лиц, миллионы человек лишились крова и покинули свои города. Исламская Республика Иран настаивает на необходимости использования региональных потенциалов, исходя из осознания последствий ошибочных решений нерегиональных стран и иранского понимания требований и условий, существующих в этом регионе.

По поводу отношений Исламской Республики Иран с западными странами мы неоднократно говорили, что приветствуем отношения, основанные на взаимном уважении при условии признания прав иранского народа. Что касается отношений с США, то для нас значимы те величины, которые были определены Духовным Лидером революции Рухолла Хомейни. Он всегда ясно высказывался по этому вопросу. В качестве примера, он сказал:

«В тот день, когда связь с Америкой станет полезной, я стану первым человеком, который скажет, что такую связь надо установить. Установление отношений с Америкой зависит от собственных условий и необходимостей, линии которых определяет Духовный Лидер Исламской Революции».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

11 августа 2015 | 13:04

А вас я попрошу остаться

Украинские власти - по сути, единственная сторона, кому выгодно немедленное изгнание или добровольный исход наблюдателей из зоны конфликта. В отличие от Москвы и Брюсселя, Петру Порошенко необходимо возобновление боевых действий - только на фоне «отражения российской агрессии» он может просить у уставшего от него Запада деньги, а также военную и политическую поддержку. В этом плане Миссия ОБСЕ ему мешает.

27 ноября 2014 | 08:50

Инфраструктура НАТО в Грузии как проблема безопасности Южного Кавказа

Несмотря на то, что никто в серьез не рассматривает перспективу вступления республики в Альянс, возможность создания западных баз и военных объектов на суверенной территории – вполне реальна. А это существенно накаляет ситуацию в регионе и провоцирует рост военных расходов, равно обременительный для всех стран в период международных экономических сложностей.

8 июня 2015 | 22:00

Северная Осетия: смена караула

На управленческом Олимпе в Северной Осетии перемены. Владимир Путин подписал указ об освобождении от должности главы этой республики в связи с истечением срока его полномочий. Временно исполнять обязанности руководителя одного из северокавказских субъектов РФ будет Тамерлан Агузаров. И хотя до июньского указа его имя практически не фигурировало в обсуждениях относительно возможных претендентов на пост первого лица республики, сегодня можно с большой определенностью утверждать, что именно он в скором времени избавится от приставки врио.

26 февраля 2016 | 20:19

Дайджест внешней политики США за неделю (19-25 февраля)

Ближневосточный вектор внешней политики США на прошедшей неделе ознаменовался заключением соглашения между Москвой и Вашингтоном о прекращении огня в Сирии, однако сдержанность реакции на это событие с американской стороны свидетельствует о все угосающем интересе к данной проблеме. Экспертный опрос Фонда Карнеги о перспективах развития ситуации на Украине показал, что акценты в оценке проблемы смещаются от противостояния "российской угрозе" к внутриполитическим вопросам в Киеве. Начальник штаба сухопутных войск США призвал отложить вывод американских сил из Аляски ввиду "укрепления Россией своих позиций в Арктике".

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 ноября 2014 | 08:23
29 октября 2014 | 16:00
27 октября 2014 | 13:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова